66(34) Нелли Гутина

«Я – здесь!»

 

…Он самый близкий ко мне генетический материал, наши отцы – родные братья, но почему же мы такие разные? Ну допустим, его более смуглая кожа – это загар. Но все остальное – эти плечи, этот торс, эта шевелюра? И член у него более крупного размера, это я уже заметил, когда, будучи подростком, гостил у них в Израиле…

Это я своими словами пересказываю эпизод из книги Джонатана Сафран Фоера «Here I am». Книга вышла в 2017 г. и сегодня воспринимается особенно актуально. В аннотациях и хвалебных отзывах сказано, что это семейная сага – речь идет о супругах в стадии развода, о семейном патриархе, двое сыновей которого живут по обе стороны океана. Но в аннотациях почему-то умалчивается, что через весь сюжет красной нитью проходит тема… уничтожения Израиля. Все события в романе (впрочем, там нет «событий», кроме бар-мицвы и похорон семейного патриарха) происходят на фоне катастрофических новостей с Ближнего Востока.

…Двоюродный брат героя Джакоба, Тамир, приезжает в Америку на бар-мицву племянника, а тем временем в Израиле и в соседних странах происходит небывалое землетрясение. Самолеты не летают, и он застревает в гостях у кузена. В Израиле, в Иордании, на Западном Берегу тотальные разрушения, причем больше всего жертв на палестинских территориях. Оба кузена прилипли к телевизору, который жена Джакоба требует выключить, потому что это мешает подготовке к бар-мицве сына. Я понимаю, говорит он, что на Ближнем Востоке происходит что-то ужасное, но нужно сфокусироваться на «здесь», а не на «там». А здесь большой семейный праздник.

А «там» – чем дальше, тем страшнее. Воспользовавшись хаосом, еврейские экстремисты сожгли Аль-Аксу, что спровоцировало большую войну, в которой никто не пришел на помощь Израилю, обрекая его на уничтожение. Армии арабских стран, Пакистана, Индонезии и Марокко захватили Хеврон, Вифлеем и часть Галилеи. Израильская армия отступает. Премьер Израиля призывает евреев всего мира приехать и сражаться за Израиль.

Тем временем в семье Джакоба отпраздновали бар-мицву, а сам Джакоб уговаривает кузена остаться в США. Но Тамир обивает пороги израильского посольства, и когда организуется воздушный мост в Израиль, уговаривает Джакоба лететь в Израиль вместе с ним, потому что родина предков в опасности, на что Джакоб отвечает, что родина их общего дедушки – Галиция. Но все же соглашается присоединиться, хотя почти уже бывшая жена высмеивает эту идею – типа, какой из тебя вояка… Он прощается с детьми, едет с Тамиром в аэропорт, но… передумывает в последний момент, потому что «я американец и Here I am». «Кто ты, Тамир?» – спрашивает он у кузена. – «Я человек, который всегда возвращается домой, что бы ни случилось», – отвечает Тамир,

Фоер – замечательный писатель, его самый знаменитый роман «All is illuminated» был успешно экранизирован, но я здесь пишу не рецензию на его очередную книгу, а о тенденции отдаления между кузенами в самом широком смысле этого слова. Джакоб рефлексирует, Тамир воюет, его сын тяжело ранен, Израиль все же выстоял, несмотря на человеческие, материальные и территориальные потери. Но особой радости по этому поводу Джакоб не испытывает, потому что в этой катастрофе Израиль не пришел на помощь пострадавшим больше всех палестинцам, отказал им в помощи во время начавшейся из-за землетрясения эпидемии и подверг блокаде Газу. Джакоб не может простить израильтянам такой жестокости. «Они всегда были другими, чем мы, – говорит он своему другу, – более мускулистые, более красивые, более витальные – но они были “наши”. Но теперь уже нет. После тех жестокостей, которые они сотворили, Израиль победил во войне, но потерял моральное право на нашу солидарность с ним».

Недавно Фоер получил престижную итальянскую премию имени Примо Леви и дал много интервью итальянской и мировой прессе. Со словами в защиту палестинцев. С осуждением Трампа и Нетаниягу в особенности. «Джакоб – это я», – сказал он.

Роман вышел в 2017 г., а в 2022 г. случилась бойня в Газе, и очень многие аналитики предрекали близкий конец Израиля на волне «успеха» Хамаса. Израиль мог бы и не оправиться от этого удара. Но он его выдержал. Но не так правильно и морально, как бы хотелось «джакобам».

Не исключено, что мы имеем дело с коллективным бессознательным. «Джакобам» подсознательно и хотелось бы, чтобы Израиля не было. Потому что израильтяне – это уже не «наши». И давно уже не бедные родственники, зависящие от помощи американских родственников. Тамир красив, разбогател на ниве хайтека, воюет с арабами, оккупирует палестинцев, и у него большой член.

И тенденция отмежевания набирает силу.

Но Фоер – это литературное воплощение подсознательных желаний, а теперь – о сознательном и научном. Даниэль Боярин – профессор, талмудист и раввин. В его книге «Non State Solution» все научно обосновано – и со ссылкой на еврейские источники. Например, на Ахад га-Ама. Сионизму он противопоставляет диаспоризм. Евреям не нужно государство. Оно только мешает им одаривать человечество своими талантами и достижениями, которые достигают расцвета только в диаспоре. Государство отвлекает эту еврейскую креативную энергию. Сионизм вообще придумали христиане в XIX веке. И «заразили» этой идеей Герцля. Еврейский гений должен быть направлен в более широкое русло, чем национальное государство, которое еще нужно защищать, за которое нужно воевать – не очень моральными способами и за счет оккупации и угнетения палестинцев. Только в диаспоре еврейские таланты раскрываются в полной мере на благо человечества и… «принимающей культуры».

Вот с этого места, пожалуйста, подробней. Host culture – это, по Боярину, необходимое условие диаспоризма. Мы действительно видели тому много доказательств. Например, знаменитый «симбиоз» в Германии времен Веймарской республики. Евреи немецкой культуры побили мировой рекорд нобелевских премий в процентном отношении. Что да, то да. И сколько великих имен! И чем это кончилось, мы тоже видели. Но всегда есть евреи, желающие повторить опыт симбиоза с host culture. Точно так же, как всегда есть те, кто сочтет это «паразитизмом» на чужой культуре (кстати, ведущие израильские писатели, например, Авраам Б. Иегошуа, это мнение разделяли). Я имею в виду симбиоз как проявление паразитизма. (Иегошуа был настолько крайним ивритским националистом, что переживал по поводу того, что большинство студентов на факультете ивритской литературы – арабы!)

Возвращаясь к Боярину. Имеет также израильское гражданство, кстати. Выступил с лекцией в Бар-Илане, несмотря на протесты. Поддерживает палестинскую сторону в конфликте и ратует за бойкот Израиля. Очень последовательный диаспорист.

Диаспоризм – не новая тенденция у евреев. Еще Филип Рот запустил в обиход этот концепт. Но в последнее время он не только абсолютно антагонистичен по отношению к Израилю, но и политически враждебен. Если тенденция победит, диаспора окончательно перестанет быть опорой Израиля. Уже сейчас премьер-министр Израиля Нетаниягу ведет себя так, как будто ее уже нет: во время своих государственных визитов в США он не встречается с лидерами еврейских конгрегаций – что еще несколько лет назад «входило в программу» этих визитов. При этом он всегда встречается с лидерами евангелистских церквей и называет евангелистов «лучшими друзьями Израиля во всем мире». В то же самое время еврейские либералы объявили этих лучших друзей… антисемитами, обвиняя их в том, что их про-израильская позиция – это прикрытие для их антисемитизма, направленного на либеральных евреев – «Israel-washing».

Возникают парадоксальные альянсы: евреи за фри-палестайн, которых ненавидят христианские сторонники Израиля за «нелояльность Израилю» и которых последние обвиняют в «антисемитизме». Одновременно с этим левые движения во всем мире включили палестинизм в свою woke-повестку, и все они имеют в своих рядах евреев типа Боярина и Фоера. Jew-washing par excellence.

Причем отметим, что речь идет не об ассимилированных евреях, а именно о евреях с ярко выраженной еврейской идентичностью, которые посылают детей в еврейские школы, ходят в синагогу, женятся на своих и даже ездят в Израиль на каникулы. Боярин, к примеру, – раввин и талмудист.

Могут ли 20 процентов правых про-израильских евреев переломить эту тенденцию? Не знаю. Стоит ли пытаться? Скорее всего, нет. Времена, когда мировое и в первую очередь американское еврейство лоббировало интересы Израиля, давно прошли. Сегодня официальные еврейские организации являются проводником либеральной повестки в Израиле и каналом влияния Демпартии. Можно сказать, даже если это резко звучит, что сегодняшнему Израилю американское еврейство противопоказано. Коллективный «Джакоб» будет убеждать коллективного «Тамира» перестать сражаться, создать Палестинское государство, стать веганом в прямом и переносном смысле и вообще перестать быть таким «мускулистым и красивым». А профессор-талмудист все это научно объяснит и приедет с лекциями в израильский университет. Спасибо, не надо.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *