Владимир-Зеев Гольдин

Заметки путешественника по родной стране

Часть 4

На вершине пророка

На Вершине Пророка
Ветер давит жестоко, 
Изгоняя в пустынные вади. 
И холмы убегают не глядя,
И холмы убегают не споря
И ныряют в Солёное Море.

А я радуюсь этому неукротимому ветру странствий и уже взлетаю над холмами , вытертыми ветром до бархатной гладкости.


На пути к Вершине Пророка Амоса мы пересекаем границу Иудейских гор , где что-то растёт и само по себе и входим Иудейскую пустыню, где те же горы пустынны, а оазисы 
Рукотворны.

 Лечу. Подо мной –между холмами грубые вырезы земной плоти - местные овраги – вади желто-зеленые по зимнему времени. Еще дальше в провале куда ныряют холмы виден синий кусочек Солёного Моря.
Таков иврит. Имя –это не поэтическая гипербола, а точная характеристика. Мёртвое море –это европейцы для щекотания нервов выдумали. Ими же выдумана и прекрасно видная отсюда - заморская страна - И . О. Рыдания. 
Нет, туда я не хочу. Хочу за стол. Пурим всё же.
Иду по длинной ступени улицы. Выше по склону дома облицованные иерусалимским камнем , ниже по склону дома постарше и попроще , зато укрытые цветущими деревьями. За десять лет успели вырасти. 
Сейчас ясный день и кажется, что кругом до горизонта ни чего и никого. 
В таком месте смешно слышать о перенаселённости планеты. Тетчер сказанула , что на всёй огромной площади Российской империи рентабельно проживание лишь пятнадцати миллионов человек.
Это было бы смешно, если бы эту же идею не поддержал вполне патриотичный российский экономист А. Паршев. Впрочем, подобная идея проскользнула ещё у доктора несоответствующих наук фантаста Ефремова. Он предсказал , что в будущем всё население соберётся у тёплых морей. Смешно?


Так выглядело поселение Вершина Пророка Амоса в 1998 году. (Из местной газеты)
Ох, многое изменилось с тех благодатных для фантастики дней. Писатель Михаил Велллер под рубрикой «ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЫТЫХ СГНИЛА, СДОХЛА» высказался так: «Этот мир закладывался с применением насилия, которое есть преодоление активного сопротивления. Он не только строился, но и благоустраивался с применением насилия. Когда этот мир был построен и благоустроен, пришло новое поколение, которое спросило, – а на хрена оно все.(под этим новым поколением явившимся ещё в 1968 году Веллер , в частности, называет хиппи и негров)
За прошедшую треть века мир стал другим, он стал ни на что не годным. 
Когда у человека нет цели более значительной, чем свое личное благополучие, когда ему не за что отдавать жизнь – это цивилизация сытых, которая уже исполнила свое предназначение, прошла свой путь, сгнила, сдохла. Она ждет только варвара, который придет и толкнет ее, и она развалится.»

А это меня загипнотизировал вид с Вершины в сторону Моря Соли и Иордании.
Получается , что жизнь по критерию максимизации материального благополучия самоубийственна.
Так вот здесь, на Вершине живут по другим критериям. Восемьдесят процентов населения имею высшее образование, но пользуются им почти исключительно в целях рождения и воспитания детей. На 35 женщин приходится 200 детей. Здесь школа такого высокого уровня , что особо одарённые родители везут детей в это крошечное поселение из городков Эфрат и Бейтар, где детей тысячи. Впрочем, здесь рентабельно было бы утроить население. Тогда окупался бы свой магазин и хватало бы учеников на все классы. А теперь в здешней великолепно оборудованной школе учатся только те дети, которых хотя бы шесть человек в своей возрастной группе. Одиночек возят в Иерусалим на учёбу час туда, час обратно. Есть такой спецавтобус , который объезжает пять поселений, едет В Иерусалим и развозит детей в Иерусалиме по многим школам(родители их выбирают со всей привередливостью).

В общем, хотя дом в поселении раза в три дешевле самой дешёвой квартиры в Иерусалиме, жизнь там дешевизной не отличается. Дешевле , если самоограничиться до минимально необходимого. (кстати самые умные экономисты тоже пропагандируют самоограничение, как средство выживания человечества на Земле). 
Всё это хорошо, спросил я, а как же с водой - пустыня ведь здесь? В ответ на это сводили меня искупаться в провал, куда подходит край подземного озера.
В древние времена по свидетельству Иосифа Флавия, что ни деревня - то пятнадцать тысяч человек.
Впрочем и сегодня пустынность -это обман моего недальновидного зрения. Ночами можно увидеть огни то ли Арада , то ли Хеврона и другого такого же религиозного поселения - Крепость Давида. Где-то там скрывался от царя Шауля Давид, тогда ещё лишь предводитель ватаги отважных молодцов. 
А днём вот гляну на северо-восток, там Ирадион - срезанный у вершины конус горы-крепости царя Ирода (Гордуса в еврейском произношении.)
Чего это я ? Пурим же сегодня.
Штампам- нет.
Рок-балет
Супер стиль Пур ИМ — ШПИЛЬ.
Для целого света
-либретто.

На пир ообрал Ахашверош 
Гостей собрал.
А ну и что ж 
О чём шумит полсвета ?
Но так гласит либретто. 
Царица Ваштя,
ну дела,
Плясать нагая не пошла,
Когда велел Ахашверош
- Велел ? 
Плевать мне, ну и что ж!? 
"Катись", - сказал за это- 
Найдем звезду балета.
Было, было ведь - Москва и рок балет этот.
В тот час пришёл к нему Амман 
Пока владыка зол и пьян .
... За подписью декрета 
«Евреев бьем за это.» 
Мол, это их бунтарский дух 
В позорной Вашти не потух… 
И дальше начал хаять 
За то же Мордехая, - 
Мол, это он среди толпы 
Стоял не гнувшись,
Персы ж лбы 
Вбивали в землю эту. 
Евреев бьём за это.

Приказ подписан
-Воже мой ! 
Вот Мордехай перед толпой 
Евреев в синагоге:
- Одев персидские штаны,
Грешны мы, братья,
Мы грешны.

Ну всё, ну привет просторы, прощай воспоминания, - надо идти к столу.
Еврейское застолье даже, в Пурим, это дело с невинным КПД. Винный КПД, как объяснила мне одна крепкая и весьма привлекательная (лет сорок с гаком назад ) сибирячка – это отношение стоимости алкоголя ко всей стоимости застолья. 
Еврейское застолье это песни. Псалмы называются. Чтобы их тут привести попытался перевести, хотя это почти невозможно. Надо перевести на европейский, христианский язык, в сущности, явление другой цивилизации. Пытаюсь, как умею обойти проблему. 
Уж прости меня царь Давид.
Приближаясь к его возрасту и я решаюсь пропеть (про себя ):

Я шагаю без опаски,
Даже весь окутан тьмой,
Полная любви и ласки
Длань простерта надо мной.
Пусть сочтут меня овцою
Но Пастух мой на лугах 
С самой сладкою травою.
Даст прилечь мне
скинув страх

А это песня средневекового раввина
Имя к стыду своему забыл.
Но безголосо пою 

Поднимайся хоть из праха
Шаг к Субботе брат.
Мир застолья. Всё с размахом
Это день наград.
И потом уснёшь в блаженстве 
Мир- цветущий сад.
Розы цвет любви возносят
Выше всех оград.
В каком то моём, давно потерянном фантазме, я описал, как нечто совершено невероятное ограду из трёхметровых роз. А в Израиле , если розы вовремя не урезонить садовыми ножницами, они возрадовавшись свободе вырастают трёхметровыми деревьями. Но хватит , хватит . Пурим не ждёт.
За столом веселью гимн -
Рыба дичь и сласти к ним.

За столом рядом Юра – Элиэзер.

Один из двоих братьев близнецов Гурфельдов с детьми. Этот преподаёт в России. Второй врач поселения и Хадассы (университетский мед центр в Иерусалиме) (Из местной газеты)
Вот представьте себе юнгу-еврея щуплого не высокого – единственного сына театрального режиссёра и авиаконструктора с орденами и медалями второй мировой войны. Он показывает фотографию его мамы. Удивительным образом лицо его мамы знакомо мне. Свожу счёты со своей совестью. Нет, нет, я видел её лишь на фотографии выпускников МАИ получивших красный диплом. Она рвалась конструировать космические корабли, а попала в Рыбинск на самолётный завод. Такова магическая сила пятого пункта. Кстати я тоже в те самые годы мечтал строить космические корабли и летать на них. Такое было время. 
И мне его жаль. Того молодого и много обещающего и многократно обманувшего времени.
Мама Юры с фотографии смотрела в ослепительную даль космического коммунизма. 
Но, разбив что-нибудь, она всю жизнь произносила на иврите религиозную формулу: «Да будет это жертвой во искупление». Может быть, логика её жизни толкала её к возвращению к собственным истокам. Во всяком случае передо мной её сын – преподаватель ешивы и жена его, в которой уже невозможно узнать русскую девушку. Девушка эта вышла замуж, понятно, не за юнгу , а за штурмана. Но вскоре взбунтовалась и сделала из него инженера-ядерщика., чтобы домой он приходил каждый вечер , а не раз в полгода. 
Он же ухитрился стать ещё и кинодокументалистом и такое снял про бардак на атомных станциях, что и сам ужаснулся. По его расчётам, всё российские АЭС должны давно взорваться. Чудо не вырывания требовало объяснение. За объяснением он и пришел в Москве в ешиву.
Преданная жена пошла за ним
А за ними и две уже достаточно взрослые дочери , будто сошедшие с полотна голландских художников. Одна теперь заканчивает семинарию по специальности компьютерная графика и преподавание рисования, а вторая учится там же в десятом классе. 
Ещё один гость застолья типичный абрек в чёрном халате накинутом поверх солдатской формы. Объясняет своё возвращение к иудизму. Тоже весьма интересно.
-Решив женится, я оглянулся вокруг и вижу - не на ком. Вот и пришлось идти к пламенным хасидам. 
Стоп. Я увлёкся гостями микро города. Да они конечно типичные и характеризуют, но местные как же?
А вот так же – даю автопортреты закоренелого населения Вершины.
"Пожалуй, нет в мире человека, у которого бы не было места, к которому он душевно привязан. Обычно это дом, где он родился, двор, где вырос, город, где прошли детские годы. И чем дольше человек живёт, чем длиннее прямая времени, отдаляющая его от этого «волшебного сна», тем мучительней ностальгия, тем больше хочется туда вернуться. И никогда, никакое место в мире не заменит этот сокровенный уголок.. Так я думал, пока не попал на Вершину Пророка.  Уже 10 лет я живу здесь. Именно это место стал тем детским сном, той сказкой наяву, в которую всегда так хочется вернуться..."

А вот ещё.

"Мы совершили алию в 1995. Начав соблюдать мицвот ещё в России, мы сразу поселились в религиозном районе в Иерусалиме. Ребята начали учиться в хедере, а муж нашёл для себя колель. Всё вроде бы устроилось. Но с самого начала мы понимали, что долго оставаться в Иерусалиме не сможем- дорого для студентов колеля, а муж хотел продолжать учёбу в колеле, да и по характеру и мне, и мужу ближе небольшое тихое место. Стали искать харедимное место недалеко от Иерусалима.
Приехали взглянуть и на Вершину Пророка . Как только вышли из автобуса, почувствовали - это наше место — небольшой, очень уютный, зелёный посёлок. Вокруг горы, пещеры, скалы. Глаза охватывают простор на десятки километров, до самого Мёртвого моря и Иорданских гор. По образованию я геолог-геофизик, а муж вообще то тоже кандидат наук похожих, и в России был заядлым путешественником. Так что быть в природе нам милее, чем в городском разброде. Но ему же ещё и учится. Так что вопрос решился только когда, побывал он на уроке Гемары у главы Колеля, познакомился с несколькими толковыми соучениками, увидел серьёзное собрание книг.
Сыграло, конечно же, свою роль, что большой просторный дом с участком дёшев, есть детский сад и хедер, и школа для девочек «Бейс Яков» — в новых, оборудованных с размахом и любовью, зданиях. Тут же — поликлиника, библиотека, кружки для детей, постоянные уроки для женщин.
Среди жителей — много семей из России, остальные — англо-говорящие и «исраэлим» — харедимные семьи. Примерно треть - аврехим, учатся в Колелях, здесь и Иерусалиме. Остальные сочетают учёбу и работу.
Живём очень дружно. В ситуациях, когда нужна помощь — искать и просить не приходится. Застолья по случаю Брит мила, бар Мицва — всё вместе, совместная учёба, работа и общая радость.
Для нас, баалей Тшува, очень важным является близость к большим Рабоним. Рав поселения раби Зеев Вольфу Харлап». Рав Колеля раби Довиду Штайнойз.

Справка. РАВ ХАРЛАП ШЛИТА ПРОИСХОДИТ ИЗ ИЗВЕСТНОЙ РАВВИНСКОЙ СЕМЬИ, ИЗУЧАЛ ТОРУ В ИЗВЕСТНЕЙШИХ ЕШИВАХ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ, СРЕДИ НИХ- «ФИЛАДЕЛЬФИЯ», «СГЕМФОРА», «ЛЕЙКВУД» И «МИР».
РАБИ ХАРЛАП ПОДГОТОВИЛ И ИЗДАЛ НЕСКОЛЬКО КНИГ СВОИХ ЗНАМЕНИТЫХ ПРЕДКОВ, А ТАКЖЕ СОБСТВЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «ТОЙРАС ЗЕЕВ», ИССЛЕДУЮЩЕЕ ЗАКОНЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОРЫ.
КРОМЕ ТОГО, ДОЛГИЕ ГОДЫ ПРАКТИКОВАЛСЯ У ГАОНА РАБИ ЙОШУА НОЙВЕРТА, АВТОРА КНИГИ «ШМИРАТ ШАБОТ КЕИЛХАТА»


Справка. Раби Довиду Штайнойз.
Настоящий еврейский святой. Променял благополучие Англии, на жизнь в бараке посреди пустыни в стране, где даже в синагогу ходят с автоматом для приличия завёрнутом в талит. В этом бараке вырастил семерых детей. Старшие две дочери уже замужем. Подстать ему и рабанит. Светоч разума и доброты для женщин посёлка. Владеет пламенным словом и газету местную на своём компьютере издаёт. 
Оба отвечают не только на вопросы по Алахе, но дают советы и по житейским вопросам: мир в доме, воспитание детей...»

Да , напоминаю, мы за столом и дело к третей перемене блюд. Выпито и закушено и прослушано не мало. Вдруг, за окном крик, шум, тарахтение автомобиля. Вооружённые, - за пистолеты и автоматы. Я мысленно листаю книгу приёмов рукопашного боя. Через три секунды доходит , что это не арабские террористы. Скандал на еврейской улице. Ужли, думаю, перепились евреи и древний нездешний деревенский обычай вспомнили. 
Первыми усмирять страсти выскочили бородатые хозяева. Потом и я вышел не так, чтобы подраться, а чтобы разобраться. Вижу, парнишки лет семнадцати бузят. В их ораве и взрослых не успел заметить. Завёл одному локти за спину, ну не вырубать же их. Он дёрг, дёрг и «папа» кричать. Подошёл седобородый папа и давай вопить, мол еврей в еврея стрелял. Я парнишку отпустил и в зрители перешёл. А зрелище надо вам сказать цирковое. Ловкий рослый молодой джигит яростно и нечленораздельно вопя, обрушился в прыжке на автомобиль. Бронебойное стекло не поддалось. Он наносил удар за ударом пока не лопнуло терпение у рамы и она отпустила стекло внутрь кабины. Тогда недобрый молодец взялся бить стёкла дома ненавистного врага своего. Стёкла охотно звенели , а дом молчал. Бородатые мои сотрапезники прошли по краю поля моего неотчётливого зрения, как я потом понял, с разбитыми носами. Вдруг седобородый командир ватаги завопил. В начале улицы появились солдаты охраны. Все как-то ловко втиснулись в автомобиль и исчезли.
Стал я разбираться, что ж это такое было. Оказывается, это я видел финал идеологической борьбы. Столкнулись два мировоззрения. 

Есть тут три семьи «динозавров» - некрепких умственно, зато весьма крепких физически. 
К ним примыкает одинокий БИЧ из России, которого, как говорят, низвёл до животного состояния наркотик. В его логове по углам многолетняя паутина, у кровати многолетняя блевотина, а в кухне тина застарелой сырости. А в отмытом виде это вполне благообразный старик, свободно беседующий по-английски и на иврите о трудных местах талмуда.
Вот это компания и устроила показательный бой.

Свидетельствует хозяин избитого автомобиля.

«После молитвы (послеполуденной) и занятий с сыном в синагоге ( в рамках традиционной системы «отцы и сыновья» ) я вышел на дежурство по охране поселения. Мне как члену группы защиты выпала смена с 15 до 17 . Со мной на дежурство вышел мой сосед. /Кстати он кандидат физмат наук/ . При мне находился автомат узи, фотоаппарат и средства связи.
Во время дежурства мы обходили все улицы поселения.
В течении дежурства на меня пытался совершить наезд автомобиль марки «Ситроен» коричневого цвета , в котором сидели трое молодых мужчин , одного из них я хорошо знаю, потому что это Яир. Он был другом моего сына. 
После этих попыток автомобиль развернулся и уехал за пределы поселения. Мы доложили об этом инциденте командиру отряда нашей самообороны и больше ничего не предприняли. В 17 00 мы сдали дежурство, а с ним и средство связи следующему за нами дежурному Нохуму (оружие каждого дежурного это его личное оружие) и направились домой, где нас ждал праздничная трапеза Пурима. Дома меня ждала вся семья и сын Йесеф, который служит снайпером (3-ий год службы в Армии Обороны Израиля) на границе с Египтом в подразделении Шимшон. Дома он из-за болезни (температура 40).
По дороге домой на углу улицы на нас попытался наехать тот же, автомобиль, в котором находился водитель и Яир .
Мы шли защищенные только бровкой тротуара, а эти двое ехали рядом и осыпали нас проклятиями и угрозами убить меня и всю семью. 
Потом , видя фотоаппарат, водитель издевательски предложил мне сфотографировать их, чтобы «сдать потом в полицию». Я это, к сожалению, и сделал.
Через 100 метров на перекрёстке улицы и дороги тротуар кончился и тогда они перегородили нам путь машиной и, выскочив из неё, кинулись на нас так , что и пути для отступления не осталось.
Они злобно орали, проклиная меня за то, что я их сфотографировал. Мы стояли спиной к улице и не заметили , что по ней бегут помощники нападавших ,подкрепление - свора крепких подростков.
В следующий момент я получил удар в спину, и фотоаппарат выпал у меня из рук. Его тут же кинулись топтать.

А это один из героев репортажа о битве идеологий Давид Комский с сыном Ицхаком
Другие рванули у меня из рук «узи» , висевший на ремне перекинутом наискосок. Сосед кинулся мне на выручку, но получив удар упал на землю. Тем не менее, я успел вырвать автомат и отскочить от нападавших. Я мог бы уже убежать к пустырю, но сосед лежал на асфальте , пол-лица в крови и на нём один сидел верхом замахиваясь железной палкой для удара. А на меня уже шли трое мужчин. Я пытался только укорачиваться , но успел получить несколько увесистых ударов и всё ещё не мог сообразить - что делать. Я не мог решится даже нанести ответный удар. Испугался , растерялся. Да и прошли всего лишь секунды с начала нападения. Они то со своими железными палками заранее приготовились . У них был план. Организовавшие нападение всегда в преимуществе перед теми, кого застали врасплох. Давид боролся лёжа, укорачивался от ударов палкой. У меня уже ныла от ударов спина и подкашивались от боли ноги. Большинство шло на меня, потому, что автомат всё ещё был у меня. Я не решался стрелять. Не выдержал только когда, защищая голову, получил удар по руке и по плечу. Я решил их напугать и передёрнув затвор, дико закричал, что пуля в стволе и я начну стрелять. Они испугались только на секунду. Этого хватило, чтоб Давид смог вывернуться и вскочить на ноги. Но потом они все пошли на меня. Видимо уверенные, что стрелять я не решусь, но убить теперь меня можно уж вовсе безнаказанно на том основании, что я направил на них оружие. Надо было для их отрезвления и по закону выстрелить в воздух. Но из-за покалеченных рук уже не мог поднять автомат и выстрелил в асфальт , выбрав свободное от ног пространство. Они находились в двух метрах от меня, и стреляю я неплохо, я бы уж точно не промахнулся, если б решился стрелять в них».

Продолжение этой истории всё ещё следует. И если я доживу до развязки , то расскажу.

Дожил. Идеологическая победа оказалась весомее «военных». Прошло меньше года. Битые носы , спины и руки зажили, стёкла вставили , а воинственных казаков выставили. Перед отъездом они публично сняли кипы и сдвинули чаши с горящим пуншем, пригласив и меня в компанию под лозунгом «пора, пора порадоваться на своём веку». Пригласили потому, что собаки и лошади их компании дружно узнали во мне своего. Им -животным ошибка простительна. Да и нет тут ошибки. Люблю я этих беспритворных тварей. Но умных и стойких людей я почему-то больше люблю.
Кстати ,недавно прочёл , что общение с животными в раннем детстве (до трёх лет), увы, тормозит развитие детей. А рав сказал мне, что евреи это заметили на пару тысяч лет раньше. Чем выше интеллектуальность среды, тем лучше мозги растущих детей развиваются.
Впрочем, это уже из другой рубрики. 

Я чувствую , что некоторые слова надо всё же перевести с еврейско-русского на просто русский

Аврех  - такой абрек , который сидит не на коне , а над книгами Торы.
Колель - учебное заведение для женатых аврехов.
Маро де атро –титул учёного . Буквально с арамейского - учитель места.
Мицва – заповедь , а точнее нечто из приказа .
Шлита – титул , знак уважения к знаниям и стараниям.

 

Другие работы автора 


  Книга Отзывов  Солнечный Остров

 

 


Объявления: