60(28) Михаил Юдсон

«Остатки»

Составление Романа Кацмана

 

Мы продолжаем публикацию фрагментов, сохранившихся в архиве Михаила Исааковича Юдсона (1956-2019) в конверте под названием «Остатки». Предыдущие публикации см. начиная с №14.

*

«Русский, с годами ещё руше, я спрашиваю из моего затвора: заговорит ли Россия по-русски?» (А. Ремизов)

«Имя прозы».

Понурился я и ушёл в свою конуру, чтобы с двенадцатым ударом курантов превратиться в мышь.

Всегда, открыв книгу, жду чуда. Но чаще выплывает чудо-юдо, приходит невод с травою морской, бредень с бреднями. Гораль! (судьба). Чаша!.. Гора с горой, а человек — с Книгой… Тогда начинаешь чудо придумывать, вертеть волчок страниц, раскрашивать, пририсовывать крылышки.

*

Как писал переводчик Бялика на русский (Герцфельд): «Уселись в стулья и пошли говорить о литературе».

Написан текст текущим молоком подтекста и мёдом зримой прозы.

*

Нет никакой Одессы — есть разросшаяся крепостца Хаджибей с платанами и Дюком.

Когда я третий раз кряду попытался снять пробку с телефона, то понял — всё, хватит пить.

У Блока (сказывает Ремизов) была в Петрограде трудовая книжка с пометкой: «Литератор, грамотен».

*

А в Иосифе Виссарионовиче тоже слышится «Восемьдесят восемь». Два сапога!..

Пророческая фраза из «12 стульев»: «Все евреи — левые».

Земная Мария родила от Духа небесного — залетела!

Прямо-таки аграрная проза нынешней Руси — незамысловата, безыскусна, бедна.

Ремизов называл джойсовский поток сознания — страницы «без передышки».

*

«А темь источник скуки», писал Ремизов. Но тем истовее шифрую текст!

«Весь корабль сколочен из чужих досок, но у него своя стать» (Мандельштам).

Я – акмеист по лоциям Лотмана («система, под влиянием которой происходят сдвиги значений – уже существующие тексты»).

Кстати, Паниковский сын не лейтенанта Шмидта, а историософа Самуэля Хантингтона.

*

Гоголевский Беглый Нос и Рваный Ноздрёв.

Герцен называл массу «паюсная икра».

Виктор Михайлович Полесов – махновец! Гуляй-поле!

«С угнетенными против угнетателей – всегда!» (лозунг Махно).

– Ваше кредо? – Всегда!

Великий стилист А. Н. Толстой оставил нам притчу про златой ключик – там чудеса, там бродит Буратино – бунтарь, борец за права марионеток – о, ниторуб! Но закулисно главный демиург там папа Карло – Отец, плотник, вдохнувший душу в полено. Любовный треугольник Пьеро, Арлекин, Мальвина – естественно, Любовь Менделеева, Блок, Белый.

*

Трактат Лютера «Против жидов и лжи»[1]. Вот откудова ноги растут – жить не по Жи!.. у неполжителя Солженицына. Жиудеи!

*

Мотек-хайтек прошёл мимо меня, остался шук «Кармель».

«Что надо, то в художнике застрянет» (Блок, Дневник, 1918 г.).

Волошин предполагал, что в «Двенадцати» у Блока не Христос ведёт патруль, а это они его ведут – знамо и понятно куда. Столбы вьюги!

Игорь приносит иго каганату – наказание хазарам!

«С переносами, с точками и запятыми – всей этой ненужной пестряди, необходимой для тупоголовых – разве это то, что я чувствовал и думал, какой вздор! Нет несказуемых мыслей, только на сказ надо дар» (Ремизов).

*

«Скудость мысли порождает легионы единомышленников» (С. Довлатов, «Записные книжки»).

Как утверждал Бродский, традиция – благородное имя инерции.

Как выражался Ремизов, бедуя в Париже: «и здесь, в зарубежном несчастии, и там, на родине, в России…».

*

По Борхесу («Три версии предательства Иуды») именно Иуда и был Спасителем!

Марксиды, как писал Герцен. Марксовские иды.

Шли в окаянные годы Блок с Ремизовым по снегу, по сугробам – белое всё. А на душе – не бело.

Вочередиться, ждать надо, как Ремизов писал, притоптывать разбитыми калошами на морозе, дышать полуртом – бутылку молока Петросовет дарует литераторам.

*

Как Черныш (евский) мечтал приделать к ртутному градуснику карандаш – вот вам и вечный двигатель, что делать!

У Шекли в каком-то рассказе на космическом корабле чернильница – писать-то надо!

Моя книга – это сплошь игра, лишь бисерометание.

Перефразируя С. Лема, если мы ожидаем философа, а приходит клоун, то мы принимаем его за скверного философа. А это просто клоун со своими скверными анекдотами.

*

По мне, неслыханная простота хуже воровства у вечности.

Нынешний макулатурный Кассолит.

Французский культуролог (19 в.) Ипполит Тэн, описывая  произведение литературы, упирал на «три первичные силы – раса, среда, момент». Что ж, раса у меня низшая, среда – обетованная, момент – одну секундочку…

Зайчики в трамвайчике, хиджабы на метле…

Возьмут у общества мазок на анализ, и проктологический (нрзб.) огласит: «Восстание каловых масс».

[1] Памфлет Мартина Лютера называется «О евреях и их лжи» («Von den Juden und ihren Lügen»), 1543 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *