Владимир-Зеев Гольдин

Заметки путешественника по родной стране

Часть 3

Что образует образование

У моего внука торжественный вечер. Я вхожу в зал с опозданием на три минуты. Но столах закуски и напитки. На сцене хор восьмилетних мальчиков поёт молитву. Вы себе как это представляете? Боюсь, что ошиблись. На самом деле это звучит примерно так:

Мы рубим ступени
ни шагу назад.
И от напряженья
Колени дрожат
И сердце к вершинам
Рванулось бежать из груди
.

Имеются в виду, понятно, духовные вершины.
Поют они так же ( а мой не сильно образованный слух) как профессионалы – «Цветы Иерусалима» , диск которых я готов слушать сотни раз. Вдохновляюще поют.
Правда, учителя их – профессиональные музыканты. Лет им меньше тридцати и они полны энергии и задора. Это классные руководители первых классов хедера. Понятно, что они с пейсами косичкой ниже плеч и в чёрных лапсердаках и чёрных же шляпах. О себе скромно сказали: «Мы звёзды во мгле и на этой земле нет важнее, чем наша работа». В местечке с ярким названием Вершина Дома Солнца они считают себя лучшей школой. И готовят, следовательно, будущих светочей поколения. Очень может быть. У родителей моего внука амбиции примерно те же.
Одна победоносная песня сменяется другой. Большие равы пришедшие приветствовать будущих больших равов так и говорят: "Вот это и есть наши танки и самолёты и прочие оружие невиданной и невидимой силы".
А они соответственно поют:

Перед вами поём мы сейчас,
И летим мы в сиянии глаз.
Песня наша и ваша сквозь тьму
Отвечает им всем почему
Здесь стоим в окружении стай

Знай Восток,
И ты Запад узнай -
Это наш здесь сияющий край.
Светит миру и каждой душе
Свет отцов наших , гений Моше.

Это конечно очень вольный перевод, но невольный не умею и боюсь невозможно. Нужно полстолетия внедрять эмоциональный смысл неведомых русскому языку понятий.


молитва победы

И вот торжественная увертюра завершена. Кружок пения сошёл со сцены. И по проходу на сцену в строгих чёрных штанишках, белых рубашечках, золотистых жилетках и в золотых коронах чётким шагом беспредельного торжества шагнули его виновники. Двадцать пять мальчиков от шести до восьми лет. Второклассники. Они поют первую главу книги Бытие (В начале). Глазёнки сияют, микрофоны улыбаются , папы и мамы , бабушки и дедушки, братишки и сестрёнки восторженно смотрят. Поют канонически, точно так. как положено, петь кантору в синагоге при чтение Торы. Это, если хотите, демонстрационный экзамен, потому что поют они наизусть. Не волнуйтесь, бегло читать они умеют. Но это родители давно знают. А стихи Торы наизусть -  страница за страницей. Мне уже это слабо. А вам?
Минут пять длится этот коллективный экзамен. Потом каждый лично читает свой стих из этой книги. А потом начинается настоящий карнавал знаний.

Назовите всех предков Ноя , начиная от Адама.
А всех предков Авраама , начиная от Ноя.
А как звали детей Эйсава?

И тут вся родня моего внука испытала особый восторг. Коллективный ответ прошёл, Шимон-Исраэль не мало не смущаясь, закричал (не забудьте в микрофон) «ло нахон». В смысле «Не верно баете ребята». Он вполне академическим языком изложил свою позицию по этому вопросу, и карнавал покатился дальше.
Сколько снов описано в главе «Микец»? (это глава про Йосефа и его братьев, но чуть короче изложенная, чем у Манна).
И так полтора часа с азартом и в темпе. Сладости и напитки им подносили равы, а старшеклассники подносили угощения малышам сидящим в зале.
Временами они вставали и пели темпераментные молитвы. Пели , без всяких скидок на массовость и юный возраст. Когда кто–нибудь солировал (для папы и мамы и прочих заинтересованных лиц), то можно было услышать у некоторых отсутствие слуха и голоса, но хор пел удивительно хорошо.
Их учат по системе рава Зильбермана, так что появится у них и слух и голос, скажем для осторожности, почти у всех. Я не встречал миньяна (десятки) религиозных с детства, не способной спеть молитвы.
Временами зал вставал, приветствуя входящих знаменитостей. Некоторые из них были отцами учеников. Младшие внуки и внучки мои и других свободно ходили по залу с кульками сладостей . Они временами исчезали на женской половине зала. Трёхлетним трудно усидеть два часа на месте. Но гордость и самоуважение не позволяли им шуметь.
Потом герои торжества по одному спускались со сцены и получали свои призы. Главная часть - это их собственные портреты в золотой короне и с Книгой Берешит (В начале), завершению изучения которой и был посвящен этот праздник.
У прабабушки моего внука – очень важной светской дамы града Лениграда сразу давление нормализовалось, когда она увидела как подготовили её безумно любимого шестилетнего внука.
Однажды столь же интеллигентная дама почтенного возраста при мне всплеснула руками : «Что же они всю жизнь учат вот эту тоненькую книжку!?» . Первый раз в жизни в руки ей попало Пятикнижие Моисеево, кратко называемое Тора (Учение). А она читала в газетах, что мужчины в чёрных шляпах всю жизнь учат Тору. Что в действительности учат светочи поколения (гдолей а дор) это, если даст Б-г, я в другой раз расскажу. А это Учение , вместе с комментариями они выучат к девяти годам. А начинают, едва говорить научатся. Прямо по Доману, только за тысячи лет до него.

За кулисами спектакля


Девочкам 4-5 лет. Они учатся в системе "Бейт Яааков"

Описать спектакль это полдела. В поучение уму надо же за кулисы взглянуть, тем более, что выступил то я под лозунгом «Что образует образование». Так вот вам сообщаю – это школа элитарная. Туда принимали детей не по возрасту, а по подготовленности. Ребёнок должен был уметь читать и отвечать на вопросы по прочитанному, знать на память основные благословения и молитвы. Элитарность противоречит политике Министерства просвещения и школа по этой причине денег от государства не получает. Денег, которые платят родители не достаточно. Значит, нужны пожертвования. И родители, и жертвователи за свои деньги хотят видеть результат. Вот они его и увидели. Для удалённых снимался фильм. 
Но это лишь одна сторона фокуса, есть куда более мудрая сторона. На самом деле дети завершили изучение книги Бытие (В начале) в прошлом учебном году. В этом учебном они уже далеко ушли по следующей книге «Исход» (Имена).
Значит, чем были репетиции этого музыкального спектакля?
Правильно, повторение самая лучшая мама учения. А повторение, поданное в таком вдохновенном соусе – это просто гениальная мама учения. Зять мой сказал: «Такой радости – полтора часа красоваться на сцене я удостоился не раньше восьмого класса». Можете понимать, что он сидел там по причине получения свидетельства об отличном окончании неполной средней школы города Ленинграда.
А теперь о самом главном. Мы же тут о том, что образует образование. Скажу вам по секрету внук мой вовсе не вундеркинд (сам то я как раз таки был вундеркиндом и очень ясно представляю что это такое). Просто на его единственную в тот момент детскую голову пришлось семь амбициозных воспитующих голов. Напомню, что седьмая это прабабушка с исследовательским и руководящим стажем. Я занимался с ним по Доману, и он в два года уже знал большинство русских букв и множество стихов наизусть. Но сейчас он уезжает в школу в восемь утра, а возвращается в пять вечера. И тут срывается с цепи и летит перепрыгивая и перелезая, или дудит, рычит и ревёт ведя по полу столу или кровати одну из сто машин своих. Чтение по-русски исчезает. Сказки, которые я ему так старательно писал, стремительно теряют для него смысл. Учу Талмуд, чтобы не потерять контакт с дорогим моим мальчиком (он же ещё и похож на меня в этом возрасте как ни кто из остальных внуков)
Тут я опять перейду к обобщениям. Биогенетическое превосходство евреев – это, извините, миф. А вот социально-генетическое – это , извините, факт. Именно поэтому ходят по лучшему в мире медицинскому центру «Хадасе» доктора медицины евреи афро-американского истока и бегают по улице каспарами хаузерами дети ашкеназов, забывших что в этой жизни главное. Если лучшие силы народа из поколения в поколение направляются на обучение и воспитание детей, то и результат на лице. А если нет, то и опять же на лице. У Гумилёва есть серия портретов лиц народов на разных стадиях развития цивилизации от пассионарного взлёта, до равнодушного угасания. Так вот на лице всех соучеников внука ясно написано – это пассионарный взлёт. А на лицах многих сабров земли израильской написано развратно наркотическое угасание. Это касается в равной степени как откровенно светских, так и псевдо религиозных бездельников (сабабников, как их тут называют) . Избранность - она одной только чёрной шляпой не даётся. И академической шапочкой родителей увы, тоже не даётся. 

Другие работы автора 


  Книга Отзывов  Солнечный Остров

 

 


Объявления: