51(19) Михаил Юдсон

Публикации Архива русско-израильской литературы Бар-Иланского университета

«Остатки»

 

Составление и примечания Романа Кацмана

 

 

Мы продолжаем публикацию фрагментов, сохранившихся в архиве Михаила Исааковича Юдсона (1956-2019) в конверте под названием «Остатки». Предыдущие публикации см. в №№ 14-18.

 

*

Сей жидов — спасай Россию! Окропление розог святой водой!

Он показал себя с самой ссаной стороны…

Две думы, глядь — обвыпить и обдать.

Чехов еще черт-те когда писал о криках публики к Эвтерпе, музе музыки: «Камаринского! Наяривай!..». Вкусы не меняются.

«Ваш бог — Макарка», как говаривал пьяный купринский подпрапорщик-жидоед.[1]

 

*

«Напрочуд» (укр.) — на удивление.

Есть рационалисты, плюс есть мистики (хасиды и т. д.), а есть романтики, что говорят — мир материален, но есть место чуду. Напрочуду!!!

Во всяком разе свою прозу постарайтесь выпустить в свет…» (Чехов, Письма)

«Это не воззрение, а монпасье» (Чехов, Письма)

*

Был он «человек крепко запьянцовский», как писал Роман Гуль.

Он же: «Мила та сторона, где пупок резан».[2] А уж где обрезан!..

Уж какой у нас тут Северный Аккорд — Акко да Нагария…

А где же путешествие из Петербурга в Москву, а оттуда — в Петушки?!

Профессор: — Ну, с главным героем все ясно… А что вы можете сказать о героине?

Студент (оживляясь): — О героине? О, героин — неисчерпаемая тема…

*

Неукротимо: укради у пишущих дотоле

стога и август, стол и поле,

стволы сосновые в смоле,

тенистый хвойный дух и спуск к песку,

на берег, где синева, удои йода —

спертая атмосфера, ворованный воздух…

Злаки, стихий (вырастить оду!..),

узаборные колоски!.. Под сенью сенных дев в цвету!..

Украсть у Иры красоту!

Проза прет во весь опор. Сообразно натуре сего романа.

«Святая Русь мне становится невтерпеж» (Пушкин, из письма к брату).

«Где ж мой поэт? В нем дарование приметно…» (Пушкин, из письма к Вяземскому).

«Как будто глаза прополоскались! Это Север дарит серебро…» — писал Степан Писахов.

*

И в Откровении Иоанна Богослова (в «Апокалипсисе») 22 главы!!!

Редколлегия в «Мастере и Маргарите»: в МАССОЛИТе было 3111 человек. А дач всего 22! Так что всем в наш журнал не влезть.[3]

«Поэту важен токмо звон!» Василий Тредиаковский.

Пришел я домой выпивши, но ощущая себя трезвым, стал чистить зубы и пасту намазал на ручку зубной щетки — нет, все-таки выпивши…

«Заштемпелёванные» пласты культуры (по А. Белому).

*

«Многообилие смысла, сияние, возникающее от сопоставления слов», как в свое время констатировал Вагинов в «Козпесне».[4]

И я умолвлю свое «маленькое печатное словечко», как осколочно выражался Н. А. Лейкин.

*

«Что знаменует собой снег?» — вагиновский вопрос из «Козпесни». «Целое море снующих смыслов».

Ступай в бассейн — брасс сей!

Ме муарный том «Герасим, говори».

А на Руси гуляют в ночи, поют козлино! Разнузданных грузнотелых диктериад бьют по рылу!

*

Филофилипики: желеобразная проза — о, плоть медузы! — оплот постсмердернизма. Ржавые железяки серятины с краснотцой — гангренозное расползание бездарного. Обоз золотаря. Шубы съедены, моль повылезла.

*

Все не просто так! Почему Аполлон Аполлоныч едет в автобусе именно на Елоховскую улицу? Потому что там (дом 16) жила любовница Петра Первого Аннушка (Монс), согласно московским легендам — ведьма и ворожея. И там же, на Разгуляе, на углу — дом колдуна Брюса.

 

*

«Открытое чудо подразумевает скрытое чудо», — учил Рамбан.[5]

Как Довлатов писал про поэта Елагина: «А этот человек вполне пристоен и даже, говорят, алкоголик».

Питеркантропы и Москвапитеки.

С судьбой, так сказать, Роком, надобно робко бороться. Это как у Заходера: «Батраку сказал кулак: — Ну-кася, выкоси! А батрак ответил так: — На-кося, выкуси!»

 

*

Стихи — дело вкуса, места и времени, даже у великих.

В МСЭ тридцатых годов: «Акафисты (греч.) — песнопения в честь христа, богоматери и святых». С малой буквы!!!

Странно, что у Христа напрочь отсутствует такое еврейское качество как ирония. В Евангелиях нигде не сказано о его смехе.

 

[1]А. И. Куприн. «Свадьба».

[2] Р. Гуль. «Я унес Россию». Т. 1.

[3] М. Юдсон работал помощником главного редактора журнала «22»   А. Воронеля с 1999 года вплоть до закрытия журнала в 2016.

[4] К. Вагинов. «Козлиная песнь».

[5]Рабби Моше бен Нахман (1194-1270). Возможно, имеется в виду «Комментарий Рамбана к Торе», Книга Шмот (Исход) 13:16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *