Ержан Урманбаев

 

Н. В. Гоголь. Повесть «Вий». Комментарий

 


  Недавно, рассуждая о творчестве классиков русской литературы, я задумался о сути ещё одного известного, благодаря кинематографу с 1967-го года, произведения Н.В.Гоголя "Вий".

Казалось бы, на первый взгляд, обычная мистическая языческая сказка, преобразованная авторами художественной картины в фильм ужасов. Скажем дань языческому мышлению российского народа, по сей день верующему во всякие небылицы про ведьм, бесов, нечистую силу.
Но это только на первый взгляд.

Стоило мне напрячься, как обнаружилось второе дно, как это часто бывает со знаменитыми сатириками прошлых лет.   Постепенно передо мной стала раскрываться потаённая идея автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в рассказе), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа. И вот этот новый в России человек, посвятивший себе служению наукам, стремящийся получить глубокое образование, привлекается богатым помещиком для отпевания грехов своей умершей дочери. Очевидно, что дочь при жизни никогда не была паинькой, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри какими-то низменными страстями. Иначе с чего бы ночью к ней слеталась нечисть со всей округи?.. И, естественно, об этих делах не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута.
Вся история трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, мне напоминают гулянки на припрятанных в глубинках заимках богатых помещиков, где изощрялись в распутных и преступных развлечениях в том числе и их дети ...

Разве не напоминают вам этот выход за город на хутор учащихся семинаристов публикующиеся систематически в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, имея поэтому право совокупляться подобно им с их женщинами ...
Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого изуверского извращённого сексуального развлечения, в результате которого женщина довела Хому до иступлённого садизма, связанного с нанесением ей физических травм от чувства омерзения. Похотливая красавица дочка помещика, осознав утром, что она умирает, от бессилия и ненависти сообщает своему всемогущему папаше имя своего фактического убийцы. Трудно упрекнуть в распутстве трёх молодых повес, по случаю забредших на ночлег в дом блудницы ... Она сама первой пустила в дом, избрала и использовала Хому в качестве собственного сексуального партнёра ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного, а разложив по разным помещениям своих гостей, она явно посещала каждого из них. Но так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, разозлившись от мерзостных фантазий развратной бабы, за что он и поплатился ... Но сам длинный многозначительный рассказ Н.В.Гоголем их совместного ночного полёта отчётливо отображает сексуальные изощрённые утехи развращённой праздной молодёжи. Как ещё можно понимать повторение слов, говорящих о знакомых всем людям чувствах "он чувствовал какое-то томительное, неприятное, но вместе сладкое чувство...". Или отчего они катаются попеременно друг на друге, меняясь местами, и почему стонет " в изнеможении" панночка от избиений, а не орёт благим матом?..

Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные здоровые невинные души.
И вот весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя добрым, милосердным и щедрым при свете дня, а ночью обращающийся в нечисть, которая страждет запретных наслаждений ...
Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить свой российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...

И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..

Три героя повести так звучно и разоблачительно названы явно вымышленными специально именами: 
1.Ритор Тиберий Горобецъ - отпрыск аристократов с хорошо подвешенным лукавым языком. В истории сохранилось много знаменитых людей с именем Тиберий, начиная с Тиберия Клавдия Нерона - римского императора 42 до н.э. - 37 до н.э., позже имя этого императора использует М.А.Булгаков, возможно подражая Н.В.Гоголю.
2.Богослов Халява - еврейский болтун проповедник, очевидно любитель поживиться дармовщиной. От распространённого обозначения мошенников, и слова халява, которое происходит от еврейского молока, разносимого даром по пятницам беднякам.
3.Хома Брут - единственный настоящий учёный специалист - философ. От имени Брут римского сенатора и предателя императора Гая Юлия Цезаря, которого он считал своим другом. Слово Хома - обозначает ритуал огненного жертвоприношения.
В дополнение отмечу то, что старуха даже укладывает спать трёх как бы случайных оболтусов строго по ранжиру: отпрыска аристократов Тиберия в хате, богослова еврея Халяву в келье, смышлённого простолюдина интеллигента - в хлеву ...

13 января 2013-го года.

В дополнение в качестве примечания.

Бурса - как исторический образец отношения власть предержащих правителей в России к образованию и просвещению со времён самодержавия до сегодняшних дней.
Сначала, что такое БУРСА.

"В Российской империи под именем бурсы известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в бурсе (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако (из-за непрекращающихся военных конфликтов с Речью Посполитой, роспуска казачьих образований, из среды которых поступали и ученики и материальная помощь), очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение бурсаков считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей. Этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII века положение киевской бурсы начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное. В 1786 году сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен[1].
От Киевской духовной академии название бурсы перешло вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это придавало бурсам отрицательный образ. Картина нравов бурсы ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского (СПб., 1865, 2-е издание, 1874), публикация которых вызвала широкий общественный резонанс.
В настоящее время термин «бурса» иногда используется в ироническом смысле к средним специальным учебным заведениям, не только к духовным".

Понятно, что эти факты почерпнуты в основном из трудов Н.Г.Помяловского.
Но стоит понять и принять факт того, что в СССР было очень популярно среди историков и искусствоведов поиск разоблачающих самодержавие очевидцев и современников из самых низших слоёв общества, к которым принадлежал этот господин. Неоднозначный образ несчастного безызвестного автора, Н.Г.Помяловского, вполне для этого подошёл.
Нечто сходное было тогда, когда 90-летние старцы и старухи в провинциях СССР объявлялись гениальными писателями, поэтами и музыкантами. Например, Джамбул в Казахстане был в одночасье провозглашён поэтом, хотя никогда до этого казахи о нём и не слышали.
 Позже О.Мандельштам напишет свой ироничный стих на эту тему:


"Там, где край был дик,      

Там шумит арык,        

Где шумел арык,       

Там пасется бык,     

А где пасся бык,   

Там поет старик",  


- о дагестанском "поэте" Сулеймане Стальском.

Возможно, именно по этой причине именем писателя Н.Г.Помяловского названы улицы во многих городах России, начиная с Иркутска и Воронежа, заканчивая Санкт-Петербургом. Иначе не объяснить, отчего умерший фактически от беспробудного пьянства в 28 лет опустившийся человек, потерявший связь с обществом, пользовался такой популярностью в СССР. 

"Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью".
Так характеризуется творчество молодого человека в литературных справочниках и энциклопедиях, доступных в Интернете.

Но вернёмся к БУРС-е.
Н.В.Гоголь, как и я, нисколько не собирался выставлять БУРС-у чем-то выдающимся. 
Конечно нет!
Наоборот, он её отобразил грязным бесправным сообществом молодых людей, стремящихся получить достойное образование и вырваться из нужды через просвещение, то есть предшественниками той самой интеллигенции России, аналогов которой нет на всём белом свете.

Но и тогда, и сегодня интеллигенция в России с точки зрения практически всего российского народа представляется каким-то чуждым, больным, гнусным, подлым, непонятным сословием, склонным к пьянству и наркомании ...

Вот об этом и написан рассказ "Вий" ...

P.S. Данные из Википедии.

13 января 2013-го года.

 


Оглавление номеров журнала

Тель-Авивский клуб литераторов
 

 


Рейтинг@Mail.ru

Объявления: