Большая
Прогулка
или
Записки после одного отпуска
продолжение
Арье Лесс
Письмо 14 |
...Мне небо на плечи ложилось
Над головой моей росло..
...Почти с реактивным свистом
уносились в поднебесье
скульптуры, стены, колонны, каменная резьба
пинаклей, контрфорсы, резные колесья окон... Как
бы уплывали ощутимо цветистые, темные как
глубокая река, стеклянные потоки витражей. И
дальше (выше и выше) - кровля. Башни, башни, башни...
Они возносились, не кончаясь, как
курьерский, который все идет мимо и идет ... Только
курьерский шел вверх... Запрокидываешь голову,
запрокидываешь - так и упасть недолго ... Потом мы
вошли во внутрь.
Сумрак - а за спиной стоят в вышине
витражи. Чтобы увидеть витраж - надо попросту
ДОооЛГО идти,..
Вообще внутри собор, возможно
благодаря его архитектуре (кстати, ужасно ясной,
как бы кристальной), - кажется больше себя
снаружи... Т.е. изнутри гигантское пространство
собора ощущаешь острее. Он как бы сам собою
являет иллюстрацию пространства и сам же
пользуется им... Там снаружи привычное небо Не
Отделено от тебя, не ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ сумасшедшей
архитектурой колонн и свода... Да там оно
действительно начинает расти прямо над твоей
головой! То, что там, снаружи, называют Далью, тоже
начинается буквально у твоего плеча, медленно (и
привычно) ОНА уходит от тебя по аллейке, по
тропинке... Ну в крайнем случае по-свойски
кутается в туман (или там в сфумато, что ли). Там,
снаружи, Если что-то и удаленно, то это что-то не
обязывает тебя ни к чему - максимум к приятной
получасовой прогулке ...
А здесь Расстояния отделены от тебя. Их
можно разглядывать...
Собор тебе ясно дает почувствовать
ПРОСТРАНСТВО... Он подчеркивает, как оно
Простирается... Лес Собора. Лес Великана... Идешь,
идешь - часы с трехэтажный дом.. Где-то за спиной
узорчатая скала органа, а далеко впереди (!) - еще
орган - (еще скала) .. Потом начинаешь понимать, что
просто В силу своей огромности Басовая часть
(басовая скала) - отделена от Теноровой (Теноровая
Скала)
Темные надгробья с каменными фигурами
в каменных рыцарских доспехах... Стертая в р е м е
н е м - а кажется и сумраком собора тоже - позолота
торжественной латыни Надгробных надписей ***. Мерцают круглые купы свечей (то-ли
елки, то-ли торты...)
Резного мрамора дивная кафедра
проповедника... Какая-то совершенно кружевная,
мраморная же лестница ХОРОВ.... Пересечение
Контрсепта .. Алтарь... А потом , за алтарем
закругленно уходит в темень стена - не стена... Все
в каменной резьбе.. Средневековый город? Резные
барельефы(?) , иконы(?).. В характерной
средневековой манере люди, лошади ..БОГОМАТЕРЬ с
младенцем ( или без?). Это просто Евангелие
такое.!!! Километр гениальной ( и как бы простой)
резьбы......
Вышли мы потом ...Посмотрели с высоты
соборного холма на Францию, как она там сверкала
под солнышком ... Кстати - подумайте: до чего это
просто и замечательно - поставить Собор на
вершине холма, как продолжение холма, который и
так возносится выше всех...
Ну и поехали себе назад (а там, кстати, по пути
заехали в Версаль)
* - Долго идти - просто
чтобы МОЖНО было охватить взглядом..Т.к. иначе
Витраж не вмещается... Да и есть там в соборе
достаточно места куда это самое - "долго
идти"
**- Хотя возможно ,что это и не так.
***- Не верится, что эта соборная латынь
тождественна, например, аптечной- пузырьковой
****.- И опять-таки были здесь в Шартре
какие-то странные встречи и смешные историйки...
Но я до сих пор удивляюсь - почему же я запомнил
всю эту мишуру после потрясающей этой нашей
встречей с Чудом Средневековой Цивилизации - с
Гениальным Собором Шартра ..
Например ... как перед собором
ходили какие-то кришнаиты в оранжевых каких-то и
малиновых полотнищах, с бритыми - упитанными
головами и с эдакими индуистскими оселедцами на
них. Они что-то пели, били в желтые бубны и до того
изумляли своей полной нестыковкой с собором,
абсолютным своим несоответствием Собору, что
даже уже и не возмущали (хотя слов от возмущения -
не было)...
Или как перед соборным холмом, стоял
СТРАННЫЙ (мягко говоря) художник. Стоял он перед
этюдником и (естес-сно) писал этюд...Во-первых,
стоял он почему-то спиной к собору и очень
старательно выписывал желтую какую-то
совершенно обыкновенную стену совершенно
обыкновенного дома... Был он, по-моему, японец или
может китаец (или японец?) - Азият одним словом..
(что не грех, вообще-то).. Ну-с, стоял он там... НО
нет,Не пойму я зачем ему эта стена в ШАРТРЕ ...
Посреди Франции, посреди Шартра, рядом с Собором
этим гениально чудесным - НО СПИНОЙ к нему стоял
этот странно-спинный...азият с этой своей желтою
азиятской стеною...Не пойму...
Это может быть хеппеннинг там такой был - Азия
отворачивается от Европы, но приветствует ее
радостными песнями?
Письмо 15 |
Мир - есть СФЕРА недостижимая..
Каждая точка,которой
представляет собой ЦЕНТР ЕЯ ..."
( как бы из Паскаля.)
А по-честному, - не тянуло меня в
Версаль. Че-слово. Не торчу я лазить по чужим
именьицам и завистливо цыкать зубом - "Ж-Живут
жешь ЛЮДИ...!!!" ( в смысле - жили... в Смысле
КЛАСС... В смысле, - ОТ Я БЫ ТУТ ЗАМЕСТО того
ЛЮДОВИКА. От Я бы ББББББББ.. Уххх - Как-бы я
ЗАМЕСТО.. Эхх!..)
Но так и быть ... Конечно же мы туда
подскочили, о том и речь впереди. Приехали мы туда
возвращаясь из Шартра. Было уже довольно поздно и
Линка боялась, Что мы туда не поспеем и закроют
это все прямо перед нашим носом (наверное тут
была все та же совковая привычка к тому, что тебе,
КАК ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, - НЕ ПОЛОЖЕНО...Там... Вождям
каким-нибудь,... Отцам нации.. - Отцам,- Тем
Конешно... Но не нам же.. .) Но как ни странно,мы
успели, заплатили за вход и вошли... Уже на
подъезде, а мы тогда как бы и не обратили на это
внимание, - задолго до дворца -Версаль как бы
начал давать себя знать. НАМ стали попадаться
какие-то отгороженные леса, какие-то особенно
ухоженные поля, которые были отгорожены от
других (тоже ухоженных но как бы более простых..)
полей и лесов во-первых,нарочитой какой-то своей
ухоженностью и, во-вторых, оградами...
Когда же мы вошли внутрь КОРОЛЕВСКОГО
Двора, прошли под арками Королевского Дворца *... О-О...!
Вот тогда мы начали прозревать... Думаю, что
именно с прохода по мощеному двору КОРОЛЕВСКОЙ
РЕЗИДЕНЦИИ и надо начинать. Чувствуете какое-то
непривычное обилие "апперкейса" ( заглавных
букв)? Это тема - навеяла. Чтобы писать о Версале
простые буквы не подходят - нужны двухметровые (и
лучше - высеченные каким-нибудь классиком из
каррарского мрамора).... Такое впечатление, Что
Король то ли сказочкой о коте-в-сапогах
переначитался, то ли Паскалем, то ли наступил на
что-то очень Не королевское... Т.Е захотелось ему
миЛ-Ламу, Королю -Свет Солнышку, чтобы куда бы Он
не обратит свой венценосный, королевский взор, -
так чтобы всюду (и ВСЕ!) было бы ЛИЧНО ЕГО (
Мил-Лаго)!!
... Проходишь под арками двухэтажного, кажется дворца ( метров сорок высоты...), и перед тобой с сумасшедшей по площади террасы расстилается вид на дворцовый парк... Ох как слаб человеческий язык, чтобы выразить это бесконечное расстилание этого бесконечного парка перед этой бесконечной террасой... Зато куда ни посмотришь- все королевское (слава богу, что Земля - круглая... Это обстоятельство облегчило задачу строителям ...( ну т.к. пришлось строить только до горизонта.)
Сразу стало понятно, кстати,
что если у нас или у вас..если возникнут проблемы
с посадкой
Потом мы прогуливались по этим бесконечным аллеям...Украшены они ничего.. Богато украшены. И трехметровые мраморные вазы.. И мраморные копии (например Той же Венеры Милосской) и прочих богинь (ну и понятно,что скульптуры эти хоть и не оригиналы (хотя - иди знай...) - но первоклассные). Кроме богинь (а может и Знатных Дам каких-нибудь) там попадались какие-то весьма двусмысленные (хоть и мраморные, холодные) Прелестницы -Гм.. (Ну может те же дамы или там богинечки, только без официоза ...)
К примеру, стоит там одна (дивной красоты) и кокетливо эдак свою мраморную юбчонку задирает - охальница... натурально заголяя свои прелести беломраморные ... ну порно и эротик - в чистом (очень) виде..
Вот чему позавидовал - так это
группе каких-то местных аборигенов (очевидно
очень местных жителей), которые там "по
аллейкам" спортивно так джоггинг - пробежечку
устраивали ... Хотя аллейки скорее настраивали не
на пробежечки а на какие-то МАНЕВРЫ, что ли
линкоров каких-нибудь... (да об этом выше
говорено...) Но уж очень это было прельстительно -
этак вот по-свойски приспособить к своим мелким,
личным пробежечкам - этот Больной клаустрофобией
Бесконечно-Королевский Парк...
А вечером ( точнее уже ночью) поплутав
как следует в пригородах мы вернулись из этого
Паскалевского Версаля и уже назавтра мчались
опять навстречу новым приключениям. И назавтра
же мы были не как нибудь.. - а в Руане.. А потом
завернули не куда-нибудь, а к Атлантике (в Гавр)...
Но об этом потом...
* - Вовнутрь
собственно дворца мы не пошли.
** - А не какого-там, небось и не очень-то
и знатного, "Маркиза Барабаса"...
*** - .. А вы на этот случай
почитайте тут внимательней. Ведь на случай
проблем ведь..
**** - После чего
Королевский Садовник аккуратно их соберет и
аккуратно же сложит в специальный садовый
сарайчик (с лопатами там, что-ли...)