Виктор Экслер

Декабрист Экслер и его потомки

1

В третьем классе мы организовали с моим другом Димой Лялиным «Тайное общество по борьбе с Бородулиным». Сашка Бородулин был головы на две выше каждого из нас. После уроков мы дрались мешками с тапками (в школе обувь нужно было переодевать) и вдвоём едва с ним справлялись.

В «Уставе» «Тайного общества» перечислялись все возможные варианты борьбы. В первом пункте значилось что-то вроде «Драться с Бородулиным в любом месте и при любых обстоятельствах». «Устав» лежал в кармане моих школьных штанов. Он выпал оттуда, когда мама вешала их в шкаф, и был незамедлительно передан отцу. Тот, не понаслышке знавший, чем заканчивается участие в тайных обществах, начал допрос. Сначала я держался мужественно и не произносил ни слова, но опыт, полученный Львом Яковлевичем в кабинетах Большого дома, победил. Имя соучастника было со слезами названо, и «Устав» торжественно уничтожен.

***

Это может показаться невероятным, но совсем недавно я узнал, что мой прапрапрадед состоял в кишинёвском отделении тайного общества декабристов и был сослан в Сибирь. Очевидно, страсть к тайным обществам была заложена во мне на генетическом уровне.

Изучая материалы следствия по делу декабристов, я с удивлением обнаружил, что поведение на допросах большинства из них нисколько не отличалось от моего в детстве. Они не проявляли «революционной стойкости», теряли почву под ногами, плакали, выдавали товарищей. Многие следственные дела содержат покаянные обращения к царю и членам комиссии, слезливые письма раскаявшихся, клятвы заслужить прощение. Воспоминания о ходе следствия были для декабристов тяжёлыми и неприятными. Понятно, что в школе нам об этом не рассказывали, чтобы не бросать тень на героев нации.

Декабристы традиционно считались одними из самых романтических, благородных и возвышенных фигур русской истории. Подавляющее большинство российской интеллигенции всегда ориентировалось на высоты их духа и стремление к свободе. Восхищение героями, благородством и высотой их помыслов, заставляло забывать, что они, всё же, были не идеальными, а живыми людьми со всеми их слабостями, с непростыми характерами, привязанностями и антипатиями, самолюбиями, обидами, и пристрастиями.

Но были, конечно, и случаи личного геройства, отказа давать показания и выдавать заговорщиков. В числе стойких и державших себя с достоинством были Лунин, Якушкин, Андреевич 2-й, Петр Борисов, Усовский, Люблинский и другие. «Я никем не был принят в число членов тайного общества, но сам присоединился к оному, ― гордо отвечал следователям декабрист Лунин. ― Открыть имена их почитаю противным моей совести, ибо должен бы был обнаружить Братьев и друзей»...

***

О том, что один из наших предков был декабристом, рассказывал моей троюродной сестре Ане дед, Израиль Яковлевич Экслер. Когда в студенческие годы Ане представилась возможность поработать в ленинградском архиве КПСС, она нашла там материалы о прапрапрадеде и текст гимна, написанного им в сибирской ссылке. К сожалению, никаких записей Аня тогда не сделала. Несколько строк из гимна, написанного предком, врезались ей в память, а вот его имени она, к сожалению, вспомнить не может.

Я сделал попытку взглянуть на своего предка и его окружение сквозь двухвековую толщу времени.

2

В 1818 году, в результате преобразования первого декабристского общества «Союза Спасения», в Москве был основан «Союз Благоденствия». Он также являлся конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и «Союз Спасения»,   ограничение самодержавия, введение конституционной формы правления, освобождение крестьян и демократические реформы в разных областях государственной жизни. Главные управы «Союза Благоденствия» находились в Петербурге, Москве и Тульчине. Местные управы были заведены в Кишинёве, Полтаве, Тамбове и Нижегородской губернии.

Кишинёвская управа была одной из самых активных и радикальных организаций общества. Её работой руководил генерал-майор Орлов, дом которого был своего рода клубом, где собирались декабристы и сочувствующие им офицеры, чиновники и местные жители. Здесь велись споры на политические, исторические и литературные темы, высказывались вольнолюбивые мысли. Эти собрания посещал и А. С. Пушкин. По планам декабристов, для овладения общественным мнением «Союз Благоденствия» должен был создать сеть тайных и легальных организаций и руководить ими.

 

 

Заседание тайного общества.

 

Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. При организации работало литературное общество «Зелёная лампа», являвшееся филиалом «Союза». Зелёный цвет символизировал надежду. С «Зелёной лампой» был в переписке А. С. Пушкин. Был написан устав общества, названный, по цвету обложки, «Зелёной книгой»; при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества «Тугендбунд».1 Согласно уставу, в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне.

Мой прапрапрадед был одним из участников кишинёвской группы декабристов. Он, скорее всего, относился к мещанскому сословию, и симпатизировал демократическим идеям. Но нельзя полностью исключить и предположение, что он принадлежал к купеческой гильдии. Известны примеры участия в революционном движении и евреев ― представителей купеческого сословия. Так, сын купца 2-й гильдии, Григорий Давидович Гольденберг начал свою деятельность землевольцем и продолжал её в качестве народовольца. 9 февраля 1879 г. он участвовал в покушении на князя Дм. Кропоткина и смертельно его ранил.

***

Материалы о взаимоотношениях декабристов с евреями никогда не афишировались. Есть основания предполагать, что интерес к еврейству среди части декабристов возник, отчасти, под влиянием члена «Северного общества» Григория (Гирша) Перетца,2 хотя и крещёного, но не чуждого еврейской традиции. В ходе следствия декабрист Ф. Глинка показал, что на заседаниях Г. Перетц говорил «о необходимости усилий, направленных на освобождение евреев, рассеянных по России и даже по Европе, и на поселение их где-нибудь в Крыму или на Востоке в виде отдельного народа». По предложению Перетца, паролем одной из организаций декабристов (Общества Перетца-Глинки) стало слово «херут», что в переводе с иврита означает «свобода». Он даже предложил использовать в качестве шифровального алфавита ивритские буквы.

Интересно, что и Пушкин в молодости изучал иврит; в его записной книжке несколько страниц испещрены буквами ивритского алфавита. Великий поэт проявлял к Земле Обетованной живой интерес и мечтал посетить святые места, в чем признавался, к примеру, декабристу Александру Муравьеву, побывавшему в 1830 году в Палестине.

Мысль о создании еврейского государства внушил отцу Гирша, Абраму Перетцу,3 его тесть ― ученый-гебраист и толкователь Талмуда Йеошуа Цейтлин.4 Цейтлин был одновременно крупным купцом и управляющим светлейшего князя Г. А. Потёмкина, с которым часто вёл талмудические дискуссии. Цейтлину удалось настолько увлечь Потёмкина своими идеями, что тот даже разработал проект, согласно которому предполагалось после победы в войне над турками поселить всех иудеев на территории освобождённой Палестины. Для воплощения в жизнь этого плана светлейший князь начал формирование состоявшего из одних евреев Израилевского конного полка. Это было первое вооружённое образование евреев после разрушения Второго Храма. И, хотя замысел этот остался нереализованным, он продолжал будоражить просвещённые еврейские умы.

В обоих проектах декабристов о государственном устройстве России, составленных лидерами движения, Н. Муравьёвым и П. Пестелем, содержатся особые параграфы о евреях. Н. Муравьёв в первой редакции «Конституции» писал: «Евреи могут пользоваться правами граждан в местах, ныне ими заселённых, но свобода им селиться в других местах будет зависеть от особых постановлений Верховного народного веча».

П. Пестель был знаком с положением евреев в западных областях Российской империи. Очевидно, основные сведения по этому вопросу он получил от члена польского «Патриотического национального общества», врача П. Плесселя, отравившегося после ареста по делу декабристов. Пестель, предполагая полную русификацию всех народов России, не распространял это предложение на поляков и евреев, ассимиляцию которых считал невозможной. Он полагал, что религиозная и культурная обособленность евреев, их подчинённость раввинам и общинная сплочённость превратили этот народ в замкнутое общество.

По мысли Пестеля, правительству, которое будет создано после победы восстания, следует обсудить с раввинами и образованными евреями проект ликвидации еврейского «государства в государстве». Если же этот проект окажется бесплодным, следует переселить евреев в незаселённые районы Малой Азии, где им должна быть предоставлена возможность создать своё государство при военном содействии русского правительства. «Ежели все русские и польские евреи соберутся на одно место,   писал Пестель,   то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу людей, ищущих отечество, нетрудно будет преодолеть все препоны, какия турки могут им противупоставить, и, пройдя всю Европейскую Турцию, перейти в Азиатскую и там, заняв достаточные места и земли, устроить особенное еврейское государство».

 

Дом декабриста Перетца в Санкт-Петербурге

Невский проспект, 15, угловой дом справа.

(Бывший дом князя Куракина).

 

 

Декабрист Фёдор Глинка.

***

Эти проблемы, вне всякого сомнения, волновали и моего прапрапрадеда, и он принимал горячее участие в их обсуждении. Мнения заговорщиков по обсуждаемым вопросам часто не совпадали, и они вели яростные споры о будущем устройстве России и о тактике революционного переворота.

В 1821 году «Союз Благоденствия» был распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадёжных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов. «Южное общество» признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься.

Группа «Южного общества», которой руководил Пестель, продолжила свою деятельность в Кишинёве. Весной 1821 года декабристы создали там же Масонскую ложу «Овидий-25», в которую вступил и Пушкин. «Южное общество» готовилось к решительным действиям в 1826 году, но замыслы его были открыты правительству унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом, которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный.

Между тем, в Петербурге члены «Северного общества» решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа. 14 декабря 1825 года, в день обнародования Манифеста о восшествии на престол Николая I, на Сенатской площади с оружием в руках собрались отказавшиеся присягнуть новому царю войска. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность.

После разгрома декабристов пятеро из них ― Пестель, Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский — были приговорены к четвертованию, позднее заменённому повешением. Более 120 человек, в их числе ― 37 из «Южного общества», были сосланы на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение. Среди них был и мой прапрапрадед.

***

Устав «Союза Благоденствия» предусматривал две степени посвящения: одним членам организации была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. На следствии это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I и Следственного комитета, все бывшие члены «Союза Благоденствия», не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.

То, что декабрист Экслер был сослан, свидетельствует, что он принимал активное участие не только в деятельности «Союза Благоденствия», но и «Южного общества».

Ссыльные были направлены в село Петровский Завод в Забайкалье, где к тому времени уже был построен железоделательный и чугунолитейный завод, на солеваренный завод в Усолье-Сибирском и на Александровский и Николаевский винокуренные заводы. Часть из них в октябре 1826 г. перевели на Нерчинскую каторгу. Там они работали на свинцово-цинковом Благодатском руднике в тяжёлых условиях. Было начато строительство каторжной тюрьмы для декабристов на Акатуйском серебряном руднике, а в ожидании её готовности приговорённых к каторге с начала 1827 г. стали собирать в Читинском остроге. Здесь их использовали, главным образом, на земляных работах: они копали ров под фундамент возводимой для них тюрьмы и ямы для частокола вокруг неё, а также засыпали глубокий ров, который тянулся вдоль Московско-Сибирского тракта. В зимнее время они на ручных жерновах мололи рожь.

Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». Была также создана и «Малая Артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам - солдатам.

 

Петровский Завод в Забайкалье — место ссылки декабристов. Рисунок Н. А. Бестужева.

 

«Повешенные повешены. Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ― ужасна»,  ― писал Пушкин П. Вяземскому.

«После 14 декабря,  ― отмечал Ключевский,  ― пошли за Урал лучшие люди сословия, после которых осталось много мест, не занятых в продолжении следующего царствования».

3

Многие ссыльные собирали материалы по истории Сибири, изучали народный быт, обучали грамоте местное население. Писатели (В. Ф. Раевский, В. Кюхельбекер, А. Бестужев) не прекратили своей литературной деятельности, а некоторые декабристы, ранее не занимавшиеся литературой, стали стихотворцами.

В Сибири Экслер написал гимн декабристов, в котором были такие строки:

И если нам сгинуть придётся

В ссылках иль тюрмах гнилых,

Пусть дело наше отзовётся

Хоть в поколеньях иных.

Факт этот в советское время не обнародовался, очевидно потому, что фамилия декабриста была «неподходящей». Официальная историография представляла декабристское движение как исконно русское.

Впоследствии текст Экслера лег в основу гимна народовольцев:5

Смело, друзья, не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать вы спасайте,

Честь и свободу свою.

 

Припев: Если ж погибнуть придётся

В тюрьмах и шахтах сырых,—

Дело всегда отзовётся

На поколеньях живых.

 

Пусть нас по тюрьмам сажают,

Пусть нас пытают огнём,

Пусть в рудники нас ссылают,

Пусть мы все казни пройдём!

Припев

Стонет и тяжко страдает

Бедный наш русский народ,

Руки он к нам простирает,

Нас он на помощь зовёт.

Припев

Час обновленья настанет,

Воли добьётся народ,

Добрым нас словом помянет,

К нам на могилу придёт.

 

Большинство источников приписывают его авторство М. Л. Михайлову,6 но не исключено, что первоначальный текст использовался разными авторами. Так, в тексте гимна, приписываемого Д. А. Клеменцу7 или В. В. Берви-Флеровскому,8 имеются незначительные отличия от варианта М. Л. Михайлова и добавлен куплет:

Мы за народ свой страдаем,
Мы за свободу стоим
И от цепей избавляем
Грудью и сердцем своим!

Песня «Смело, друзья, не теряйте» была одной из самых любимых песен революционного подполья.

Доля евреев среди народовольцев составляла в разные годы от 10 до 35 процентов,9 и советские историки уже не могли замалчивать их фамилии, как это было в случае с декабристами.

4

Споры о роли евреев в революционном движении начались задолго до революции 1917 года. Знаменитая статья «Жид идёт», появившаяся в начале 1880 г., открывала собою эпоху обвинений еврейства в социализме и революционизме. «Новое время»10 писало, что евреи «подтачивают общество» с двух сторон, сверху ― капиталисты, снизу ― социалисты. «Рассвет»11 же доказывал, что евреи-социалисты того времени ― чисто русские социалисты и чисто русские революционеры и ничего общего не имеют с еврейским народом и осуждал нападки на евреев за их участие в революции: «Только парализованный член остается бесчувственным, когда всё тело испытывает сильное потрясение. Но еврейство ― не парализованный орган русского общества: они оба находятся между собою в жизненной органической связи».

В феврале 1881 г. «Рассвет» высказался о еврейской революционной молодёжи более определённо: «Молодой человек из евреев чувствует себя в среде своих товарищей в исключительном, изолированном положении. Он знает, что на нём тяготеет тысячелетняя ненависть, что за ним упрочилась репутация жида, кочевника, труса. А между тем, молодая душа жаждет дружбы, доверия, общения. И вот, если молодой человек попадёт в «политический кружок», где люди задаются широкими, размашистыми, пёстрыми, бьющими в глаза мечтами, он очаруется, привяжется, отдастся всеми силами своей души. Притом, в подобных кружках, все члены, по крайней мере на вид, считаются равными.

Молодому еврею протягивают руку, как товарищу, ему милостиво позволяют играть роль в перекраивании мировой жизни, в пересоздании человечества. И молодой еврей знает, как ценить это доверие; он знает, что он преимущественно должен показать себя достойным этого доверия, он хорошо знает, что если он откажется от какого-нибудь сумасбродного поручения, целесообразность которого он, может быть, и не разделяет, то для этого его поступка найдется только одна оценка: жид, трус, и, как таковой, он будет выгнан из кружка с позором.

А это для мечтателя значит потерять всё, потерять почву, где он может воображать себя членом общества, деятелем. Вот та сила, которая иногда гонит еврейскую молодость на «безумное поле политической агитации». Еврейская же интеллигенция тут ни при чём, её влияние на политических агитаторов ― нуль. Не знаем, как другие; мы же называем еврейской интеллигенцией таких людей из среды евреев, которые с солидным общим образованием и гражданской зрелостью соединяют любовь к еврейству и его лучшим традициям. А эта интеллигенция не причастна ни к каким политическим эксцентричностям, ни к какой предосудительной агитации...».

Спор этот продолжается и по сей день, и своё мнение не высказывает только ленивый. Наиболее взвешенной мне представляется точка зрения Г. В. Никифоровича12 (статья «Был такой народ»): «История не терпит сослагательного наклонения; но если бы российские евреи не поддержали большевиков  подобно российским немцам  красное колесо русской революции вряд ли изменило бы свой кровавый курс: русский бунт не стал бы от этого менее беспощадным. И вечный русский вопрос  кто виноват? — все равно бы прозвучал.

Что же до того, какой народ больше виноват в трагедии другого, то сами понятия коллективной вины и коллективной ответственности, если вдуматься, в моральном смысле внутренне противоречивы. На высшем суде, суде Господнем, каждый ответит за себя, а не за народ, к которому принадлежал».

5

Очевидно, в Сибирской ссылке и появился на свет мой прапрадед, который прослужил на Российском флоте 20 лет, был участником Крымской войны (1853-1856 гг.) и Севастопольской обороны (1854-1855 гг.), происходивших в период правления императоров Николая Первого и Александра Второго, имел ранения и боевые награды.

Севастопольские матросы.

Рисунок с натуры В. Ф. Тимма. Литография. 1855 г.

 

Успехи русской армии на Кавказе во многом определялись победами Черноморского флота. Основной удар во время Крымской войны Турция намечала нанести в Закавказье, рассчитывая на встречные удары войск Шамиля. Кроме того, предполагалось высадить десант на побережье Грузии, но этот замысел сорвали решительные действия моряков. В сентябре 1853 года русская эскадра провела блестящую десантную операцию по доставке на кавказский фронт подкрепления.

Наиболее важным, решительным сражением той войны был знаменитый Синопский морской бой, которым руководил адмирал Павел Степанович Нахимов. Вполне вероятно, что будучи флотским человеком, мой прапрадед в нём участвовал.

***

Прапрадед был кантонистом. Позволю себе дать здесь небольшую историческую справку, поскольку сегодня немногие знают, что это такое.

Кантонисты ― это еврейские мальчики, силой вырванные из родной среды и отданные в солдаты. Малолетние рекруты встречались и среди христиан, но там в этот разряд принимались только сыновья солдат, находившихся на действительной службе. Указ же о воинской повинности среди евреев был подписан Николаем Первым в 1827 году. По этому закону еврейских мальчиков c 12-летнего возраста забирали в рекруты и направляли их в школы кантонистов, после окончания которых юношей брали в армию на 25 лет. Так как подавляющее большинство еврейских детей не имело документов, удостоверявших год их рождения, то в кантонисты нередко забирали детей восьми ― девяти лет. Муштрой, непосильным трудом и всевозможными издевательствами детей понуждали к «добровольному» крещению.

Сами кантонистские школы для солдатских детей существовали со времен Петра I. Эти школы и были использованы, когда в армию начали забирать еврейских мальчиков. С 1830-х годов в них стали отправлять и детей участников Польского восстания, но термин «кантонисты» прочно закрепился именно за еврейским контингентом.

Вот что рассказывает А. И. Герцен, случайно встретивший партию еврейских кантонистов в 1835 году, во время своего путешествия в Вятку. На почтовой станции, в глухой вятской деревне, он встретил этапного офицера. Между Герценом и офицером произошел следующий диалог:

―Кого и куда везёте?

―Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми, десятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают ― не знаю. Сначала, было, их велели гнать в Пермь, да вышла перемена: гоним в Казань. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил: беда, да и только. Треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем на землю). Половина не дойдет до назначения,  ― прибавил он.

― Повальные болезни, что ли?  ― спросил я, потрясённый до внутренности.
― Нет, не то, что повальные, а так мрут, как мухи. Жиденок, знаете, этакий чахлый, тщедушный, не привык часов десять месить грязь да есть сухари,
 ― опять чужие люди, ни отца, ни матери, ни баловства. Ну, покашляет, да и в «Могилев»...

― Бедные, бедные дети! Это было одно из ужасных зрелищ, которые я видел. Мальчики двенадцати, тринадцатилетние ещё кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна чёрная кисть не вызовет такого ужаса на холсте. Бледные, изнурённые, с испуганным видом стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равняющих их. Белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти бедные дети без ухода, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу. Я взял офицера за руку и, сказав: «поберегите их», бросился в коляску. Мне хотелось рыдать. Я чувствовал, что не удержусь...».

Интересен текст особой воинской присяги, специально составленный для евреев-новобранцев, которую они должны были давать при наступлении совершеннолетия: «Именем Ад-ная живаго, Всемогущаго и вечнаго Б-га Израиля, клянусь, что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во всё время службы, с полным повиновением военному Начальству, так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской. <…> Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мной на верность военной службы присягу, то да падет проклятие вечное на мою душу и да постигнет вместе со мною всё мое семейство. Аминь».

Эта присяга должна была произноситься на древнееврейском языке, однако её произносили в переводе на идиш, а русским чиновникам предоставлялась кириллическая транслитерация обоих вариантов. Клятва давалась перед раввинским судом в присутствии свидетелей из еврейской общины и местной администрации. Рекрут должен был стоять перед ковчегом Завета, одетый в молитвенное покрывало, и произносить клятву на развёрнутом свитке Торы. После этой церемонии полагалось несколько раз протрубить в шофар.

Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов «людей твердости необыкновенной», военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.13

Всего с 1827-го по 1856 годы, когда был отменен призыв детей, через кантонистские батальоны прошло более 50 тысяч еврейских мальчиков. Принужденные к крещению, многие из них после армейской службы оставались в русских городах, где проходили службу, заводили семьи. Кантонистские батальоны стояли в Казани, Архангельске, Пензе, Саратове, Перми, Вологде, Омске, Иркутске, и в других русских городах Поволжья, Сибири. Именно там могут жить или быть выходцами из этих мест многочисленные потомки еврейских кантонистов, число которых, по некоторым подсчетам, сегодня может превышать миллион человек.

***

У нас нет никакой дополнительной информации о предке, кроме скупой фразы из воспоминаний отца, но по сохранившимся свидетельствам тех лет можно составить представление о его военных подвигах.

Ветеран Крымской войны русский офицер Н. Горбунов вспоминал: «Рядовой Белинский (Иудейского закона)... храбро дрался на вылазках и во время нападений. Не желая перейти в Православие, он уклонялся от всех предлагаемых ему снисхождений, не желал производства поэтому в унтер-офицеры и не получил знака отличия военного ордена, который вполне и неоднократно заслужил... Личность этого еврея-солдата заслуживает вдвойне похвалы — как храброго защитника, так и твёрдого в убеждениях человека».

30 августа 1878 года при штурме турецкого укрепления русский отряд, отброшенный артиллерией турок, был повторно вовлечён в атаку не отступившими еврейскими солдатами; они продолжали драться и кричали «Шма, Исраэль!». Русские солдаты подхватили древний еврейский вопль, с ним и сокрушили турок.

Командир редута еврей Гольдштейн после многих подвигов погиб от тяжёлого ранения. Русский генерал Черняев, наградивший Гольдштейна медалью, писал о нём: «Мне редко случалось встречать такое безупречное мужество и хладнокровие». В другом случае Георгиевский крест был вручён еврею унтер-офицеру, который в окружении взял на себя командование отрядом, поставил солдат спина к спине, и они отбились от наседавших турок; сам он зарубил троих.

В сражении под Плевной одна из рот потеряла всех офицеров. Рядовой-еврей натянул на себя офицерский мундир и повёл роту в атаку. В бою он погиб; его похоронили в том же офицерском мундире.

После войны генерал Куропаткин свидетельствовал: «И татары, и евреи умели и будут впредь уметь так же геройски драться и умирать, как и прочие русские солдаты».

6

Евреям владеть землей в России в то время запрещалось, но император Александр Второй начал проводить постепенную отмену исключающих и ограничивающих законов по отношению к евреям и раскольникам. За боевые заслуги он пожаловал моему прапрадеду после Крымской войны 200 десятин целины в Херсонской губернии, и тот стал помещиком.

В архивных материалах имеются упоминания и о других Экслерах, живущих в то время. Так, в Российском государственном историческом архиве есть дело "По представлению Таврической казенной палаты о возвращении купцу еврею Абраму Экслеру гильдейских повинностей". Фонд 571. Опись 4. Дело 2489 на 8 листах. 10.10.1857 -- 22.01.1859. В Государственном архиве Одесской области имеется упоминание о деле «О вознаграждении Бердянского купца Экслера за потери, понесенные им в минувшую войну в станционном и собственном имуществе по содержанию Евпаторийской и Сакской станций.» Дело окончено 15 сентября 1859 г. (Управление Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора). Вероятно, эти купцы были родственниками прапрадеда-помещика. Сам он, «демобилизовавшись» после окончания Крымской войны, вряд ли мог стать к тому времени купцом.

Сын прапрадеда, Лев, тоже был помещиком и работал на доставшейся ему от отца земле. И сын Льва, Яков Львович Экслер, мой дед, унаследовал эту землю.

В 1914 году, когда началась Первая Мировая война, деду было 20 лет. Он был мобилизован и воевал на юго-западном фронте. В 1916 году Яков Львович участвовал в Брусиловском (Луцком) прорыве ― масштабном наступлении русских войск на австрийские позиции. В сражении под Чарторийском он получил тяжёлое ранение в ногу с переломом шейки бедра.

Вот как генерал Брусилов описывает Луцкий прорыв в своих мемуарах: «Из 2-й и 4-й стрелковых дивизий был сформирован новый, 40-й корпус, который по составу своих войск был, несомненно, одним из лучших во всей русской армии; этим-то корпусом, его соседом 30-м корпусом и конницей я решил нанести короткий удар правым флангом в расчете отбросить немцев от Чарторийска и захватить Колки, дабы сократить фронт и поставить врага в худшие жизненные условия в течение зимних месяцев. На 4-ю стрелковую дивизию была возложена самая тяжелая задача ― взять Чарторийск и разбить 14-ю германскую пехотную дивизию. Немцы, стоявшие на левом берегу Стыри, от Рафаловки до Чарторийска, были разбиты наголову, захвачено было много пленных, между прочим ― почти целиком полк кронпринца германского и германская гаубичная батарея. Неприятель в большом замешательстве был отброшен к западу».

Судя по этому описанию и по географии ранения, Яков Львович служил именно в 4-ой стрелковой дивизии.

Мой дед Яков Львович Экслер.

Фотография 40-х годов.

 

 

 

Брусиловский прорыв. Атака.

Фотография неизвестного автора. 1916 г.

 

После ранения дед пролежал в госпиталях до самой революции. А когда вернулся домой, его земля уже была конфискована Советской властью.

Трое братьев Якова Львовича также воевали на Русско - Германском фронте. Тёткина память сохранила, к сожалению, имена только двоих ― Виктора и Исаака. Старший брат, Виктор Львович, был настоящим богатырём. Во время Гражданской войны он командовал полком, а в 1930 году был исключён из партии как «сын помещика». В его честь меня и назвали; я ― его полный тёзка.

Во время НЭПа мой дед Яков Львович стал частным предпринимателем и вместе с братом открыл аптеку в г. Красноармейске на Украине. В конце 20-х годов, когда началось раскулачивание и борьба с нэпманами, это сыграло роковую роль. Семью «раскулачили» ― реквизировали аптеку, дом со старинной мебелью и всем нажитым имуществом и выгнали зимой на улицу — в чём были. После долгих мытарств и лишений Экслеры оказались в Ленинграде.

За работу во время войны дед бы награжден орденом «Знак Почета».

7

Воинские традиции предков продолжил на фронте мой отец, Лев Яковлевич Экслер. О войне он рассказывать не любил. Лишь в 2005 году, когда мы уже жили в Израиле, а отца четыре года как не было на свете, активист секции ветеранов еврейского общества С. В. Узин сообщил нам, что в 1997 году в третьем томе «Очерков еврейского героизма», вышедшем в Киеве, об отце была опубликована статья. Из неё-то мы и узнали о военном прошлом Льва Яковлевича.

 

 

 

Мой отец Лев Яковлевич Экслер.

Фотография 1941 года.

 

Отец был одним из многих, ушедших на фронт добровольцами, одним из многих, получивших ранения и ордена. Но была в его военной биографии важная и необычная деталь. Ранение, полученное им в ноябре 41-го года, было почти смертельным; санинструктор на перевязочном пункте отказался даже тратить на отца бинты, потому что видел, как кровоточит его сердце. Лев Яковлевич слышал это и считал, что тот поступает разумно. Но два красноармейца из отделения отца вложили в его глубокую рану индивидуальный пакет, притянули его шарфом и поволокли своего командира на ветках в другой лазарет.

В 1942 году семья получила на Льва «похоронку». Буквально чудом он остался в живых. Любой на его месте после демобилизации мог бы с чувством выполненного долга приступить к длительному лечению. Но отец приложил немало хитрости и изобретательности, чтобы обмануть военкомов, поступить в артиллерийское училище и вернуться в строй уже в качестве офицера.

В ноябре 42-го лейтенант Лев Экслер после гибели командира стрелкового батальона принял на себя командование оставшейся пехотой и при этом корректировал стрельбу артиллерийского полка. В кровопролитном бою батальон захватил высоту 160,7 на правом берегу Дона. За этот подвиг Лев Яковлевич был представлен командованием к награждению орденом Ленина, но получил 1 марта 1943 г. орден Боевого Красного Знамени, который тогда встречался у немногих. 14

А мой сын, Леонид Экслер, продолжил боевые традиции семьи уже в Израиле. В составе элитного разведывательного подразделения Пальсар бригады Гивати ему довелось принять участие в малоизвестной операции «Барзель катом» (Оранжевое железо) по уничтожению миномётных расчётов террористов в Хан Юнесе в 2004 году, во второй ливанской войне в 2007 году, в операции «Несокрушимая скала» в 2014 году.

 

Мой сын Леонид Экслер.

Фотография 2007 года.

 

 

Примечания

1 Тугендбунд  (нем. «Tugendbund») — «Союз доблести», патриотическое общество в Кенигсберге, Пруссия. Существовало с апреля 1808 года по январь 1810 года. Целью общества было воспитание юношества, реорганизация войск, восстановление патриотического духа нации после поражения в войне с Наполеоном.

2 Григорий Абрамович Перетц (1788–1855). Титулярный советник. На службе в канцелярии петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича познакомился с членом «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинкой и вместе с ним создал в 1819 или 1820 г. тайное общество. Член «Северного общества». Приговорён к 14 годам каторги. 21 февраля 1826 г. был доставлен в Петропавловскую крепость и выслан в Пермь.

3 Абрам Израилевич Перетц (1770–1833)  — общественный деятель, откупщик, банкир. Сын раввина. Женился на дочери известного учёного и мецената И. Цейтлина. Тесть познакомил его с Потёмкиным, в результате чего Перетц смог переселиться в начале 1790-х гг. в С.-Петербург, где стал представителем банкирского дома Цейтлина и выдвинулся как корабельный подрядчик. В 1801 г. император Павел I пожаловал ему звание коммерции советника. Заключил контракт с правительством на откуп крымской соли, в связи с чем появилась поговорка «Где соль, тут и Перетц». Во время войны 1812–1814 гг. Перетц вложил всё своё состояние в организацию продовольственного снабжения русской армии, однако казна задерживала платежи, и он был вынужден объявить себя банкротом.

***

Для князя Куракина знакомство с Перетцем, купившим у него дом на Невском проспекте не прошло бесследно. По одной из версий, израильские Куракины происходят из этого русского дворянского рода. В конце XIX века Алексей Иванович Куракин с несколькими взрослыми детьми перешел из православия в иудаизм. За новоявленным Авраамом пошла не только его семья, но и целая группа последователей. Около ста сорока «русских» приехали в Израиль и обосновались в лагере переселенцев в Галилее.

Внуки и правнуки Куракина, принявшего иудейское имя Авраам, пошли в Израиле по военной стезе. Ицхак Куракин, сын Авраама, был одним из создателей сторожевых отрядов в Палестине. Сын Ицхака, Менахем, родившийся в 1922 году уже на Земле Обетованной, в пятнадцатилетнем возрасте вступил «Хагану» – организацию еврейской самообороны. Погиб в бою в январе 1941 года. Полковник Йосеф Куракин, правнук Авраама, занимал одну из высших командных должностей в подразделении морских коммандос-подводников. 24 сентября 1997 года в возрасте 33-х лет он погиб при выполнении боевого задания. 4-го мая 2003 года, в день 55-й годовщины провозглашения Государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну Йосефа.

4 Иошуа Цейтлин (1742–1822) — талмудист, идеолог еврейского просвещения, меценат. Обладал широкой богословской эрудицией. Отличаясь деловыми способностями, Ц., пользуясь покровительством князя Потёмкина, выдвинулся как подрядчик и поставщик; он сопровождал Потёмкина в поездках на юг и присутствовал при закладке Херсона. По свидетельствам современников, «Цейтлин расхаживал вместе с Потёмкиным, как его брат и друг». За преданность отечеству в 1787 г. получил звание надворного советника, что дало ему возможность вступать во владение землями. Светлейший даровал своему другу имение Устье в Могилёвской губернии. Туда Цейтлин удалился после смерти своего покровителя, окружил себя учёными и  погрузился в науку, окончательно отойдя от дел.

5 Плагиат в патриотическом песнетворчестве имел место и в советское время. Так, поэт Лебедев-Кумач позаимствовал текст песни «Священная война» у учителя русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александра Адольфовича Боде, который написал эту песню ещё в 1916 году. В 1931 г. он был арестован и восемь лет провёл в лагерях.

Л.-Кумач лишь изменил слова «с германской силой темною» на «с фашистской силой темною» и выбросил куплет:

Пойдём ломать всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За нашу землю милую,

За русский край родной.

 

Узнав об этом, главный редактор «Литературной газеты» А. Чаковский отказался опубликовать раскрытые данные, заявив: «Есть в советской истории мифы, которые разрушать не следует».

 

6 Михаил Ларионович (Илларионович) Михайлов (1826–1865) — русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства, дослужившись до чина надворного советника и женившись на княжне. По окончании уфимской гимназии М. поступил в Санкт-Петербургский университет.

М. был активным участником революционного движения. Выданный провокатором, М. был арестован и подвергнут гражданской казни, проведённой в годовщину восстания декабристов, — 14 декабря 1861 г. В ноябре 1862 г. был приговорен к шести годам каторжных работ. Умер на каторге от туберкулёза. Участие М. в революционном движении надолго сделало его имя опальным.

Из литературного наследия М. наиболее известны его стихотворные переводы из Гейне, Томаса Гуда, Лонгфелло, Беранже, Морица Гартмана.

Революционные стихи М.: «Крепко, дружно вас в объятья», «Памяти Добролюбова», «Вечером душным, под черными тучами нас похоронят», «Только помыслишь о воле порой». Песня М. «Смело, друзья, не теряйте» впоследствии получила название «Народовольческого гимна».

7 Дмитрий Александрович Клеменц (1847–1914) — революционер-народник. Теоретик, пропагандист, автор широко распространённых стихотворений. Один из организаторов «хождения в народ» (1874) и основателей «Земли и воли» (1876–1879). В 1881 г. сослан в Сибирь, где вёл научную работу. Впоследствии отошел от непосредственной революционной деятельности, стал видным учёным-этнографом, директором Этнографического музея в Петербурге. Оставил воспоминания «Из прошлого» (изданы в 1925 г.).

8 Василий Васильевич Бе́рви-Флеро́вский (настоящее имя Вильгельм Вильгельмович Берви, псевдоним Н. Флеровский) (1829–1918) — социолог, публицист, экономист и беллетрист, идеолог народничества, видный участник общественного движения 1860–1890 -х годов. Особое влияние оказал на участников «хождения в народ» начала 70 -х годов. Книга «Положение рабочего класса в России», стала вехой в истории российской социологии и была высоко оценена Карлом Марксом. Высокая жертвенность и альтруизм снискали Берви-Флеровскому высочайший нравственный авторитет среди разночинской молодежи.

9 Доля евреев среди народовольцев составляла: в 1879 году – 30,4%; 1880 – 13,4%; 1881 – 11,7%; 1882 – 10,1%; 1883 – 11,9%; 1884 – 16,4%;  1885 – 10,6%; 1886 – 20,3%; 1887 – 20,9%; 1888 – 27,4%;1889 – 26,1%; 1890 – 16,9%; 1891 – ?; 1892 – 35,7%.

(Erich E. Haberer “Jewsandrevolutionin XIX-century Russia”, Cambridge, 1995.)

10 «Новое время» — русская газета. Издавалась в Петербурге в 1868–1917 гг. В русском либеральном обществе имела репутацию реакционной и беспринципной, а слово «нововременец» стало нарицательным (во многом это было связано с антисемитскими выступлениями на страницах газеты в связи с делом Дрейфуса).

11 «Рассвет» — еженедельное издание, выходившее в Петербурге в 1879–1883 гг. Инициатором издания выступила группа столичной еврейской интеллигенции. С самого начала «Рассвет» зарекомендовал себя как национальное издание, призывавшее к еврейскому патриотизму, тесной связи интеллигенции с массами, развитию еврейской культуры и литературы, изучению еврейской истории, духовного и социального положения российского еврейства. Несмотря на непродолжительность своего существования, «Рассвет» положил начало новому направлению в еврейской жизни и общественной мысли в России.

12 Никифорович Григорий Валерьянович — биофизик, кандидат физико-математических и доктор биологических наук. Главный научный сотрудник компании MolLife Design LLC. Работал в научных институтах и университетах Минска, Риги и Тусона (США, Аризона). Профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе (США, Миссури). Автор ряда научных и научно-популярных книг, в том числе «Открытие Горенштейна» (М.: Время, 2013). Имеет более 150 публикаций в российской и зарубежной научной и литературной прессе. Автор «Знамени» с 2011 года, см. статью «Иудео-христианство писателя Фридриха Горенштейна» (2011, № 9). Статья «Был такой народ» опубликована в журнале «Знамя» (2013, № 4). Живет в Сент-Луисе, США.

13 Среди них стоит назвать: генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса (граф М. С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказcкой армии»); контр-адмирал С. Кауфман; генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 году; генерал-майор А. Хануков, начальник штаба армейского корпуса, расстрелян в 1918 году за отказ служить в Красной Армии; вице-адмирал А. Сапсай, начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров; генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов – главнокомандующий Юго-Западным фронтом в Первую мировую войну; генерал-адьютант, генерал от инфантерии М. Алексеев – главнокомандующий армиями Западного фронта, начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего; генерал П. Гейсман – командующий 16-м армейским корпусом; генерал от артиллерии М. Арнольди; контр-адмирал Я. Кефали; генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии; генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941 года.

Основателем израильской армии является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор. В его честь названы сионистские военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумпельдора).

14 Эта практика широко применялась по отношению к военнослужащим –евреям. Представление к наградам не утверждалось на более высоком уровне, или же вместо Звезды Героя Советского Союза или ордена Ленина воин получал награду более низкого ранга.

Историками и публицистами отмечается, что существовали как негласные, так и прямые указания к снижению численности награждения евреев и продвижения их по службе. Так, начальник Главного политуправления Красной Армии генерал-полковник Щербаков издал в начале 1943 года директиву: «Награждать представителей всех национальностей, но евреев — ограниченно».

Ряду евреев — Героев СССР звание было присвоено через десятки лет после окончания войны, когда их самих уже не было в живых (Исай Казинец, Лев Маневич, Шика Кордонский), а многим, несмотря на неоднократные представления, звание Героя так и не было присвоено (Евгений Волянский, Исаак Прейсайзен, Вениамин Миндлин, Семён Фишельзон и другие — всего 49 человек). Пять раз представляли к званию Героя Советского Союза командира партизанского отряда им. Ворошилова Евгения Федоровича Мирановича (Евгений Финкельштейн). После войны он стал Героем Социалистического труда.

Множество евреев не были представлены к награждению, несмотря на то, что за аналогичные подвиги награждались представители других национальностей. Сбои в представлениях происходили чаще всего в московских коридорах власти, то есть при принятии окончательного решения о награждении или отказе. Существуют прямые свидетельства, что неприсвоение званий было связано с национальностью. После отказа разведчицы Мириам Фридман записаться латышкой вместо еврейки, ей не только не присвоили звание Героя СССР, к которому она была представлена, но и угрожали убийством в политотделе дивизии. Историк Иосиф Кременецкий писал: «Анализируя роль и участие евреев в этой войне, нельзя отрешиться от мысли, что им приходилось воевать не только со зримым врагом — гитлеровским фашизмом, но и с незримым, но ясно ощущаемым врагом — антисемитизмом, распространённым даже на неоккупированной территории».

***

Этой темы касается и М. Веллер в рассказе «Легенда о Моше Даяне»:

 «И укладывается описание совершённого подвига абсолютно точно в статут о Герое Советского Союза. Стратегически важный участок, спас положение, предотвратил вражеский прорыв нашей обороны, сам стрелял, уничтожил, удержал, плацдарм, наступление, победа. Привет. Положено давать. Рокоссовский плюет, он всегда знал, что от этих евреев и англичан одна головная боль, никаких наградных листов с разгону не подписывает, а в докладе Жукову упоминает: с союзником тут небольшая заковыка.

— Что такое?

— Да как-то, ненароком, недосмотрели, на Героя наработал.

— Твою мать. Я же предупреждал.

— Личное мужество. Плацдарм. Совершил. Настрелял. Так чего?..

— Но таких указаний, чтоб английским наблюдателям Героя давать, не предусматривалось. А Хозяин никакой непредусмотренной информации не любит. Хотя, в принципе, наградить союзника будет уместно, правильно.

И Жуков с медлительностью скалы роняет:

— Значит, так. Дай ему своей властью Знамя. Хватит.

То есть Героя дает Верховное Главнокомандование и подписывает Президиум Верховного Совета, Москва, а Боевое Красное Знамя Командующий фронтом вправе дать на своем уровне, и дело с концом».

История о награждении Моше Даяна орденом Красного Знамени – одна из «легенд Невского проспекта», созданных воображением Михаила Веллера, но такой разговор вполне мог состояться в реальности.

 

 

 


Оглавление номеров журнала

Тель-Авивский клуб литераторов
    

 


Рейтинг@Mail.ru

Объявления: