ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот файл, первые главы романа «Сказка про красного быка, или Хроники ленты Мёбиуса. Роман-бустрофедон», Женя прислал мне 25 января. После этого к компьютеру он не подходил и на почту не отвечал – слабел на глазах.
Но разговоры это, безусловно, не отменяло. О чем? Да о литературе, конечно, о том, как должен разворачиваться роман. «Я всё придумал, – радостно сказал Женя, – я знаю весь роман.» Вот мы и болтали, смакуя детали.
Бустрофедон, ход быка, – способ записи текста, когда одна строка написана прямо, а вторая – зеркально. Так, говорят, писал Леонардо.
В этом подзаголовке, на самом деле, заключено алдановское (декартовское) утверждение из «Ульмской ночи», что через 50 лет все случившиеся события меняют знаки на противоположные.
Ну, а «хроники Ленты Мёбиуса» (что, собственно, и есть «сказка про красного быка») особых объяснений не требуют. Естественно, в истории одной семьи могут появляться персонажи, играющие абсолютно противоположные роли, а как это выходит – вы у Истории спросите.
Любопытно, что в Прологе Женя почти портретно описал немецкую часть своей семьи, не забыв упомянуть скромного учителя Гебхарда Гиммлера, чей сын стал потом вторым по могуществу человеком в нацистской Германии.
Основным персонажем сделан легко угадываемый писатель, граф Толсторжевский (этому есть объяснение в тексте). А вокруг него – ведут свою игру бесы Истории – : гомункулы, розенкрейцеры, тибетские махатмы, люди, не отбрасывающие тени… – нарочитая гофманиада в чистом виде. Бесы пытаются изменить Историю, ослабить сильнейшего игрока после Великой войны – Германию, особенно позднего периода Веймарской республики, но История бесам оказывается неподвластна, она сама решает, какую фигуру провести в дамки, на бесов ей плевать.
Вот и остается хоровод «влиятелей» там, где их оставил автор, – на страницах книги. А История движется по только ей подвластным законам, по загадочной ленте Мёбиуса.
Остается надеяться лишь на то, что книги не только не горят, но способны самовозрождаться и после того, как автор покинул этот мир.