Денис Геннадьевич НОВИКОВ
« Жизнь прошла, понимаешь, Марина»
Родился 14 апреля 1967 года в Москве. Учился в Литературном институте им.
А.М. Горького. Участник группы «Альманах». Несколько лет жил в Англии.В 2004
году репатриировался в Израиль. Стихи публиковались в журналах
«Огонёк»,«Юность», «Арион», «Новый мир», «Знамя» и др. Автор четырех книг
стихов.
Умер 31 декабря 2004 года.
Похоронен в г.Беэр-Шева.
* * ** ** *
Жаль,
обморожены корни волос,
вышел - попал
в молоко.
В прошлый,
Отечество спасший, мороз
я ещё был
далеко.
За семь морей
от окрестных лесов,
от коммуналки
отца,
смутно
врубаясь из люльки Весов
в культ
Кровяного Тельца.
Семеро душ от
еврейской семьи,
сколько от
русской - бог весть,
но уцелевшие
корни твои
тоже считают:
Бог есть.
Кровь ли чужая
не сходит мне с рук,
иль мазохистка
душа
нынче себя же
берёт на испуг,
всласть
«Беломором» дыша?
Ладно. Не
жить. Выживать. Из ума.
С вавилонянами
бог,
с нами
природная милость - зима,
порох и
чертополох.
Два бивуака
парят в небесах,
пав среди
звёздных полей,
белый журавль,
я усну на Весах,
без ощущенья
корней.
* * *
Жизнь прошла,
понимаешь, Марина.
Мне не стыдно
такое сказать.
Ну не вся, ну
почти половина.
Чем докажешь?
А чем доказать,
что ли возле
молельного дома
поцелуем,
проблемой рубля,
незавидною
должностью «пома»
режиссёра,
снимавшего для
пионерского
возраста; что ли
башней
Шуховской – эрой ТВ,
специальною
школой, о школе
по-французски,
да память mauvai,
да подумаешь:
«лучше и чище» -
и впервые
окажешься прав.
Закатает
обратно губищи
драгоценного
времени сплав.
Увлажнённые
выкатил зенки
проницающий
рыбу на дне,
было дело –
под юбкой коленки,
постороннего
наедине, -
непроглядно.
Скорее из кожи
истончившейся
вылезешь вон.
Жизнь прошла
без обмана, чего же
поднимать
мелодический звон –
лбом о сторону
прочного сплава,
доказательства
скрыты внутри…
Говоришь,
половина? – И слава
Богу. Вся
говоришь? Говори.
Николаю
Тихонову
Дайте силы нам пролететь над водой,
птицы, птицы!
Дайте мужество нам умереть под водой,
рыбы, рыбы!
Д.
Хармс
Долго-коротко... Кофе на кухне,
девяносто
копеек строка
перевода - не
ради куска.
Никакого
сочувствия Кюхле.
Ваши гвозди
пошли с молотка.
Ваши люди
накрылись, драгун.
Никакого
сочувствия, что вы...
Гвозди делали,
гнули подковы
и багры
мастерили, готовы
очевидцев
извлечь из лагун.
Лили кольца на
божию тварь.
Офицера со
смертным грузилом
плавниками
присыпали илом,
и летел с
колокольни звонарь
при свидетелях
в воздухе стылом.
Кюхельбекер,
поплачь по своим,
тем, которым
по крови, и нашим.
Босиком у воды
постоим,
в небо глянем,
гордыню смирим,
ничего-то
потомкам не скажем.
Дай бог
мужества рыбьего им.
В ожидании
друга
Валере
В ожидании
друга из вооружённых
до зубов,
политграмоте знающих тех,
распевающих
бодро о пушках и жёнах,
отдыхающих
наспех от битв и потех,
из потешных
полков обороны воздушной,
проморгавшей
игрушечного прусака,
не сморгнувшей
его голубой, золотушный
от
пространства и солнца, как все облака
безопасный,
штурмующий хронику суток,
самолётик; из
комнаты, где по часам
на открытках,
с другой стороны незабудок,
пишут
считанным лицам по всем адресам;
из бывалых, и
тёртых калёною пемзой,
проживающих
между Калугой и Пензой,
но таких же,
смолящих косяк впятером
от щедрот
азиата, но тоже такого,
с кем не
очень-то сбацаешь Гребенщикова
и не очень
обсудишь стихи, за бугром
выходящие; но
ничего, прокатили
две весны
втихомолку, остаток зимы
перетерпим,
раздастся надрывное «ты ли?!»
по стране, и
тогда загуляют взаймы
рядовые запаса
в классическом стиле…
Акын
То дождь, то
ничего. Посмейся над акыном,
французов
позабавь, попотчуй англичан.
Вот он глаза
протёр и всё, что есть, - окинул
и - на тебе -
запел, по струнам забренчал.
А всё, чего
здесь нет, чему и места нету,
и слов
свободных нет в дикарском словаре -
так это не
ему, а вольному Поэту
при шляпе, при
плаще, чернилах и пере.
На музу ставит
сеть, уловом перепуган,
«куда ты
завела, - бормочет, сети рвёт,-
ведь мне, а не
тебе, - бормочет, - перед Богом
держать ответ,
- кричит, его в уборной рвёт,-
ах, незнакомый
друг…»
Акын - иного рода.
Он, может
быть, и есть тот незнакомый друг.
Но совершает
он три полных оборота
и друга своего
не видит он вокруг.
А значит,
только дождь, как из ведра. А значит,
дырявое ведро,
пробитое дождём.
Стоит
стреножен конь, а вот уже он скачет,
вот дерево
шумит, вот человек рождён.
* * *
И тогда я
скажу тем, кто мне наливали,
непослушную
руку к «мотору» прижав:
если наша
пирушка на книжном развале,
на развалинах
двух злополучных держав
будет длиться
и там, за чертою известной,
именуемой в
нашем кругу роковой,-
я согласен
пожертвовать другом, невестой,
репутацией,
совестью и головой.
Если слова
«пора» потеряет значенье
(никому не
пора, никуда не пора!),
если это
внутри и снаружи свеченье
не иссякнет,
как не запахнётся пола,-
я согласен.
Иначе я пас. И от паса
моего
содрогнутся отряды кутил.
Зря в
продымленных комнатах я просыпался,
зря с
сомнительным типом знакомство водил.
Потому что не
времени жаль, не пространства.
Не державы
пропащей мне жаль, не полцарства.
Но трезветь у
ворот настоящего Царства
и при Свете
слепящем, и руки по швам,
слышать Голос,
который, как Свет, отовсюду-
не могу, не
хочу, не хочу и не буду;
голоса и
свеченье, любезные нам,
Свет и Голос
рассеют…Но поздно. Сынам
недостойным
дорога заказана к Чуду.
* * *
Одесную одну я
любовь посажу
и ошую -
другую, но тоже любовь.
По глубокому
кубку вручу, по ножу.
Виноградное
мясо, отрадная кровь.
И начнётся наш
жертвенный пир со стиха,
благодарного
слова за хлеб и за соль,
за стеклянные
эти - 0,8 - меха,
и за то, что
призрел перекатную голь.
Как мы жили,
подумать, и как погодя,
с наступлением
времени двигать назад,
мы, плечами от
стужи земной поводя,
воротимся в
Тобой навещаемый ад.
Ну а ежели так
посидеть довелось,
если я раздаю
и вино и ножи-
я гортанное
слово скажу на авось,
что-то между
«прости меня» и «накажи»,
что-то между
«прости нас» и «дай нам ремня».
Только слово,
которого нет на земле,
и вот эту
любовь, и вот ту, и меня,
и зачатых в
любви, и живущих во зле
оправдает.
Последнее слово. К суду
обращаются
частные лица Твои,
по колено в
Тобой сотворённом аду
и по горло в
Тобой сотворённой любви.
* * *
Слушай же, я
обещаю и впредь
петь твоё имя
благое.
На ухо мне
наступает медведь-
я подставляю
другое.
Чу,
колокольчик в ночи загремел
Кто гоношит по
грязи там?
Тянет
безропотный русский размер
бричку с худым
реквизитом.
Певчее горло
дерёт табачок.
В воздухе
пахнет аптечкой.
Как увлечён
суходрочкой сверчок
за
крематорскою печкой!
А из трубы
идиллический дым
(прямо на
детский нагрудник).
«Этак и
вправду умрёшь молодым»,-
вслух
сокрушается путник.
Так себе песнь
небольшим тиражом.
Жидкие
аплодисменты.
Плеск
подступающих к горлу с ножом
Яузы, Леты и
Бренты.
Голос над
степью, наплаканный всласть,
где они, пеший
и конный?
Или выходит
гримасами страсть
под баритон
граммофонный?
Ты помнишь
квартиру…
Ты помнишь
квартиру, по-нашему - флэт,
где женщиной
стала герла?
Так вот, моя
радость, теперь её нет,
она умерла,
умерла.
Она отошла к
утюгам-челнокам,
как, в силу
известных причин,
фамильные
метры отходят к рукам
ворвавшихся в
крепость мужчин.
Ты помнишь
квартиру: прожектор луны,
и мы, как в
Босфоре, плывём,
и мы уплываем
из нашей страны
навек,
по-собачьи, вдвоём?
Еще мы увидим
всех турок земли…
Ты помнишь ли
ту простоту,
с какой
потеряли и вновь навели
к приезду
родных чистоту?
Когда-то мы
были хозяева тут,
но всё нам
казалось не то:
и май не
любили за то, что он труд,
и мир уж не
помню за что.
* * *
Это было
только метро кольцо,
это «о»
сквозное польстит кольцу,
это было
близко твоё лицо
к моему в
темноте лицу.
Это был
какой-то неровный стык.
Это был
какой-то дуги изгиб.
Свет погас в
вагоне - и я постиг-
свет опять
зажёгся - что я погиб.
Я погибель в
щеку поцеловал,
я хотел и в
губы, но свет зажгли,
как
пересчитали по головам
и одну
пропащую не нашли.
И меня носило,
что твой листок,
насыпало
полные горсти лет,
я бросал
картинно лета в поток,
как окурки
фирменных сигарет.
Я не знал всей
правды, сто тысяч правд
я слыхал, но
что им до правды всей…
И не видел
Бога. Как космонавт.
Только говорил
с Ним. Как Моисей.
Нет на белом
свете букета роз
ничего
прекрасней и нет пошлей.
По другим
подсчётам - родных берёз
и сиротской
влаги в глазах полей.
«Ты содержишь
градус, но ты - духи»-
утирает Правда
рабочий рот.
«Если
пригодились твои стихи,
не жалей, что
как-то наоборот…»
Степь
Открывались
окошечки касс,
и вагонная
лязгала цепь,
чёрный дизель,
угрюмый Донбасс,
неужели
донецкая степь?
С
прибалтийским акцентом спою,
что туманы
идут чередой,
как, судьбу
проклиная свою,
через рощи
литвин молодой.
Защищён
зверобоем курган,
но не волк я
по крови, а скиф,
и нехай меня
бьёт по ногам,
а не в голову,
как городских.
Под курганом,
донецкая степь,
спит
рабоче-крестьянская власть,
как и
белогвардейская цепь.
И нехай они
выспятся всласть.
Азиатское семя
дурман
на степных
огородах взошло,
встал, как
вкопанный, чёрный туман,
а зелёный идёт
хорошо.
«Ты давай на
меня не фискаль,-
говорит
безработная степь,-
отливающий
пули москаль,
ты кончай
вхолостую свистеть.
Ты бери мою
лучшую дочь
и в приданое
весь урожай
и на свадебном
дизеле в ночь,
как хохол на
тюках, уезжай».
* * *
вы имеете дело
с другим человеком
переставшим
казаться себе
отсидевшим
уайльдом с безжизненным стеком
и какой-то
фигнёй на губе
почему-то
всегда меблированы плохо
и несчастны
судьбы номера
и большого
художника держит за лоха
молодёжь
молодёжь детвора
Институтка
По классу езды
и осанки
ты кончила
Смольный,
сокрытый от
смертных с Лубянки,
надомный,
подпольный.
Какие-то, чую,
мамзели
тебя обучали
искусству
сходить с карусели
без тени
печали.
Из Бодлера
Ну какая вам
разница, как я живу?
Ну, допустим,
я сплю,
а когда
просыпаюсь, то сплю наяву
и курю
коноплю.
Я из тайны
растительной сонным шмелём
вдохновенье
сосу.
А ещё я в
пчелу трудовую влюблён,
деловую осу.
Ценник
От вещи
останется ценник.
Не верится –
десять рублей.
Останется
Ленин от денег,
на лоб ему
ценник приклей.
Не плюй на
возложенный веник,
камней не
бросай в мавзолей,
как провинциал
шизофреник.
Войди,
поклонись и приклей.
* * *
Отяжелевшая к
вечеру чашка –
сахар, заварка
–
долго на стол
опускается, тяжко,
шатко и валко.
По не совсем
характерной детали
автопортрета
можно судить,
как смертельно устали
руки поэта.
* * *
Возьми меня
руками голыми,
ногами голыми
обвей.
Я так
измучился с глаголами
и речью
правильной твоей.
Я так хочу
забыть грамматику,
хочу с луной
сравнить тебя.
Той, что даёт,
любя, лунатику
и оборотню, не
любя.
-----------------------------------------
©
Юлиана Новикова
Составитель:
Феликс Чечик