42(10) Роза Ляст

  Наставление по соисканию консулата

Конец 64 года до н. э. Рим готовится к очередным ежегодным выборам двух консулов на 63 год. Сохранился уникальный документ “Краткое наставление по соисканию“ высшей должности в Риме. Наставление написал знаменитому оратору Марку Тулию Цицерону его младший брат Квинт Тулий Цицерон. Квинт при поддержке старшего брата легко продвинулся по лестнице высших магистратур и дошел до должности претора. Претор занимал второе место после консула и совершал правосудие по гражданским делам.

 Предлагаю читателю несколько впечатляющих отрывков из этого исторического памятника. Цитирую текст по книге “Письма Марка Тулия Цицерона”, Издательство Академии Наук СССР, 1949 год в переводе В. О. Горенштейна.

 Итак, выборочные места из текста Горенштейна.

 “Квинт шлет привет брату Марку.

Ввиду нашей взаимной любви, я счел не лишним подробно написать тебе… что я думал дни и ночи о твоем соискании.

Подумай, в каком государстве ты живешь, чего добиваешься, кто ты. Вот о чем должен ты размышлять чуть ли не каждый день, спускаясь на форум: “Я – человек новый (homo novus), добиваюсь консульства, это – Рим.”

 Затем позаботься о том, чтобы было ясно, что у тебя есть многочисленные друзья из разных сословий. Постарайся, чтобы те, кто перед тобой в долгу, поняли, что не будет другого случая отблагодарить тебя. Соискание должностей требует действий двоякого рода: одни должны заключаться в обеспечении помощи друзей, другие – в снискании расположения народа.

 Теперь я не могу обойти молчанием предосторожностей, необходимых в этом деле. Все преисполнено обмана, козней, вероломства.

 Приобретение благосклонности народа требует обращения по имени, лести, постоянного внимания, щедрости, распространения слухов, надежд на тебя как на государственного деятеля. Наконец, заботься о том, чтобы о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи – либо о преступлении, либо о мотовстве, либо о разврате.“

 Прошу прощения у читателя за длинную цитату. Но приведенный текст малая часть сочинения Квинта.

 60-е годы до н. э. отличались особенной остротой в предвыборной борьбе за консульскую власть. Главные противники Люций Сергий Катилина и Марк Тулий Цицерон. Напомню коротко, как развивались события.

 Все началось с так называемого “Первого заговора Катилины”. Катилине не удалось стать консулом на выборах 65 года, и он решил пойти на преступление. По плану Катилины новые консулы в день вступления в должность 1 января 65 года должны быть убиты. Заговор был раскрыт, Катилина был привлечен к суду, на котором в качестве адвоката собирался выступить Цицерон.

 Квинт Тулий уверил Цицерона не опасаться Катилины и не выступать в его защиту. Из-за судебного процесса Катилина не смог участвовать в выборах на 64 год до н. э. Но он не отступал. И снова выдвинул свою кандидатуру на 63 год до н. э. При этом его лозунгом стала “Отмена всех долгов” (tabulae novae). Этот лозунг привлек самые широкие слои римлян: промотавшихся аристократов, обремененную долгами золотую молодежь, обезземеленных крестьян и просто бездельников.

 8 ноября 63 года до н. э. Цицерон произносит на заседании сената свою знаменитую первую речь против Катилины. Кто из нас не помнит “Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?”

 Блистательная речь Цицерона так напугала Катилину, что он поспешил покинуть заседание сената. Консулами на 63 год до н. э. были избраны Гай Антоний Гибрида и Марк Тулий Цицерон.

 Несколько слов о Гае Антонии. Гай происходил из плебейского рода Антониев. В молодости был одним из сторонников Суллы. Из-за грабежей в Греции привлекался к суду. О нем и Катилине Квинт Тулий писал: “Оба с детства убийцы, оба развратники”. Тем не менее Гай смог пройти лестницу высших магистратур и в 66 году до н. э. стал претором.

 После всей этой истории невольно возникает вопрос, нуждался ли Цицерон в советах брата? Думается, что Квинт и сам это понимал. “Ввиду нашей взаимной любви я счел не лишним подробно написать тебе то, что мне приходило на ум, когда я размышлял дни и ночи о твоем соискании, – не для того, чтобы научить тебя чему-нибудь новому, но чтобы изложить с единой точки зрения, по плану и порядку, то, что в жизни оказывается разбросанным и неопределенным”.

 Создается впечатление, что Квинт понимал или, скорее, чувствовал, что он оставил человечеству на вечные времена трактат “По соисканию“ высшей должности в период предвыборной компании. На самом деле Квинт стал первым в истории стратегическим технологом соискателей.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *