Лауреаты «Травяной премии»
Владимир Березин

(трава незабвения)
Человек похож на траву. Это сказал не я, а Паскаль.
Впрочем, с травой человека много кто сравнивал. Трава жалка, уязвима и умирает осенью.
Зато запахи трав в горах забыть невозможно.
Запахи были важной составляющей прозы и переводов Асара Эппеля. Я знал его, и он был добр ко мне, несмотря на то, что однажды я не защитил его. Я был членом жюри одной премии, куда он был номинирован. Премию решили присудить другому человеку, потому что говорили, что Эппель и так велик. Я выбрал Эппеля, но общему решению сопротивлялся мало. Он потом подошёл ко мне и сказал: «Не расстраивайтесь, я знаю, что вы за меня боролись». А я не боролся: по молодости я считал, что премии – труха и тлен. Стыд за это живёт в моём сердце.
Поэтому я писал для Травяной премии ботанический текст как память о том, что ошибки неисправимы, а запахи корицы, перца, кофе, чабреца, розмарина – вечны. Потом оказалось, что это не отдельный сюжет, а часть большого филологического романа о ХХ веке. А прошлый век дохнул на нас не только свежестью, но и гарью.
Учёные говорят, что наша память формируется запахами. Именно они запускают воспоминания.
Память об Асаре Эппеле прекрасна: в ней есть место коричным и перечным лавкам Бруно Шульца и горькой пыли московских дворов из его собственной прозы.
Это очень хорошо. В другие годы о траве незабвения Эппеля напишут другие – лучше меня.
Павел Товбин

Господа!
Нет, друзья, — все пишущие и читающие на русском языке, все, кто любит хорошую прозу и короткие рассказы, которые, на мой взгляд. являются одной из наиболее сложных литературных форм. Я бесконечно рад, что один из моих текстов удостоился награды на замечательном международном литературном конкурсе «Травяная Премия». В сущности, осталось совсем немного конкурсов, полностью ориентированных на короткие рассказы. Честь и хвала редакции журнала «Артикль» — спонсору и создателю этого конкурса за поддержание традиций короткого рассказа на русском языке!
Карина Каринал

Мои тексты рождаются из пережитого — из боли и утраты, которые со временем начинают искать слова.Мне важно, чтобы опыт не растворялся в молчании и травме. Через образы и метафоры я стараюсь передать внутреннюю речь — то, как события продолжают жить в человеке: в теле, в снах, в паузах между словами. Как утрата становится тенью, память — внутренним пространством, а одиночество — разговором с собой. Для меня литература — это способ пройти путь от боли к смыслу, от немоты — к истории, от потери — к продолжению жизни.
Благодарю за возможность быть услышанной.