Через психотип – к миру в доме
(О книге Бориса Борохова «Вы и ваши близкие», Иерусалим, издательство «Клик», 2021 г., 294 страницы)
Человеческая личность – явление многогранное и сложное. Причём настолько, что растеряться можно. Хорошо специалистам-психологам; они за общение с так называемыми «сложными личностями» зарплату получают. А обычному человеку каково? Взаимное недопонимание – сплошь и рядом. Разочарования, конфликты и ссоры – нередкие гости при общении. Неспровоцированная агрессия тоже случается. И не только в политике или экономике, но и при обыкновенном, бытовом, семейном общении с близкими. И ни один министр, ни один артист, и никакой генерал не застрахованы от семейных проблем. Что уж говорить о простых людях…
Как же быть? Неожиданное и конструктивное решение важнейшей психологической проблемы предложил израильский автор Борис Борохов в своей книге «Вы и ваши близкие», вышедшей в свет в Иерусалиме. Вот что он пишет:
«”Близкие” – это люди, которые начинаются сразу же после границы нашего Я. Расстояние между нами столь мало, что каждое слово, каждый поступок наполняет нашу жизнь радостью или делает нас несчастными. Мы – близкие, но очень разные. Мы любим своих близких, но далеко не всегда их понимаем, и это “привычное недопонимание” становится основой для “привычных конфликтов”. Эта книга о психотипах – рассказ о том, как научиться понимать близкого нам человека – перестать ранить его и раниться об него самому».
Мечта! Неужели она способна сбыться?! Не ранить близких… Для некоторых это возможно только одним способом: близких не иметь. Как в известной песне:«Если у вас нету тёти, вам её не потерять…» Но тем нормальным, здоровым людям, которые живут повседневной жизнью в окружении семьи, и сами являются чьим-то окружением, — о! им книга Бориса Борохова будет необходима и полезна. И полезна вдвойне, если они сумеют в ней объективно разобраться.
Для начала следует освоить предлагаемую автором психологическую классификацию. История изучения типологии личности помнит множество различных способов оценки: например, популярная астрология предлагает двенадцать типов личности – по дате рождения и знаку зодиака; соционика насчитывает таких типов шестнадцать – по способу личностно-информационного обмена; физиология в учении академика И. П. Павлова учитывает четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Борис Борохов предлагает ещё меньше – только три типа, но обоснование его теории весьма прочное; эти типы связаны с тремя основными поведенческими инстинктами человека.
«Мы все без исключения реагируем на стрессогенную реакцию тремя врожденными способами: «Беги», «Замри», «Сражайся», каждый из которых является доминирующим для своего психотипа более, чем в 70 % случаев…
В моём понимании человек — это “Домик”, в котором “Фундамент” — комплекс врожденных качеств, то, что можно укрепить, но нельзя “перестроить”. “Стены” — это те воспитательные установки, которые человек получает в свой семье, в своем городе, в своей стране. Они могут быть “перестроены”, но чем старше “Домик”, тем сложнее дается эта перестройка. “Крыша” — это те мировоззренческие позиции, к которым человек приходит сам, на основании своего собственного опыта, осознанного критического отношения к своему «биологическому багажу» и привитым ему «культурным ценностям». Формирование “Крыши” происходит всю жизнь. Надо сразу оговориться, что этот “Домик”, только появившись на свет со своим “Фундаментом”, тут же начинает обрастать “Стенами” и возводить свою собственную, ни на кого не похожую, “Крышу”».
Книга в целом написана легким, доступным языком, для определения психотипа автор предлагает в своей книге необычные на первый взгляд методы: от проективных тестов с картинками до самостоятельного измерения угла схождения рёберных дуг с грудиной. Такой подход приближает авторскую теорию к насущным потребностям читателей, но одновременно и отдаляет её от формализованных и воспроизводимых научных схем. Да и названы психоконституциональные типы неравноценно, хотя и в высшей степени образно: астеник «Цветок», гиперстеник «Горшок» и нормостеник «Садовник». То есть растение, предмет и человек. Это не означает, будто один психотип лучше другого; автор далёк от всякой ксенофобии и имеет в виду единственную цель – пользу для читателей. Вместе с тем, обилие произвольных образов, переполняющих серьёзную психологическую книгу, может вызвать отторжение у неподготовленной аудитории.
Когда же психотип определён, возникают варианты взаимодействия как с одноименным, так и с прочими характерами. И правильный выбор техники взаимодействия обеспечивает, по мнению автора, оптимальный результат. Разобравшись в собственном психотипе и в инстинктивных порывах близкого человека, внимательный читатель, освоивший методику, получает возможность управлять психологической ситуацией, разрешая её ко всеобщему удовлетворению.
Казалось бы, эпоха гениальных одиночек прошла. Открытия в наши дни – продукт кропотливой и упорной работы больших научных коллективов, институтов и лабораторий. То, что представлялось возможным в начале ХХ века – самостоятельные продуктивные исследования с заметным практическим результатом, — в начале века ХХI кажутся уже невозможными. Борис Борохов личным примером пытается опровергнуть это расхожее мнение. Его книга – самостоятельное исследование, основанное на личных наблюдениях и выводах. Исследуя человеческую личность, он опирается на собственную интуицию, богатый персональный опыт и мастерство общения.
Перечисленные в конце книги авторские статьи показывают научную признанность теории о психоконституциональных типах в таком серьезном издании, как «Медицинская психология в России». Как и любая хорошая книга, она несомненно найдет будущих читателей. Но при следующих изданиях этой книге потребуется дополнительная литературная и научная редактура, а также корректорская правка и улучшение дизайна.