59(27) Ирина Морозовская

Волшебник и клезмер

 

Странно, но писать о человеке, изобильно одарённом разнообразными талантами, особенно трудно – хочется бежать во все стороны сразу. Но тогда получится монография, а у меня только колонка об авторской песне. Но держаться в рамках почти невозможно – рядом с Игорем Белым всегда уносит в ту сторону, куда сейчас смотрит он, – и другим показывает. Какой-то мощный магический вихрь, всем телом ощутимый и захватывающий. А ты в центре циклона, в удивительном покое и безмятежности, – даже если случайно не провалилась, как обычно, в детство. Чаще проваливаюсь, – и оттуда Белый видится гигантом; как в детстве все взрослые кажутся очень большими.

Я мало разговаривала с Игорем, хотя слушала его много, при каждой возможности. Ведь что может сказать пятилетка взрослому дяде-волшебнику? Только попросить у него ещё кусочек чуда. И если меня попросят сказать об Игоре Белом в двух словах – это будут: «волшебник» и «клезмер». Как настоящий клезмер – странствующий музыкант, легко перелетающий по всему миру со своим верным инструментом за спиной. Как настоящий волшебник – состоящий из химически чистого волшебства, окутывающего слушателей, оставляющего их намагниченными надолго, возможно навсегда. Теперь Игорь чаще всего волшебничает в Израиле, и песни новые его – про то трагическое и страшное, чем живут люди прямо здесь и сейчас.

«ЗАЧЕМ»:

Самая суть дара Белого – солнце, очень много солнца. Не иссушающего палящего, а ложащегося узором листьев на каждого, стоящего в тени (хотелось написать под сенью) человека-сказки. Да вот послушайте, я там была вживую. Запись многое передаёт, хоть не всё:

А тут – полная версия, не для детей:

Игорь Белый, как настоящий клезмер, умеет и любит петь и музицировать в хорошей компании. Хорошей становится любая компания с Белым во главе. В дуэтах, разных. Всё это создаёт как будто отдельные жанры – детские еврейские песни, например (это я о дуэте «Ойфн Вег»), вот целый альбом «ГЕФИЛТЕ ЛИД»:

Или менестрельский жанр “хорошие мужики-бродяги” – с Олегом Городецким. Вот совсем недавнее:

И другие прекрасные люди. Вот один коллектив; послушайте сами. Понравится – в сети ещё есть.

«ЗВУКОУКЛАДОЧНАЯ АРТЕЛЬ»

или:

или вот так:

О разносторонне талантливом человеке обычно говорят «многогранный», но к Игорю это не подходит: грани, даже блестящие – это что-то жёсткое и колючее. Для меня, скорее, Игорь – это фонарь со множеством режимов света и цвета. Прежде всего – педагог от Бога и просветитель. Преподаёт иврит – и не только, – а его лекции, по счастью, есть в сети. Книготорговец, и об этом занятии знает прекрасный клуб «Гиперион» в Москве. Где и сцена, и концерты, и спектакли, и команда единомышленников. Да все режимы свечения я и не упомню. В своё оправдание скажу, что я не так одарена, как Игорь, и сосредоточиться мне сильно мешали регулярные обстрелы и воздушные тревоги. В Израиле сейчас происходит то же самое. И я по-дурацки волнуюсь за тех, кто там. И очень сильно желаю невредимости, безопасности. И самой услышать вживую ещё, подпеть в компании, быть подхваченной и закруженной этим волшебством, о котором попыталась рассказать.

 

 

Комментарии

  1. Абсолютно огласна с Ириной. Для меня лично песни Игоря – такой мощный антидепрессант, способный вывести меня из состояния “ниже плинтуса”. Спасибо ему за это, а Ирине – за колонку о любимом авторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *