Наталия Кравченко
* * *
За стольких
жить мой ум хотел, И. Анненский
А телеграммы радости скупы, но боль щедра и горечь хлебосольна... Не отыскав нигде своей тропы, не стала я ни Сольвейг, ни Ассолью.
Я так от этой
жизни далека,
Я жизнь свою
сумела не прожить
Жить не сумела?
Чем-нибудь другим
Уходят дни,
неудержимо мчась,
* * * О сирень четырёхстопная! О языческий мой пир! В её свежесть пышно-сдобную я впиваюсь, как вампир.
Лепесточек пятый прячется, чтоб не съели дураки. И дарит мне это счастьице кисть сиреневой руки.
Ах, цветочное пророчество! Как наивен род людской. Вдруг пахнуло одиночеством и грядущею тоской.
* * * Меня не обманывали деревья, книг хэппи энды, вещие сны. Зверьё не обманывало доверья, птиц предсказанья были верны.
Ни гриб в лесу, ни ромашка-лютик, ни родники, что манили пить. А обманывали только люди, которых я пыталась любить.
* * * Схожу с ума, как снег в апреле, как сходит с курса иль с орбит корабль, как кожа с обгорелых ступней, когда земля горит.
Схожу, как сходит без рисовки загар с убитого лица, как – на конечной остановке пути без края и конца.
Схожу с ума. Он мне не нужен. Он мне – как якорь кораблю. Везувий вспыхнул. Ад разбужен. Я без ума тебя люблю.
* * * Мы как будто плывём и плывем по реке… Сонно вод колыханье. Так, рукою в руке и щекою к щеке, и дыханье к дыханью
мы плывем вдалеке от безумных вестей, наши сны – как новелла. И качает, как двух беззащитных детей, нас кровать-каравелла.
А река далека, а река широка, сонно вод колыханье… На соседней подушке родная щека и родное дыханье.
Колыбельная
Этой песни колыбельной я не знаю слов. Звон венчальный, стон метельный, лепет сладких снов,
гул за стенкою ремонтный, тиканье в тиши, – всё сливается в дремотной музыке души.
Я прижму тебя, как сына, стану напевать. Пусть плывет, как бригантина, старая кровать.
Пусть текут года, как реки, ровной чередой. Спи, сомкнув устало веки, мальчик мой седой.
* * * Проснулась: слава богу, сон! Прильну к тебе, нырнув под мышку. Укрой меня своим крылом, согрей скорей свою глупышку.
Мне снилось: буря, ночь в огне... Бежала я, куда не зная. Деревья рушились во мгле, всё под собою подминая.
Но тут меня рука твоя к груди надежно прижимала, разжав тиски небытия, и вырывала из кошмара.
Благословенные часы. Мы дремлем под крылом вселенной. Мы дики, наги и босы, бессмертны в этой жизни тленной.
Дыханья наши в унисон, привычно родственны объятья. Когда-нибудь, как сладкий сон, всё это буду вспоминать я.
*** О стрелок перевод назад! Какой соблазн душе, тщета отчаянных надсад вернуть, чего уже
нам не вернуть... Но – чудеса! – замедлен стрелок ход. Ах, если бы ещё назад на час, на день, на год...
*** В кофейной ли гуще, в стихах, во сне увидится некий бред – повсюду грядущее кажет мне уайльдовский свой портрет.
Я кофе давно растворимый пью и часов замедляю ход, но вновь наступает на жизнь мою непрошенный Новый год.
Меж прошлым и будущим – пять минут. Застыло на миг бытиё. И бездне страшно в меня заглянуть. Страшнее, чем мне – в неё.
* * *
Я ёжик,
плывущий в тумане
— Плыви,
ни о чём не печалясь, –
Но только не
спрашивай:"Кто я?"
И лунный
начищенный грошик
Попрыгунья
"Вот это облако
кричит", – и осень на губах горчит.
"Да, это облако
кричит", –
Оно кричит,
пока он спит,
* * * А если грязь и низость — только мука... И. Анненский
Мне пишет зэк,
что всё находит отклик
Казалось бы,
что общего меж нами?
Мир – камера
огромного размера.
"Наш коллектив
и я, Иван Молочко,
"И время
драгоценное досуга
* * *
Между землёй и
небом, между тюрьмой и плахой,
меж беспорочной
кельей
Из цикла «Так жили поэты»
Иннокентий Анненский
Нерадостный
поэт. Тишайший, осторожный,
Как он боялся
жить, давя в себе природу,
Безлюбая
любовь. Ночные излиянья.
И поглотила жизнь божественная смута. А пасынка жена, которую любить не смел, в письме потом признается кому-то: "Была ль "женой"? Увы. Не смог переступить".
***
То, что
Анненский нежно любил.
Г.
Иванов
Блок
"Ночь, улица,
фонарь, аптека"
"О, было б
ведомо живущим
Насколько мрак
грядущей бездны
Аптеки
обернулись в морги
О, если б
только знал поэт,
ему та
питерская ночь,
Никто не знает, отчего скончался Блок... И вдруг пронзило: не от удушья своего и не от музыки вполсилы,
он вдруг при
свете фонаря
и ужаснулся
этой доле:
***
Пастернак не заехал к
родителям.
* * *
"Жид недобитый,
будь ты проклят!" –
Увенчана
наградой лира,
Вороны с
профилем аршинным
Кругом проникли
инородцы...
Все люди –
братья: Авель, Каин...
Собака Пастернака
Подонки громили
врага – Пастернака.
Она с
перебитыми лапками выла,
Хотелось им
смерти поэта собачьей,
Неведомо, живы
ль собачьи потомки,
Из цикла «Ещё не ночь»
*** «Ещё не вечер» – не скажу уже. Ещё не ночь. И каждый час всё слаще. Но многое, что надобно душе, жизнь отложила в долгий-долгий ящик.
Быть может, в тот, в который мне сыграть... (Прости, читатель, этот чёрный юмор. Я не хочу, о други, умирать, как классик говорил, который умер).
«Две области – сияния и тьмы» Бог примирит, перемешав, как соки. Из известковой краски и сурьмы родится вечер вдруг голубоокий.
Вот так бы примирить весь мрак и свет, что борются в душе моей, стеная. Из всех остроугольных да и нет сложить «быть может», «кажется», «не знаю».
Вот так бы плавно жизнь свою суметь направить между Сциллой и Харибдой. О, сумерки... Смеркается... И смерть вдруг снова подмигнула мне из рифмы.
* * * За окошком ветра вой. Мне опять не спится. Бьётся в стекла головой вяз-самоубийца.
Капли падают в тиши, разлетясь на части. Но не так, как от души бьют стекло на счастье.
Струи поднебесных вод – острые, как спицы. Сам себя пустил в расход дождь-самоубийца.
Как струна, натянут нерв. Лунный диск нецелен. Обоюдоострый серп на меня нацелен.
* * * Как завести мне свой волчок, чтоб он жужжал и жил, когда б уже застыл зрачок и кровь ушла из жил?
Как превзойти в звучанье нот себя саму суметь, когда окончится завод и обыграет смерть?
Как скорость наивысших сфер задать своей юле, чтобы хоть две минуты сверх крутиться на земле?
*** И в затрапезной шапке-невидимке, в которой не замечена никем, сквозь города знакомые картинки я прохожу беспечно налегке.
Не прохожу – скольжу бесплотной тенью, ступенек не касаясь и перил, не приминая травы и растенья, не отражаясь в зеркале витрин.
Грань между тем и этим светом стёрта. Никто нигде не нужен никому. Как мир живых похож на царство мёртвых, но это всё неведомо ему.
Я вижу всех – меня никто не видит. Как странно хорошо идти одной, неуязвимой боли и обиде, неузнанной, незванной, неземной.
* * *
Где найти козла
отпущения
Вот и радуга
сверху свесилась,
Из цикла «Родина»
Первомай 2004-го
В дождливой
мороси и хмари
Мой взор,
рассеянный и сонный,
О сколько их!
Куда их гонят?
Стояли ряженые
в гриме –
Толпа живым
анахронизмом
Зонты – щитами
– непогоде
Всё, чем
когда-то дорожили,
Земля, тебе не
отвертеться,
***
«Советская»,
«Октябрьское ущелье»,
***
*** История – истерика времён, что убивает медленно, но верно. Мир не для тех, кто тонок и умён. Не для поэтов, не для слабонервных.
Сидят вожди в чертогах золотых, крутые, но пологие по сути. Не ведает отныне чувств шестых шестая пядь, погрязнувшая в блуде.
Где был барак – теперь царит бардак. Казармы перестроены в бордели. Как будто стёр безжалостный наждак всё, чем владели и о чём радели.
Страна рабов, не чующих страны среди рекламных сникерсов и чипсов. Страна воров, разграбленной казны, распроданных садов, забытых Фирсов.
Соблазн Рембо: поэзию презреть, уйти в торговлю, на далёкий остров... Корабль пьян. Оставшийся на треть, он по волнам несёт свой мёртвый остов.
Закройте ваши души на засов. Когда уходит из-под ног земное – уж не до белых–алых парусов, спасти б своё судёнышко, как Ною.
Куда ж нам плыть? Где выход, лаз, отсек? О, никогда я не пополню стадо в любви тебе клянущихся навек и знающих, как надо и не надо.
Души с рассудком нескончаем спор. Пустыня, как всегда, не внемлет гласу. Стучит в сердца Лопахинский топор, как пепел незабвенного Клааса.
*** Я вырвусь за эти страницы ещё не написанных книг, за эти тиски и границы режимов, орбит и вериг, из ряски, не ведавшей риска, в миры беззаконных комет, куда мне и ныне, и присно ни хода, ни выхода нет.
Тель-Авивский клуб литераторов
Объявления: |