Проживание насквозь
О друзьях писать труднее, чем о тех, с кем не связаны ничем и даже не знакомы, или просто в лёгком цеховом приятельстве. Поэтому колонка про Асю Анистратенко пишется только сейчас. Но, кажется, в каком-то смысле вовремя — есть повод поздравить и тель-авивских, и всех израильских литераторов с тем, что поэт и бард такого калибра и масштаба — теперь гражданка Израиля, совсем свежая репатриантка. С семьёй и кошками, конечно, хотя поэт изо всех — только Ася.
Если у меня спросят, а иногда и спрашивают, кого я считаю автором, и близко не получившим заслуженного, сообразно масштабу таланта и личности, признания — первым делом вспоминаю Асю. Жизнь в этом тонком раскладе не всем сёстрам раздаёт по серьгам. Для признания и известности нужны не только высший дар и умение его воплотить в слова, мелодии, строчки и стихи, не только актёрские способности и умение на сцене хорошо спеть, — но и удача, и немало сил для шевелений в этом направлении. А у Аси семья и работа. Большая семья и много работы. И маловато записей в ютубе.
Обычно момент улыбки Фортуны люди запоминают навсегда и охотно рассказывают о нём, но бывает, что миг Кайроса ещё не настал. Честно говоря, я давно и терпеливо жду его для Аси, потому что от этого сделается лучше мир. Пятый месяц живя посреди войны, научилась не только различать звуки работы ПВО, прилётов, сбитой ракеты и подрыва морских мин, но и чувства, на время глохнущие, контуженные ужасом. Потом приходящие в себя, сбивчиво бормочущие о том, что происходит с тобой, вокруг тебя, и в твоём маленьком мире. И в большом тоже. Для того, чтоб вернулся слух после разрыва с ударной волной — нужно сглотнуть несколько раз. Чтоб вернулись чувства — взять книгу Аси Анистратенко и перелистать несколько страниц, пока не найдётся то, что сработает сейчас. А оно всегда находится.
Асины стихи и песни — о возвращении к себе, в себя, а потом проживанию насквозь, с кровью, иногда снаружи а иногда навылет тех самых чувств, которых большинство и жаждет и боится. И редко поэтому с ними встречается, а столкнувшись — испуганно отскакивает. Ой, это я про себя. Пугаюсь, отскакиваю, подкрадываюсь обратно на полусогнутых, хватаю книжку или пою песню на Асины стихи.
В Асиных стихах и песнях, кроме настоящей поэзии, сочетающей в себе отчаянные уязвимость, честность и нежность, — много настоящего, химически чистого мужества. И я могу оттуда взять его, хоть капельку, хоть чуточку — сейчас оно особенно нужно, повседневно и не пафосно. Да, вот то, что у Аси Анистратенко напрочь отсутствует — это пафос, красивость и велеречивость, или как там называется то, чем сейчас зачастую грешат умеющие гладко версифицировать.
Ловлю себя на желании рассказать, какой Ася прекрасный человек и надёжный друг, но бью себя одной рукой по другой, чтоб не напечатать всего, что хочется, про них с Костей. Это не для колонки в журнале. Это — про мою любовь, которой хочется поделиться, на самом деле — заинтересовать, чтоб послушали Асины песни и прониклись собственной. Ася родилась в Иркутске, росла и училась в Новосибирском Академгородке, потом — Питер, тогда и познакомились, последние годы — Москва и много путешествий по миру с детьми. Очень хочется, чтоб всего хорошего стало ещё больше, и возможности к тому были; чтоб Израиль стал родным, чтоб, наконец, настал миг встречи с Кайросом – покровителем счастливого случая.
Начну — с любимой песни, всегда прошу её спеть:
Ты едешь поездом в Москву
и эту люблю, Телефонный вальс:
А вот на этом концерте была, повезло. Сидела в первом ряду, поэтому затылок и профиль мои в камеру регулярно попадают. Концерт хороший очень, тут и Ольга Макеева блистательная.
Кому понравились первые песни — зайдите на ютуб-канал Аси. Тут больше: https://www.youtube.com/user/fczfcz