Overqualified
(Рассказ из сборника «Совершенно обычная девочка». Тель-Авив, 2014)
Чтобы найти работу, Богу потребовался год. Во всех компаниях по трудоустройству ему говорили, что у него слишком высокая квалификация для должности сотрудника отдела по работе с клиентами.
— Из вашего послужного списка видно, что вы длительное время руководили огромной фирмой, почему же сейчас вы хотите работать на такой незначительной должности? — раз за разом спрашивали его на собеседовании.
— Мне важно начать с самого низу, испытать, как это. Я никогда не начинал снизу, — искренне отвечал Бог.
Однако ничего не помогало, и везде он получал один и тот же ответ.
Тогда он попытался изменить кое-что в своём послужном списке: в графе «Владение иностранными языками» он исправил «все» на «иврит и английский», а в пункте «Предшествующий опыт» изменил «генеральный управляющий» на «администратор». В пункте «Образование» написал «двенадцать лет учёбы», а имя изменил на Хаим Шехтер. Дело в том, что существовала граница, до которой Бог мог отклоняться от истины, и он уже приблизился к ней, однако просто чувствовал, что у него нет другого выбора.
После одиннадцати месяцев и двадцати дней поисков одна достойная женщина в отделе кадров крупного банка сообщила, что готова дать ему шанс попробовать: «Приходите в наш центр по работе с персоналом – начнём с этого».
Бог прибыл в отделение центра в Тель-Авиве, где его попросили заполнить анкеты и изобразить на бумаге несколько символов. Затем его провели в помещение, где уже находились ещё десять соискателей, и им всем предложили выполнить различные задания.
Бог был увлечён: ещё никогда ему не доводилось так тесно общаться с людьми. Когда коллективная часть задания была завершена, его пригласили на индивидуальную беседу с психологом.
— Результаты ваших проверок просто блестящи, — произнёс д-р Зелькович, когда Бог вошёл в его кабинет. – Однако при выполнении коллективного задания вы были совершенно пассивны, в чём дело?
— Я сожалею, — ответил Бог, — но такие игры для меня совершенно в новинку. Мне было гораздо более интересно наблюдать со стороны, чем участвовать самому.
— А вы понимаете, что это уменьшает ваши шансы быть принятым? – спросил психолог и пристально посмотрел на Бога.
— Я обещаю вам, что, если мне предоставят возможность, я проявлю себя и буду отличным работником отдела по обслуживанию клиентов. Я уверен, что и у вас заняло немало времени, чтобы стать авторитетным и известным психологом, каким вы являетесь сегодня.
Бог смутно припоминал историю Зеликовича и его самовлюблённую манеру держаться, и понимал, что прибегнуть к лести — это единственный способ быть принятым.
— А вот что с рисунками, – продолжал Зеликович. – Похоже, что у вас некоторые проблемы с родителями. Вам уделяли недостаточно внимания в детстве?
— По правде говоря, с самого начала ко мне относились, как ко взрослому. У этого есть и плюсы, и минусы. Ощущаешь на плечах немалый груз, если вам это интересно узнать, — ответил Бог.
В итоге д-р Зеликович выставил ему оценку «три» из семи возможных, но в силу того, что сильных претендентов оказалось недостаточно, заведующая отделом обслуживания клиентов банка решила всё-таки принять Бога на работу.
Подготовительный курс длился месяц, и за это время Бог познакомился с основными понятиями банковского дела, современными компьютерными программами и теорией обслуживания клиентов банка.
— Запомните, — повторяли ему снова и снова, — вы не сотрудник отдела обслуживания, вы – банкир по телефону, будьте горды этим.
В ходе всего курса Бог получал от наставников хорошие оценки, и только на практическом занятии ему поставили низкий балл.
— Вы должны несколько упростить свой язык — до бытового уровня, так как вы, сегодня не говорит никто, — сказали ему, и Бог подумал, что это прекрасное замечание, и что его нужно немедленно реализовать.
В ходе своего первого разговора он немного волновался. После того, как он беседовал с Моисеем на горе Синай, ему почти не доводилось говорить с людьми один на один, и он почувствовал, что несколько утратил эту свою способность.
— Банк «Поалим» по телефону, здравствуйте, говорит Хаим, — произнёс Бог. Девушка на другом конце провода хотела выяснить, каков остаток средств на её счёте.
— Вы должны банку тысячу пятьсот сорок два шекеля, — ответил Бог, и девушка спросила его – это значит, что она в «минусе»?
— Да, к сожалению, это действительно означает, что вы в «минусе». Можно предложить вам заём? – спросил Бог и продолжил: — Проценты на него будут гораздо меньше, чем проценты на ваш «минус», поэтому вы только выиграете от этого.
Что-то в голосе этого сотрудника банка успокоило клиентку, и она решила взять заём.
— Коллеги, аплодисменты Хаиму – уже в первой беседе он сумел убедить клиентку сделать заём, — провозгласил старший смены и позвонил в колокольчик. Все сотрудники захлопали в ладоши, а Бог не мог понять, чему они так радуются.
Бог стал звездой. Коллеги и клиенты полюбили его. Он успешно решал все задачи, которые ставили перед ним, и был лучшим работником службы из двухсот пятидесяти сотрудников.
— Ты наш самый лучший банкир по телефону, — сказал ему в личной беседе заместитель генерального директора банка, — и именно поэтому я ожидаю, что именно ты поднимешь уровень обслуживания. Ты единственный, кто способен это сделать.
И Бог это сделал. В разговоре со следующим клиентом он спросил, есть ли что-нибудь ещё, что он может сделать для него, и тот ответил, что был бы рад выиграть главный приз в «Лотто».
— Вы заполнили карточку на этой неделе? — спросил его Бог.
— Я их не заполняю, потому что не верю в это, — ответил клиент.
Бог попросил его купить карточку лотереи и заполнить её, а на следующей неделе получил огромный букет цветов и прочувствованное благодарственное письмо…
После этого он начал проводить вдумчивые беседы с клиентами и выяснять, что по-настоящему мешает им в жизни. Одной пожилой женщине он помог наладить отношения с невесткой, а мужчину-трудоголика убедил побольше времени проводить с дочерями. Бог помогал своим клиентам поправить здоровье, решал их экономические проблемы и вообще делал их более счастливыми. Были клиенты банка, которые звонили, чтобы поговорить именно с ним, и отказывались беседовать с любым другим сотрудником. Бог получил оценку «десять» по удовлетворённости клиентов от общения с ним, и пришлось открыть специальный почтовый ящик для благодарственных писем, которые ему поступали.
По прошествии года работы непосредственный начальник Бога пригласил его в свой кабинет и объявил ему, что он уволен.
— Вы просто не выдерживаете темпа, ваши разговоры с клиентами слишком длинные, — произнёс босс излишне эмоционально.
— Но заместитель гендиректора попросил меня улучшить уровень обслуживания. Я делал всё, что в моих силах, честно, — ответил Бог.
— Однако он, разумеется, не имел ввиду, что ваши беседы с клиентами будут длиться по десять минут. Ваш средний по продолжительности разговор занимает восемь минут и сорок секунд, в то время как у остальных сотрудников – две с половиной минуты. Мы просто не можем позволить себе такое больше, — закончил начальник и вручил Богу письмо об увольнении.
Прошло двадцать лет с той поры, как Бог работал в банке, и за эти годы он провёл в раю радикальную перестройку всей системы обслуживания, которая в значительной степени улучшила жизнь небесных обитателей. Однако несмотря на многочисленные похвалы, которых он удостоился за свои нововведения, и длительный период времени, прошедший после того разговора, Бог не может забыть чувство, которое он испытал, когда его начальник, Коби Шаашуа, изрёк: «Вы уволены»…
Кровь приливает к голове, спазм перехватывает горло и не отпускает, а на лице у тебя появляется глуповатая растерянная улыбка. Но главное – это сомнение, сомнение, которое начинает заполнять каждую клеточку твоего тела, — может, ты не так уж и умён, как думал сам?
Перевёл с иврита Александр Крюков