58(26) Рита Грузман

Celebration of life

Синкретическая новелла

У Оли Стрижевской умерла мать. Ушла не безвременно —   восемьдесят шесть отметила. Отбыла в мир иной как праведница, во сне, да ещё и в канун еврейского праздника Песах. Никто не узнает, что она видела в последнем сне на этом свете и чего ждала на том, но было доподлинно известно — она хотела, чтобы её похоронили,  как соседку по субсидированной квартире. Та готовилась долго: заранее заказала фотографию, прикупила наряд из «Нордстрома», составила меню для поминок. Олина мама подготовиться не успела, говорила только: «Хочу, как у Эльвиры».

К матери Ольга относилась неоднозначно. Наверное, потому, что та преподнесла дочери немало сюрпризов  в жизни. Взять хотя бы её роман с дядей, родным братом отца. Оле было пятнадцать, когда она увидела дядю впервые. Он приехал из Херсона, где служил лоцманом. Видали такое — еврей-лоцман! Как тот паренёк из песни, который  плавал в Херсон за арбуза́ми. Герой  песенки, как выясняется из текста, ни за какими арбуза́ми не ездил, а воровал и доставал крупную валюту. Дядя, Мика Стрижевский, видимо тоже не очень-то увлекался физическим трудом. Невозможно было представить канат в его почти женских ладонях с золотым перстнем-печаткой на указательном пальце. Как и положено лоцману  из советских фильмов, Мика был лысоватым, весёлым  крепышом-коротышкой. В отличие от Олиного отца – высокого, угрюмого инженера с кучевыми бровям и большой головой,  обмотанной проволокой семитских волос.

«Любовь кольцо, а в кольце нет конца», — прошептала мать на прощанье, уезжая с лоцманом.  В Херсоне она  пробыла полгода, пока не выяснилось, что у Мики есть там «рыбачка Соня», и не одна.

Папа-инженер прохаживался по коридору и фальшиво насвистывал песни советских композиторов. Оля запиралась в комнате. А мама заигрывала с прыщавыми одноклассниками дочери. Да что там говорить!..  Не жизнь, а оперетта,  фарс.

В начале девяностых всю семью вынесло в Америку. Мать старела, болела, отец ворчал, вспоминая свои инженерные патенты, а Олина жизнь тоже пошла по опереточному сценарию — яркие любови, бурные разводы, молоденькие партнёры. То танго, то краковяк.

Отец ушёл из жизни  довольно скоро. Свою мать Ольга теперь сильно жалела: из кокетливой веселушки фривольного поведения она превратилась в облысевшего, одутловатого подростка. Когда пришел конец, дочь без колебаний решила отметить его в мамином  стиле — как говорят в Америке, «celebration of life».

Празднование жизни в русском исполнении планировалось  недалеко от могильной ямы, на травке, возле заносчивых голубых елей, под богатыми клёнами, уже покрывшимися зелёно-терракотовыми листочками. Ольге вроде хотелось, чтоб у матери было всё как положено, но по такому поводу она всё-таки не смогла себя пересилить — заниматься готовкой было лень, тратить деньги на кейтеринг тем более. Поэтому блюда и выпивку распределили по участникам похорон, а вернее, по «подружечкам» — её коронное словечко. Нам было поручено принести на поминки салат оливье и селедку под шубой.

Машка подбирала меня на своей машине и, как всегда, опаздывала. К кладбищу мы подъехали только через полчаса после намеченного начала церемонии. Нам повезло — мы отыскали свободную стоянку всего за полмили от похоронной ротонды с вывеской «Место скорби», и потащились туда.  Каблуки  застревали в рыхлой весенней земле, покрытой девственным пушком и залысинами чернозёма. Из пластикового пакета с «шубой» текли  малиновые струйки. «Оливье» тоже, видимо, страдал от подпрыгивающей походки — охал, издавал плюхающие звуки. Я сильно злилась: какого чёрта, ещё не хватало, чтоб «подшуба» пролилась на мою белую блузку, — но упорно  ковыляла  за шикарной Машкой, высокой седовласой красавицей во всём чёрном обтягивающем, с коралловой ниткой на удивительно гладкой для её возраста шее. Вот Бог красоту дал!

Нас ждали. Вовсе не из-за угощений. Именно Машка была главным действующим лицом первого акта этого печального действа. Будучи профессиональной певицей, она выучилась по приезде в Америку на кантора — знала погребальные молитвы и умела отпевать по-еврейски, хотя без знания иврита понимала текст весьма приблизительно. Но получалось всегда очень прилично, даже классно: роскошная, стройная Мария глубоким интимным контральто провожала к праотцам не сильно помнящих о своём еврействе  членов сообщества.

Машка предпочитала, конечно, благословлять молодожёнов — это она тоже здорово умела делать, но в тех краях женились по традиции очень немногие, зато в последний путь предпочитали отправлять более-менее,  как положено. Кроме того, на свадьбы она всегда могла сосватать халтуру своему бойфренду Алику. Его музгруппа играла всё, что может пригодиться на русско-еврейском празднестве — от «Любушка, целую тебя в губушки», через «Вальс Бостон» до «Бесаме мучо». А чем мог Алик «порадовать» присутствующих на похоронах или поминках? Он виртуозно играл только на бас-гитаре и на тубе — не слишком востребованном духовом инструменте, самом низким по регистру и самым громоздким по размеру. Приняв обычно полстакана виски и закрепив его «косяком», крупный рыхлый Алик легко взваливал на себя блестящий кусок металла и красиво дудел. Иногда протяжно и жалостно, иногда отрывисто и резко. Пару раз я слышала его соло на тубе — высший пилотаж.

Гремучая смесь чеченцев и кавказских евреев, Алихан – или, по-нашему, Алик много пил и, по традиции, склонялся к рукоприкладству, что объяснялось страстностью натуры. Свирепые приступы ревности заканчивались краткосрочными заездами к запасным подругам — к востроглазой молдаванке из магазина «Каштан» или к разбитной приме местной самодеятельности.

«Ой, Алюшечка!» — тихо вскрикнула Машка, отыскав глазами любимого. Сейчас в их отношениях преобладал штиль.

В ротонде стоял едва слышный шепоток: соседи усопшей жаловались друг другу на недостатки американской медицины, Олины коллеги по работе обменивались дежурными фразами, русско-еврейские знакомые выясняли  цены и локации погребений. Я, слава Богу, справилась с «подшубой» — не пролила ничего на одежду, и пристроила пакет на травку дожидаться своей очереди.

Над закрытым гробом прозвучали все необходимые слова на непонятном, и от того особо магическом языке. Машка, как всегда, была на высоте — делала свою работу грациозно, торжественно, а главное, быстро. Дело шло к обеду, и хотя народ был предупреждён о предстоящем празднике жизни, и люди не нагружали с утра желудки, чувствовалось некоторое нетерпение.

Через полчаса все подтянулись к могиле. Ольга, вся в красном — любимый мамин цвет — отлично смотрелась на фоне разнообразных оттенков зелени. Её теперешний партнёр, подслеповатый толстый парень неопределенного возраста, обнял её за талию и серийно зачихал… Сочувственное «God bless you» слилось с раздраженным «зай гезунд».

Рабочие справились быстро. Последняя молитва в исполнении «канторки» была очень кстати. «Ху осэ шалом бимромав, ху яасэ шалом алейну, вэ аль коль исраэль вэ имру…». «Амен» с облегчением выдохнули еврейские пенсионеры. «Аминь» — чуть было не перекрестились православные соотечественники.

Ольга приподняла тёмные очки, покосилась на расставленные столы с белоснежными скатертями и едва заметно кивнула, подала знак.

Я поспешила к своей «подшубе», отсиживающейся под елкой. Как бы Машка не забыла оливье, вот бестолковая —  оставила пакет на солнце, скиснет ведь.

За несколько минут скатерти покрылись узорами салатов и нарезок — подружечки постарались. Народ ринулся к столам.

«Ну, наконец! Девочки, отлично выглядите!» — к нам, прихрамывая, двигался с распростёртыми объятиями  мужчина. Эдвард, местный спортивный тренер и по совместительству герой-любовник, сильно состарился, больные суставы расходились в бёдрах, от чего ноги все больше искривлялись в колесо. Но руки — сильные, молодые! И глаза, как ни странно, оставались и в семьдесят чётко очерченными и яркими. Взглянет, бывало, пронзительно и коротко, сосканирует — и сразу отводит глаза, серые, как Балтийское море. Я называю такое «взгляд доброго следователя». Ходили слухи, что он немец, что мать родила его от пленного, потом сдала в детдом и всякое такое. Похоже, все эти истории он сам и сочинял. Во-первых, чтобы было легче покорять нежные сердца девушек разных возрастов. Во-вторых, в маркетинговых целях — немецкая педантичность и требовательность, мол, залог успеха в спорте.

«Ой, Эдик…» Обнимаясь с бывшим ухажёром, Машка растерянно озиралась. Под столом сияла начищенными боками туба Алика. Сам же музыкант вполне цивилизованно обсуждал что-то с пожилой парой — яйцеголовым мужчиной с натянутыми выше талии шортами и ухоженной женщиной, замотанной в платок зебровой окраски. Было заметно, как собеседник Алика удивляется —  его глаза всякий раз распахивались,  и крупная бородавка между бровей, в аккурат на месте индусской бинди, оживлялась, участвуя в разговоре. «Правда, Ирочка?» — обращался он к жене за одобрением, но она только глубже закапывалась в платок и оттуда, из-под тёмных очков, с пристрастием осматривала посетителей. Затем она  снисходительно процедила: «Ты, как всегда, Са-а-аша…», и, сверкнув розоватыми дымчатыми стёклами, двинулась к столу занимать место. Муж Саша, который когда-то был просто Изей, засеменил вслед за зебровым платком.

Алик, закончив свой «косяк», заметил улыбающуюся всем своим шикарным ртом Машку. «Ну, надо же, дурёха, —  подумала я, — никак не может удержаться, даже сейчас кокетничает со всеми подряд». Алик плюхнулся на стул  напротив нас с Машкой. Он уже пребывал в нирване, только непонятно было, сколько он протянет — обычно эта благость длилась недолго. Моя селёдка под шубой закончилась моментально — под водочку-то, ещё бы. В розовой лужице на дне чёрного блюда отражались морщинистые кленовые листочки, ещё не сформировавшиеся и беспомощные. Люблю я всё-таки розовый цвет, — не младенческий, как клубничное мороженое, конечно,  а чуть-чуть сиреневатый, прохладный такой.

Гости уже успели пропустить по рюмочке, когда из-за стола поднялась раскрасневшаяся Ольга. «Мама была лёгким человеком. Да, она жила легко», — начала Ольга. Будучи в курсе жизненного пути покойной, её соседи по дому престарелых перестали жевать, ожидая, не дай Бог, скандала — с их здоровьем это ни к чему. Близкие Олины  подруги встрепенулись и явно приготовились выручать в случае чего. Малознакомые люди заинтересовались: глядишь и развлечёмся, какие ж поминки без заварушки. «Лёгким, но… честным и ответственным». Уф, отлегло. Всё-таки Стрижевская не дура совсем, даром что научный работник. «Береги честь смолоду —  учила  меня мама». Вот так поворотик! «А платье снову», — проговорила она вторую часть поговорки, бросив взгляд на свой дорогой красный  наряд. Тут я догадалась, что на  этом  фольклорная часть речи закончилась. «Этому я постоянно учила своего сына, и надеюсь, он передаст эту мудрость дальше, своим потомкам». Сын Ольги с раннего детства проживал с отцом в Нью-Йорке, они изредка перезванивались, а виделись два раза в год. «В этом и выражается, по-моему, преемственность поколений. Спасибо тебе, мама, за всё!»  Последнее слово было произнесено особенно громко и отчётливо. Люди выдохнули, зашевелились, зашумели, потянулись к рюмкам и оставшимся угощениям. Парочка хорошо сохранившихся друзей усопшей прочли по бумажке свои некрологи. Пастор баптистской общины коротенько поведал о чудесах. Кто-то вспомнил фирменную кизиловую наливку  мамы и рассказал несмешной анекдот.

«Выпьем не чокаясь, по нашей древней  русской традиции», — прокричал с места бывший Изя. Затем он встал и подтянул шорты повыше: начиналась художественная часть. «Наталья Наумовна любила поэзию. Поэзию Пастернака, Бродского и других. Вот и я, как многим здесь известно, балуюсь. Когда-то написал я ей вот такое посвящение: “В краю тихоокеанском, в глуши американской,  все любят тут Наташу со взглядом христианским”». Там было много разных буквосочетаний, и заканчивалось так: «Всегда добросердечна, она твоя защита, приветлива открыта и никогда сердита». Гости захлопали, одобрительно закивали. Поэт зарделся, смущённо улыбнулся, знаменитая бинди между бровей заметно порозовела. «А вот ещё…» — попробовал продолжить он, но тут жена заметно толкнула его острым локтем в  бедро, и он покорно опустился на место.

Алик громко икнул — видимо, нирванное время истекало , — а  затем  снова обмяк. «Немец» Эдвард сверкнул глазами и  подмигнул всем тётенькам сразу. «Эдик…  Теперь ваша  очередь…» — заныли Ольгины подружечки. Эдвард явно готовился к выступлению, хотя чего тут готовиться: на всех мероприятиях, начиная от крестин и кончая  поминками, он выступал с одним и тем же номером. И швец, и жнец и на дуде игрец, как говорится, незаменимый гость местного русско-еврейского сообщества, Эдвард пел. Пел оперным голосом, громко и сносно, но репертуаром владел весьма ограниченным, а именно: двумя итальянскими песнями, которые знакомы каждому бывшему советскому интеллигенту. Одна из них, «Скажите, девушки, подружке вашей…» исполнялась на свадьбах и юбилеях, а вторая годилась для любых мероприятий, даже не очень весёлых. “Che bella cosa na jurnata ‘e sole…”. В ухоженном парке, среди дивных деревьев и незаметных могил, голос звучал проникновенно и благородно. Он пел о солнце, об ощущении праздника, о лице любимой, о расставании с солнцем-ликом, когда наступает ночь.

«O sole, ‘o sole mio

Sta ‘nfronte a te

Sta ‘nfronte a te»

Эдвард, бывший любовник по меньшей мере пятерых присутствующих дам, пел о сиянии на неизвестном нам женском челе. Одинокие старушки пытались выпрямить спины, взрослые женщины затаили дыхание, несколько молодух вглядывались в певца с недоумением. Последний припев  прозвучал особенно взволнованно — Эдвард в упор глядел на Машку, она плакала.

Взрыв аплодисментов вернул музыканта Алика  к реальности. Он  окончательно опомнился, когда застал нежный  взгляд своей подруги, направленный совсем не на него. «Тваю мать… Оля… я очень уважал. А она… ценила музыкантов», — произнёс он скорбно.  О том, как покойница ценила музыкантов, знали немногие. «И сичас… вод эда вод». Алик вытащил из-под стола свой мощный инструмент, бережно разместил тубу между колен, обхватил её выносливую шею и положил мягкие мохнатые ладони на клапаны. «Вод эда вод!» — повторил он, угрожающе взглянув на  сидящую напротив Машу, которую, казалось, прошиб озноб. За десятки лет знакомства мы наблюдали  Алика в разных  ипостасях: в виде чадолюбивого  отца семейства, запойного неудачника, злобного Отелло, талантливого профессионала, худого и ожиревшего, с бородой и без, в компании бомжей и даже в каталажке. Но больше всего ему, похоже, нравилась роль обиженного ревнивца. Я держала подругу за руку, Эдвард скрылся в туалете, Ольга смотрела сочувственно и ласково,  жена Саши-Изи выглядывала  из-под зебры  в предвкушении кульминации.

Бурый могильный холмик влажной  земли начинал подсыхать, ненадёжное весеннее солнце спряталось  от грустных посетителей за каменной оградой кладбища. Алик впился губами в мундштук тубы и заиграл соло. «Чардаш»  Монти. Первые звуки напомнили выходцам из Украины любовную песню трембиты, евреям  — праздничный сигнал ритуального шофара, кладбищенскому охраннику из местных индейцев — призывные  крики вождя племени. Алик шевелил бровями, жмурился, как от боли или от удовольствия,  затем вытаращил глаза,  снова их прикрыл и, обнимая инструмент, закачался  из стороны в сторону в такт музыке.

Вдруг туба  резко подняла к небу свой раструб и издала очень низкие тревожные звуки. Гости насторожились в предвкушении знакомой части, allegro vivo – супер-темпераментной и вдохновляющей, буквально  инъекции жизненной энергии, которая так показана эмигрантам на туманном, дождливом тихоокеанском побережье. И тут четыре крупных пальца как будто бы отделились от мастера и забегали по клапанам с необыкновенной скоростью. Гости  хлопали в такт — сначала неуверенно, кладбище всё-таки, затем всё громче и настойчивее; некоторые постукивали ножами по стаканам, другие притоптывали. Ожившие бабушки подёргивали плечами на цыганский манер, распространяя запах сладких духов, несколько пожилых мужчин ёрзали на стульях, Олины университетские сотрудники явно радовались — наконец-то можно расслабиться, а то иди пойми их, этих русских.

И снова протяжная  и многообещающая мелодия. Алик сверкнул влажными белками и уставился на Машку, как будто предупреждал о чём-то страшно важном. Моя подруга подалась вперёд и улыбнулась самой что ни на есть сладостной  улыбкой. «Птичка  скачет весело по дороге бедствий, не предвидя от сего никаких последствий», — любила повторять моя мама. Как это Машке удавалось оставаться такой легковерной и наивной? С её-то тяжелой жизнью, бесконечными травматическими событиями! Я называла её «Маугли, дитя природы» — она здорово выживала в человеческих джунглях.

Туба захрипела, зарычала, болезненно застонала и, наконец, будто вырвалась  на свободу и запела вполголоса. Запела взахлёб, звуки побежали вприпрыжку. Пальцы витали над каплевидными клапанами, Алик надолго прикрыл веки. Он взял последнюю ноту, самую высокую, на которую был способен, и затих. В кладбищенской тишине послышался хриплый выдох  музыканта. Он любовно погладил тубу, опустил её на землю, с яростью опрокинул стул и широким шагом кинулся  прочь. Здесь было бы крайне уместно выражение «куда глаза глядят», но я совсем не уверена, что Алика вели глаза. Машка по инерции блаженно улыбалась, пока я не зашипела, что надо бы принять меры.

Народ выражал безмерное ликование по поводу выступления. Платок с зеброй наконец отделился от шеи и  парил над головой мужа. Охранник приближался  к столу — такое развитие событий показалось ему подозрительным.

Эдвард наконец покинул уборную и теперь, уверенно переваливаясь с ноги на ногу, подгребал к столу.

Машка с  жалобным писком  покинутого птенца: «Алик, Алик!» — бросилась вслед за другом жизни. Учитывая её узкое платье, странно, что она настигла Алика в несколько прыжков. Он развернулся, потянулся рукой к её шее… и сорвал коралловые бусы. Боже, какой штамп, какая пошлость! Как в плохом кино! Прямо оскорбляет мой художественный вкус!

Маша сидела на корточках и  медленно собирала алые  шарики, прятавшиеся в свежей зелени. Издалека они напоминали мне сочные ягоды земляники, которые мы с ней в детстве собирали на братских могилах в лесу возле пионерлагеря.

Люди засуетились,  у туалета образовалась небольшая очередь.

Эдик подкрался сзади к Ольге Стрижевской  и дружеским жестом приобнял её за плечи. Дочь покойницы смотрела невидящим взглядом на  лежащую перед ней черно-белую  фотографию весёленькой и молоденькой своей матери. Прохладный весенний ветер подхватил карточку, она покрутилась в воздухе и упала на влажную  землю лицом вниз. «Драгоценная моя Н.Н.! Нам никогда не забыть этих дней. Твой М.С.» — гласила надпись фиолетовыми чернилами на обороте.

— Н-да, Наталье Наумовне бы понравилось, —  заговорщически прошептал Эдвард Оле на ушко.

— А то ж! — фыркнула Ольга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *