Большая
Прогулка
или
Записки после одного отпуска
продолжение
Арье Лесс
Письмо 13 |
...Все это наше "масонство" началось еще в Париже, еще с "ихней Парижской Богоматери"...,- Нотр-дам - церкви... Классно было идти по набережной по направлению к Ситэ и чувствовать, что каждый шаг тебя приближает к ней... Серьезно, именно так это ощущалось тогда... И Котя (а он устал тогда) все нудил - ну когда уже, когда?... И погода портилась, и мы боялись (совковая знать закваска) - что Нотр-Дам будет закрыта (ну раз уж мы - туда, стало быть об-зять-но будет закрыта...). И вот - эта действительно прекрасная церковь, достаточно внезапно раскрылась перед нами, как бы отступив чуть в сторону - мы оказались на небольшой площади перед храмом.
За площадью и высилась Нотр Дам..
Почему-то эта площадь чем-то неуловимо напомнила
наш одесский горсадик. Наверное своими гнутыми
чугунными скамейками, а может веселой толпой
людей ,которые просто отдыхали там
Сама же площадь буквально кипела
отдыхающими людьми и почему-то голубями.
Голуби целыми прорвами носились там,
расталкивали локтями всяких-разных и скопом
кидались за подачкой, которую щедро предлагали
другие всякие-разные. Надо только вытянуть
горизонтально руку со щепотью, повернутой к небу
(естественно не пустой) - и они с шумом кидаются и
клюют из любезно предоставленной "руки
дающей". Дети просто обмирали от счастья,
проделывая этот опыт. Помню маленькую девочку -
китаянку или японку, которая с трудом стояла -
такой на нее напал хохот - Счастье внезапного
превращения в Королеву Голубей обрушилось на нее
неудержимым хохотом - таким, что буквально с ног
валил, а способ дрессировки
И вот в этой далеко не ТРЕПЕТНОЙ
атмосфере мы увидели замечательной красоты
Нотр-дам-де Пари... Вообще, когда видишь такую
красоту, начинаешь задаваться "детскими"
(т.е. почти неразрешимыми) вопросами:
...как это получилось, какая причина
("а на фига?"), что люди везде и всюду
стремятся построить такие прекрасные,
величественные (нет ,не подавляющие своим
величием - а поднимающие людей, приобщающие их к
этому величию) "строения" так и называемые -
ХРАМ... Вот пОшло пошутил Тенгиз Абуладзе ("
Зачем нужна улица,которая не ведет к Храму",- а
правильно ...). Зачем, почему люди создали и Нотр
Дам де Пари, и Музыку Моцарта и картины
Леонардо?... Зачем, почему Красота?... (а ведь просто
как способ спасения мира - нет, не смотрится... - уж
очень далека от практики.)... Да и просто
спонтанной тягой к красоте трудно это объяснить..
Можно спонтанно написать картину
... Главное в нем ( в Нотр Дам..) -
какая-то кристальная гармоничность:
- и внешне он красив , и внутри - прекрасен, и
скульптуры великолепны и,что называется
Архитектура ясная, стройная, великолепная. Как в
фильме "Иван Васильевич" царь восклицает с
придыханием - ...Лепота-аа" - именно
ЛЕПОТА...Хармония !... Недаром кто-то назвал
архитектуру - музыкой в камне. А Нотр-Дам - это
воплощение такой архитектуры !...
* - Точно как в нашем
горсадике... Ну не упомню я ни разу - чтоб в нашем
горсаду скрючившись-скукожившись пилили по
делам хоть кто-нибудь. Наоборот - каждый раз
вспоминаешь его в такой радужной ауре сиесты,
праздника... И его платановый, зеленый воздух, и
силомер и фонтан, и бронзовые львы и Оркестровая
Садиковая раковина, да и люди - все добавляли свою
долю этой самой праздничности...
**- Действительно неясно - то ли
мы голубей дрессируем, то ли они - нас...
***- Но Иванов, например, писал свое
"Явление Христа" около 20 лет.. спонтанно-с..
Письмо 13 (продолжение) |
... Понятно, что после такой
увертюры было особенно "жданно" увидеть
Шартрский храм.
И вот после дорожных передряг мы
приехали в Шартр. Странно, но Храм - как бы
спрятался. Только где-то в стороне, из-за крыш
выглядывали отдаленные верхушки его знаменитых
башен. Впоследствии это оказалось к лучшему - так
как кроме Храма мы увидели совершенно сказочный
город - Шартр...
...Маленький такой городок, зеленый... С речкой. Среди полей, садов и холмов... Небольшой дом с садиком отгороженным каменным забором. На заборе с двух сторон от калитки 2 бронзовые фигуры собак ( красивые - Соб-баки!)... Ну вроде наших гипсовых львов.. "Тока" те львы слегка уродливы и гипсовые, а эти собаки (ей-богу легаши! - "наш Угоняй получше будет вашего Догоняя..!" ),- бронзовые и красивые ...
Речка, текущая там, питает "обыкновенный" средневековый крепостной ров. По ту сторону рва (со склонами заросшими деревьями и с речкой с совершенно деревенскими, нашими утками, пробирающимися через совершенно деревенскую, зеленую ряску) переброшены какие-то необыкновенно изящные мостики, ведущие в свою очередь, к каким-то необыкновенно изящным домикам, необыкновенно напоминающим какие-то Андерсеновские сказочные домики... Вообще, немного странное, но вместе с тем ужасно приятное ощущение какой-то ОБЫКНОВЕННОЙ сказочности с этой минуты уже не покидало нас в Шарте.
Куда-то вверх, по склонам
холмов, упрямо поднимались аспидные каменные
улицы (заставляя сильнее биться сердце, которое и
так уже сильнее гнало кровь в предчувствии
чего-то прекрасного).. Эти улицы густо заставлены
каменными - ощутимо старинными домишками. Такие
можно видеть в очень хорошо иллюстрированных
сказках, скажем Братьев Гримм или Перро. Это - то,
что кажется, называется фарверховыми домами
(Бавария там с Голландией или Силезией на
парочку) - т.е. домики, в каменных стенах которых
торчат в достаточно произвольных позах эдакие
толстые деревянные балки, кажется дубовые. Балки
эти, ежели выпирают,- то выпирания эти украшены
резьбой и кажется даже полакированы
... И почти из всех окон свешиваются ящики цветов. Маленькие навесные цветники... Чрезмерная каменность улиц (явно тянущихся вверх, т.е К ХРАМУ) совершенно здорово прерывается мягкими изгибами ТЕКУЩЕЙ, мягкой речки с плавными мановениями текущих водорослей; с какими-то ресторанчиками на эдаких террасах над речкой...Иногда вместо ресторанчиков эти террасы опять-таки заставлены очень густыми небольшими цветниками (впечатление - что цветы собрались там тоже как бы в своих цветочных ресторанах посидеть,что ли...)
Какие-то НЕМЕЦКИЕ, ну в
крайнем случае голландские серебряные
колокольчики внезапно как будто заклямкали там.
Имя Гретхен почему-то сгустилось в памяти..
Какая-то старая оперная мелодия неназойливо
почему-то полилась какими-то скрипочками...Ну что
тут гадать - Европа (старая и добрая...)
А ведь было умом понятно, что все это -
более чем 100% Франция. Но Мы, мы-то уже
воспринимали это через тысячекилометровую
(тысячевековую) призму Баварии, али там Германии
с Голландией на парочку. Недаром видать , господ
иностранцев исстари кличут в Рассее немцами.
... А мы поднимались этими каменными улицами все
выше по каким-то каменным уступам (и потом
оказалось, что эти уступы - крепостные уступы .. а
не какие -нибудь там простые ..)
И вот мы вышли через узкую щель как бы
оперной, ненастоящей улицы , на площадь,с которой
почти с реактивным свистом уносились в
поднебесье скульптуры, стены, колонны, каменная
резьба... ЭТО БЫЛ - ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ,- Настоящий ХРАМ
- Шартрский Собор !
**** - О его красоте говорится как о само собой разумеющейся вещи почти в любом путеводителе по Франции...
***** - Лакировку,
конечно,можно еще объяснять соображениями
укрепления древесины ( мол, защитного слоя для...).
Но эта резьба ... Какая чудная фантазия: выперлась
балка - УКРАСИМ ее ... ( А не ВОПРЕМ назад)