Публикация Архива русско-израильской литературы
Бар-Иланского университета
«Остатки»
Составление Романа Кацмана
Мы продолжаем публикацию фрагментов, сохранившихся в архиве Михаила Исааковича Юдсона (1956-2019) в конверте под названием «Остатки». Предыдущие публикации см. начиная с №14.
Известно, что «бороться надо не с антисемитизмом (и так ведь тыщу раз всё доказано и запротоколировано), а с антисемитами». Антисемитизм присущ человечеству имманентно, как аппендицит. Чехов в письмах неустанно говорит о «жидочках», называет еврейских литераторов (пусть не шибкого пошиба) – шмули.
*
Бог Один смело спустился в царство мёртвых и отдал один глаз, чтоб узнать тайну рун – умение писать.
—
Налью себе – поддательный падеж!
—
«В нос ему ударил дивный аромат субботних блюд». (Яков Шехтер, «Хасидские рассказы»)
–
Нынешний российский «сыскной капитализм». Весь он вышел из гоголевской «Шинели» – те грандиозные фигуры, что пальтецо с Башмачкина срывают…
*
Блаженный Никола… «У животных Пиросмани – глаза самого художника» – заметил Ладо Гудиашвили.
—
Там – кунцево, здесь – скунсово…
—
Сабрам с абрамами век коротать!..
Мне, слезшему с ёлки, никак не удаётся взгромоздиться на тутошний кактус…
—
Витя Голков придумал рифму: «Бытия – до хуя».
«В определённой мере можно даже привязаться к произведению за его непонятность… Воображение рисует прекрасное будущее, когда крохотные, но безумно тёмные тексты романов будут служить как бы введениями к своим объёмистым интерпретациям. Поскольку же некоторые из интерпретаций аналогичным образом изложены очень непонятным языком, будет уместно присоединять к ним объяснения следующего уровня и т.д. В ещё более отдалённом будущем видится издание просто сборников разных истолкований романов и читательское наслаждение этими сборниками, где самих романов уже нет».
(Станислав Лем, «Философия стиля»).
*
«Биограф – не романист. Ему дано изъяснять и освещать, но отнюдь не выдумывать».
(Ходасевич, «Державин»).
—
Булгаков на смерть Андрея Белого (1934): «Всю жизнь, прости Господи, писал дикую ломаную чепуху…».
—
Как выражались мужики у Слепцова: «Ишь ведь, жид тя ешь!..»
—
Эх, жить бы тогда в Париже, слушать споры Ходасевича с Адамовичем о безыскусности в искусстве, кропать оду «Изображение Фелицыаныча»…
—
Ну, и свою Россию в дорожном уношу мешке…
*
Если у Пушкина в «Капитанской дочке» на стене висит винтовка, то она таки в конце не выстрелит – потому что нарезного оружия в эпоху Пугачёва ещё не было.
*
О, русская мужицкая, овчинная литература – алхимические превращения «свинцовых мерзостей» в «золото сердца народного»!
—
Побойтесь Бога, тут вам не синагога!
—
«Машионально», как выражался персонаж Слепцова.
А про бога единого – «Вюрую в Юдюного».
—
Писатель Слепцов с изящным зонтиком в руке ходил по «проторенной цепями» Владимирке в народ – в ближайшую деревню, узнать, как живут мужики. «С прелестной учтивостью», как отмечает Чуковский, спрашивал у рабочего люда про прибавочную стоимость. Современник!
—
Написать про конец нашего культур-мультурного нашествия в Израиль «у одра орды».
*
В городе-Вие, Киеве, родился Булгаков, создатель прекрасной ведьмы, летающей без помощи гроба.
—
Ещё Эйнштейн писал о «трагедии неразделённой любви к Родине».
—
Чайковский о Вагнере: «Богатство его музыки слишком обильно… Утомляет внимание, беспрестанно напрягая музыка перестает быть гармоническим сочетанием звуков, а делается утомляющим гулом… Близкое совершенному изнеможению ощущение духовной и физической усталости… Это музыкальная Демьянова уха, очень скоро порождающая ощущение пресыщенности».
Вот бы в тексте так!!! Мой Идеал!!!
*
«Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить».
(М. Цветаева).
—
Был я только литератор модный, бедный, только слов кощунственных творец… (Блок)
—
А. Синявский утверждал, что главная, крылатая мечта православного люда – «насрать в церкви на потолок». Приснопамятный процесс Син-Дан в чём только ни обвинял Андре, но не в русофобстве…
*
В моем понимании любовь – не одноколейка, это двустороннее шоссе – от души к душе.
—
Фрейд полагал, что дискриминация подшпоривает одарённых.
—
Наша алия, то есть восхождение – это древнерусский
изволок, пологий длинный подъём.
—
Немецкая поговорка утверждает, что Гитлер зря вызверился сразу на «чеснок и на ладан», то есть на евреев и на католиков. Надо бы постепенно…
—
Как сказал Шершеневич Маяковскому: «Поздравляю вас с законным бриком».
*
Хвища, злива – сильный холодный дождь с ветром.
—
Мигдаль (укр.) – миндаль.
—
Авиценна: «Ручьи звенят, но море безмолвно».
—
«Что же тут хорошего, что мы лежим врастяжку, что у нас от мысли до мысли пять тысяч вёрст».
(П. Вяземский, «Дневник», 22 сент. 1831 г.)
—
«Италик мой!» – вскричала бы Берберова.
*
«Нах Остин!» -– к Бронтезаврам и грозовым перевалам женской прозы (глазурь глазуний) – Та нах она сдалась! Клиторами меряются.
«И, слово, в музыку вернись…» (О. Мандельштам).
—
«Урывки виденного, слышанного, перечувствованного… Выблески из были и небылицы…» (Ремизов).
*
Внутри Гомера гром и море, а Осип вписан в список кораблей…
—
В 1922 году выслали Н. Бердяева из России, и он пару лет (до Парижа) жил в Берлине, где учредил Русский научный институт. Коротко и всеохватно.
—
Пользуясь определением Р. Гуля, я пишу отзывы (рецензии) трех видов – положительные, хвалебные и восхищённые.
—
Чехов не хотел после смерти сливаться в общий (по Л. Толстому) разум, в «студёнистую массу». Но привезли гроб с ним в Россию из Ниццы в вагоне из-под устриц.