61(29) Памяти Леонида Финкеля

(24 июня 1936 года – 12 февраля 2024 года)

Не стало Леонида Финкеля! 

Огромная утрата! Он был необыкновенным Человеком, близким другом, большим писателем, историком, пушкинистом, настоящим просветителем…  И это абсолютно тот случай, когда есть незаменимые люди. На протяжении всей своей профессиональной жизни Леонид писал замечательные книги, проводил литературные семинары, лекции, выпускал журналы, создал музей Пушкина…  Возглавляя Союз русскоязычных писателей Израиля, долгие годы был его душой и двигательной силой!..

Он был по-настоящему государственным человеком, многое делал, чтобы в Израиле было светлее… и всегда переживал, что не успевает объять необъятное.

У него было множество идей, он беспрерывно трудился на благо общества, — и это не дежурные слова; быть полезным стало образом жизни Леонида Финкеля.

Увы, его жизнь оборвалась, но его имя будет продолжать звучать в праведных делах необыкновенного Человека Леонида Наумовича Финкеля…

                       Аркадий Крумер, писатель, драматург, продюсер

 

Памяти неспокойного человека

«Это редкий случай в моей журналистской практике, когда после двухчасового разговора не чувствуешь ни опустошения, ни усталости. Есть какой-то внутренний подъём, даже чувство радости, что этот разговор состоялся.

У Леонида Финкеля домашний тембр голоса и глаза мудрого человека. Мы говорили о книгах, о писателях, о прошлом, о будущем…

Леонид неспокойный человек. Наверное, таким был всю жизнь. Писательский труд – основной. Но, кроме него, всегда что-то издаёт, проводит, возглавляет, организует…»

Это отрывок из моей беседы с Леонидом Финкелем «Эта земля тебя узнала…», которая состоялась в Ашкелоне, в небольшом дворике Пушкинского музея. (В Ашкелоне, на берегу Средиземного моря – Пушкинский музей!). Леонид писал о Салтыкове-Щедрине, Илье Эренбурге, Шолом-Алейхеме…

«Всегдашней моей мечтой было написать хорошую книгу об Ашкелоне, и я принялся за работу над книгой о городе. Написал и издал её «Будь счастлив, Рим, будь счастлив, Ашкелон». Есть часть базилики, где сохранилась такая надпись на латинском языке».

Леонид подарил мне книгу «Будь счастлив, Рим, будь счастлив, Ашкелон» с дарственной надписью. Написал, что призыв «быть счастливым» обращён и ко мне. Спасибо, Леонид Наумович!

Я буквально за два дня – в книге пятьсот страниц – прочитал её. И не только потому, что собрано много интересных фактов. В книге есть и философские отступления, и документы, – а читается легко. Об Ашкелоне Леонид пишет с любовью. Такое ощущение, что город ему в наследство передали деды и прадеды, жившие в украинских местечках.

Ушёл в мир иной израильский писатель, прекрасный человек Леонид Финкель. Память о нём, я надеюсь, останется у каждого, кто хоть раз встречался с ним.

Пусть будет его душа вплетена в вечный узел жизни…

Это слова прощания и от меня лично, и от читателей журнала «Мишпоха», автором которого Леонид был на протяжении многих лет.

                                                   Аркадий Шульман, журналист

 

Творчество Леонида Финкеля ждёт своего исследователя

Ушёл в мир иной Леонид Финкель. Прозаик. Эссеист. Драматург. И очень доброжелательный человек. У меня хранится на книжной полке одна из его книг, «Недостоверное настоящее. Книга прозы», изданная в 2006 году (Москва — Тель-Авив, «Книга-Сэфер»), причём с тёплой дарственной надписью: «Дорогому Грише – с уважением и лучшими пожеланиями. Храни тебя Б-г! 14.01.07».

Пройдёт всего пара месяцев, и по материалам израильских и зарубежных СМИ (в том числе газеты «Едиот Ахронот») в израильской газете «Вести», в приложении «Вести-2» выйдет моя статья «Любите ли вы Вагнера?» (15 марта 2007 г.). При подготовке её будет использовано, — разумеется, с согласия самого Маэстро, —  эссе Леонида Наумовича Финкеля, с идентичным названием. «Любите ли вы Вагнера?» В этом коротком эссе писатель Леонид Финкель (всего 14 страниц, подумать только, написанных в апреле 2005 года!) попытался ответить на те же вопросы, что и судья из ЮАР Кристофер Никольсон в своем исследовании «Рихард и Адольф», над которым работал целых 15 лет.

Из финкелевского эссе, предвосхитившего книгу Никольсона на каких-то два года:  «Я слушаю увертюру к «Зигфриду». Перед глазами цезаря Августа неистовствуют древние германские боги, фыркает от ярости дракон, мечется, изрыгает проклятия Зигфрид – грубый отяжелевший бош, как говорят французы…

Нет, представление идёт не в античном театре, не в Шуе, я закрываю глаза и вижу Освенцим, где поставлена эта гигантская драма в естественных декорациях, о которых так мечтал Вагнер, — с трубами крематория и настоящим дымом…

Ах, Гитлер! Гитлер мазохист…

…Снова грянула музыка. С жутким чувством я вслушивался в эти звуки. Точно видел привидение. И это действовало мистически, казалось мне приветом из мира духов и не в переносном, а в прямом, буквальном смысле».

Это о страшном Будущем, которое может обрушиться на каждого из нас, и в последние месяцы обрушилось на Израиль в виде мегатеракта и погрома 7 октября, в виде ракетных обстрелов, которым ежедневно подвергался город Ашкелон, в котором Леонид Финкель жил все эти годы…

…Думаю, творчество Леонида Финкеля ещё ждёт своего исследователя, литературоведа или, возможно, даже историка. Слишком уж часто он обращался к событиям исторического прошлого.

Эфраим Баух, автор предисловия к той самой книге, писал следующее: «Леонид Финкель населил свою книгу, в основном, образами тех личностей, чьи имена у всех на слуху. Они мимолетно проскальзывают перед взором автора, который видит за их пестротой порождённую и всё ещё порождаемую ими вечность и неисчерпаемость человеческого духа»…

                                       Григорий Рейхман, историк, журналист

 

…Но ты мне уже не ответишь…

Лёнечка, дружочек мой верный, собеседник мой чудесный,  с тобой можно было обсудить всё (в последнее время, увы, по телефону) — от политики и литературы до бытовых дрязг и болячек.  Человек, которому можно было «поплакаться в жилетку» и знать, что тебя терпеливо выслушают, посочувствуют, утешат. И я не одна такая!  Я и сейчас хочу тебе пожаловаться (а кто ещё поймет ТАК, как ты) — пожаловаться, что чувствую себя покинутой… Но ты мне уже не ответишь…,

Умер Леонид Финкель. И я ещё напишу о нем. Но сегодня не в состоянии…

Прощай, Лёнечка! Время такое и возраст такой — уходят близкие, один за другим. Будем надеяться, что в лучший, чем наш бренный и грешный мир…

                    Светлана Аксёнова-Штейнгруд, поэт, публицист

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *