О пропаганде, заднице и Интернете
Правильный посыл
Как-то в киевской газете написала журналистка про меня такие лестные слова, что лучших мне уже не встретилось нигде. Зря, дескать, все считают Губермана грубияном и невеждой в смысле воспитания: мы вышли из гостиницы с ещё одной знакомой, он нас провожал, а в городе был страшный гололёд. И Губерман всё время оборачивался к нам и говорил заботливо: «Поосторожней, девушки, не ёбнитесь!»
Игорь Губерман «Вечерний звон»
Позвонил мне приятель и спрашивает:
— Как ты думаешь, стоит ли мне участвовать в международном литературном конкурсе?
— На русском?
— На русском! Так и называется: «Русская премия».
— Тебя пригласили?
— Там весь мир приглашают.
— Из Интернета узнал?
— Из Интернета, — грустно ответил он.
— Погоди часок, я тоже посмотрю; потом и поговорим.
Посмотрел в поисковиках, заглянул на сайт конкурса (https://aspi-russia.ru/contests/russkaya-premia-2024). И задумался. Ну, в самом деле: напечатал приятель парочку рассказов в «Артикле» и даже денег не получил. Не говоря уже о популярности. А тут две номинации – и победителю обещают миллион рублей (по нынешнему курсу приблизительно 10 тысяч долларов). Председатель жюри конкурса – поэт Максим Амелин. Помню его, он был в Израиле до войны, выступал в Российском культурном центре и даже читал стихотворение без рифм о японских мальчиках, которым дают посидеть на троне микадо, а они и слезать не хотят, сопротивляются. Я тогда заподозрил, что это стихотворение намекает на Путина, но уточнять не стал, чтобы не ставить автора в неловкое положение.
Но намёки намёками, а шансов быть замеченным и награждённым у безвестного израильского писателя – практически никаких. Особенно любопытным показался мне заголовок сообщения под интервью с организаторами конкурса:«Русская премия осталась без финансирования» (https://godliteratury.ru/articles/2024/03/05/russkaia-premiia-perezapushchena).
Оказывается, в 2017 году деньги на премию у российского государства закончились. С тех пор случилось много влияющих на массовое сознание событий. Началась – и уже два года длится — чудовищная война в Украине. Был убит Алексей Навальный. Только недавно прошла электоральная акция «Полдень против Путина». И вдруг деньги на литературу появились! Совершенно отчётливо вырисовывается пропагандистское мероприятие. И очень важно для меня написать и опубликовать статью об этом прежде, чем безумный диктатор применит ядерное оружие. А ведь в списке его целей вполне может оказаться и Тель-Авив. В таком случае моя публикация будет, мягко так выражаясь, несколько затруднена.
Обо всём этом быстренько подумал я. И сказал своему приятелю:
— Участвовать ты, конечно, можешь. Правительство Израиля в моём лице не возражает. Но учти: шансов у тебя никаких. От слова совсем. И по художественному профилю ты не подходишь. Русская премия вполне может оказаться за войну, хотя русская литература, по моим сведениям, явно против.
Он не оценил юмора и буркнул:
— Да ну тебя!.. Иди в жопу!
И беседа наша прервалась. Но мы друг на дружку не обижаемся.
По литературной аналогии сразу вспомнился анекдот из жизни гомосексуалистов, причисленных в нынешней России к экстремистам и террористам. Двое таких горе-экстреми-стов поссорились; один в сердцах посылает другого в задницу. Другой на это отвечает:
— Мириться?! Ни за что!
Но возникает у меня и более серьёзная ассоциация. Туда же, куда был дружески отослан я, популярная израильская русскоязычная писательница Дина Рубина всерьёз послала тех англоязычных «интеллектуалов», которые усомнились в правоте её позиции в еврейско-арабском противостоянии. Её открытое письмо опубликовано в Интернете на многих сайтах, в том числе и на страничке «Артикля» по адресу: https://sunround.com/article/?cat=8#gsc.tab=0.
Дина Ильинична Рубина – человек высочайшей интеллигентности, обычно грубостей себе не позволяет, и если уж высказалась резко – значит, допекло.
Один из признаков демократии – когда человека нецензурно посылают в некоем известном направлении, но в действительности он может идти, куда захочет. Израиль – страна демократическая. Она пытается вести переговоры даже с заклятыми врагами; так появились, например, «соглашения Осло». При этом переговоры никак не исключают необходимых боевых действий, а даже самые успешные боевые действия не отменяют переговоров. Попробуем брать полезный пример со своей страны.
Английские, французские и любые прочие западные интеллектуалы отстаивают свои собственные интересы ничуть не менее пылко, чем евреи или арабы. Совершенно очевидно: израильская демократия соответствует их интересам и жизненным воззрениям полнее, чем арабский патернализм. Если при этом кто-то из так называемых интеллектуалов демонстративно принимает сторону палестинских арабов, значит, есть некое скрытое побуждение, приведшее его к такому решению. Пропаганда ли подействовала, тайное финансирование, шантаж, ложно понятое чувство попранной справедливости или откровенные гранты – в данном случае нам доискиваться некогда, да и незачем. Исследованием могут заняться специальные службы, сотрудники которых наделены солидными полномочиями и такими же зарплатами. Важно, что это побуждение индивидуально, а большинство коллег по академической деятельности, как и большинство прочих разумных людей в Англии, в Соединённых Штатах, во Франции и других странах Запада всё-таки поддерживают именно Израиль — и это в их интересах.
Примерно об этом сказал в интервью на интернет-телеканале «Итон ТВ» главный редактор «Артикля» Яков Шехтер. У него тоже отменились лекции, только не в Британии, как у Дины Рубиной, а в двух университетах Польши. И тоже – из-за демонстративного возмущения какой-то мелкой инициативной группы, которая пригрозила администрации крупным скандалом. Шехтер сказал: «Чего хотят эти крикуны? Разобщить нас с читателями. И если я обижусь, и перестану ездить в Польшу, где у меня выходят книги, — получится, будто они победили. Но я не доставлю им такого удовольствия. Если пригласят, я вновь поеду, и, встречаясь со своими читателями, буду рассказывать им правду об Израиле и о мире».
Поссориться с людьми несложно. Намного сложнее перетянуть их на свою сторону. Привлечь. Убедить. И эта задача тем легче и успешнее исполнима, чем точнее правдивая, правильная позиция совпадает с личными интересами убеждаемых. Для западных интеллектуалов, — да и для простаков тоже, — путешествие внутри тёмной задницы интереса не представляет. А вот чувствовать себя миротворцами, решать по собственному произволению судьбы своего государства и всей планеты, поучать и наставлять человечество – миссия гораздо приятнее и интереснее для них.
Среди террористов, напавших на Израиль, на Париж или на Москву, интеллектуалов не было. Среди тех, кто отдаёт приказы стрелять по Украине громадными ракетами, тоже носителей глубокого ума не замечено. А вот для конструирования убийственной ракеты интеллект необходим. И ещё более мощные умственные способности требуются, чтобы надёжно защитить от вражеских ракет свой город и свою страну. Интеллектуалы – и не только западные – делают то, что в их силах и интересах: читают лекции, пишут книги и создают новые технологии.
Война, развязанная властолюбивыми негодяями, идёт не только на земле, в море и в небе – она идёт и в информационном пространстве. Как раз таково пространство литературы. Каждый писатель оказался невольным бойцом этого виртуального фронта — постольку, поскольку является писателем. Прямой боевой опасности для жизни писателя не возникает, — в этом смысле его можно приравнять к труженикам тыла, но общая победа сил добра ему так же необходима, как и любому фронтовику. Даже самые прекрасные, самые умные и добрые книги не предотвращают войн, не смягчают террора. Но они делают жизнь читателей интереснее, память – острее, душу – честнее, эмоции – благороднее. То есть, в конце концов, работают на победу.
Почему я об этом пишу? Потому что нет иного способа зафиксировать и высказать своё мнение, кроме письменного изложения. Это и называется литературой. Написанное можно было бы, конечно, выставить в социальных сетях. Увы, мне социальные сети не близки своей легковесностью и необязательностью. В литературном журнале существует редакция, которая формирует содержание и не допускает к публикации беспомощные с художественных позиций произведения. В социальной сети таким редактором оказывается сам автор – и в этом несчастье его читателей.
Почему же я пишу всё это на русском? А это уж моя гордость и моё несчастье. Всю жизнь работал с русским языком. Все победы и поражения, успехи и трудности связаны с владением письменной русской речью. Теперь языковая метрополия ведёт несправедливую агрессивную войну. Эту войну российское государство осуществляет на огромном, многокилометровом украинском фронте. Там стреляют, взрывают и убивают. Но попутно война идёт повсюду: в экономике и дипломатии, на телеэкранах, страницах прессы, и, конечно, в Интернете. Приходится объяснять негодяям, что нельзя – нельзя! – стрелять в мирных людей. Ох, как доходчиво объясняет это ЦАХАЛ! Так, чтобы дошло до каждого хамасника, до каждого озлобленного и враждебного палестинского араба! Некоторые враги не могут принять этого объяснения – и это стоит им жизни. Уроки истории учат нас, что уроки истории ничему не учат.
В арсенале Интернета
Ты каждый раз, ложась в постель
Гляди во тьму окна
И помни, что метёт метель,
И что идёт война.
Самуил Маршак «Зимний плакат 1941 года»
Казённая пропаганда любой страны, даже демократической, это всегда в той или иной мере брехня, иначе она не была бы казённой. Больше демократии — меньше брехни, только и всего, но почему-то за это «только и всего» одни готовы идти в лагеря и на смерть, а другие — их сажать и убивать. Меньше демократии — нет оппозиции с её печатью, нет независимой печати — больше вранья в казённой пропаганде.
Анатолий Стреляный «Сходит затмение»
В Интернете ведь что хорошо: много бесплатного. Интересная, привлекательная книга на бумаге сегодня может стоить десятки шекелей, — в зависимости от магазина, обложки или переплёта книги, её толщины и дефицитности. Чтобы владеть информацией и быть в курсе современной литературы, приходится читать сотни книг, — и вот счёт расходов пошёл уже на тысячи шекелей. Всё это поддаётся экономии. Если вам не светит премия за написание книги, то, по крайней мере, засчитайте за премию нерастраченные деньги за важную информацию, содержащуюся в книгах.
Российские пропагандисты толкуют и перелицовывают историю в свою пользу покруче западных интеллектуалов. Кибервойска и прочие кибер-надсмотрщики помогают им в этом, удаляя или блокируя на домене ru сайты и материалы, противоречащие казённой позиции. Но Интернет задуман настоящими интеллектуалами, поэтому его невозможно отменить и запретить, — несмотря на все попытки осложнить доступ к сети и попортить нервы пользователям. Всё равно мы будем читать хорошие, умные и важные для души книги на русском языке, не согласуя это с Роскомнадзором и посылая его… Ну, дальше вы знаете.
Приведу несколько интернет-адресов, которыми пользовался сам для увлекательного чтения. На сайте журнала «Артикль» есть возможность оставлять комментарии к публикациям. Приглашаю всех заинтересованных читателей оставлять рекомендации о поиске в сети интересных и правдивых книг. Будут такие книги вашими собственными произведениями? – прекрасно; а ещё лучше и полезнее, если вы укажете на те издания, которые с интересом и удовольствием прочитали сами, будь то беллетристика, публицистика, философские исследования или воспоминания.
Российские власти объявили иностранными агентами и запретили работать организации «Мемориал» и «Сахаровскому центру». Но база воспоминаний о ГУЛАГе, охватывающая весь период злодейской деятельности ЧК со времени октябрьского переворота 1917 года до наших дней, сохранена на сайте https://vgulage.name/ и постоянно пополняется.
Замечательная подборка книг «Библиотека интересного» на сайте: http://www.urantia-s.com/library. В ней представлены всего 23 автора, но от каждого – лучшее. На этом сайте можно прочитать полностью книги Владимира Буковского и Виктора Суворова, Марка Солонина и Юрия Фельштинского. Особенно рекомендую книги, которые бывает трудновато найти в сети — труды Ивана Солоневича и яркое документальное повествование Алекса Гольдфарба «Саша, Володя, Борис…» — переплетение судеб Литвиненко, Путина и Березовского.
Ещё одна бесплатная интернет-библиотека с очень большим выбором разнообразной литературы находится на сайте: https://www.e-reading.club/. На первой странице этого сайта, оформленной намеренно неброско, книги не представлены. Нужно выбрать пункт меню «жанры», нажать тот, который интересен — и появится огромный список. К примеру, в жанре «биографии» этого сайта — более семи тысяч книг. Но есть и такие собрания, в которых не представлены отдельно жанры «мемуаров» или «биографий», например: http://loveread.ec/.
Тем, кто интересуется книгами и периодическими изданиями, выходившими в ХХ и XXI веке за пределами стран СНГ, рекомендую библиотеку «Вторая литература», позиционирующую себя как «электронный архив зарубежья» (https://vtoraya-literatura.com и https://imwerden.de). Это весьма солидное собрание, в котором ценителей литературы ожидает множество приятных находок. Но есть и неудобство: не предусмотрено чтение онлайн; почти все файлы пользователю приходится загружать в свой компьютер, прежде чем прочитать.
Казалось бы, после разрушений и бед, которые принёс Украине так называемый «русский мир», украинский сегмент Интернета вправе был полностью отказаться от русской литературы. К счастью (слабое утешение) этого не произошло; есть вполне солидные интернет-библиотеки в домене ua (хотя бы http://book-online.com.ua/index.php). Вдохновляющие строки Игоря Губермана, вынесенные в эпиграф к этой статье, я позаимствовал именно там.
Возможно, вам удастся найти ещё какие-либо полезные, важные и приятные в чтении странички в Интернете, не зависящие от новостей и не связанные с конъюнктурой. Поделитесь в комментариях на сайте. Утрём нос военной пропаганде! Пропаганда – это искусственное сужение поля духовного зрения. Литература – это его естественное расширение. Хорошая, высококачественная, интеллектуальная литература – надёжная прививка от пропагандистской болезни.