«Ханские» аттракционы

Инна Шейхатович

 

Одно из чудес великого города Иерусалима, без сомнения, театр «Хан». «Хан» - это примета  иерусалимского излучения. Театр- лаборатория, театр- праздник, «Хан»  создает для  зрителя ни с чем не сравнимые по духу и настроениям спектакли. В «Хане»  ищут ответы и предлагают  эксперименты. Даже самые тихие, мало нашумевшие  спектакли «Хана» - удача. Оригинальное явление. Вызов или повод для серьезного раздумья.  «Хан» - сокровище. Одна из примет духовности собственно иерусалимского искусства. Иерусалимской атмосферы нет без «Хана».  Так живет и ведет свой корабль главный режиссер и идеолог театра  Михаэль Гуревич. Его сатира, фантазии на  темы классики, философские капустники заставляют думать и переворачивают наше представление о  многих вещах. Спиноза и Скапен, герои Агмона и собственные памфлеты Гуревича живут  на этой

сцене полной и загадочной жизнью.

И вот – очередная премьера.  Странный или, скорее, неожиданный и даже  шокирующий выбор: пьеса  поэта и кардинала Бернарда  Довици да Бибиены «Комедия о Каландро». Источником стала комедия римлянина Плавта.  Довици, сочинившего и модернизировавшего фривольную и чарующую  историю о близнецах Лидио и Сантилле можно увидеть на знаменитом портрете работы Рафаэля. Во дворце Питти.  На портрете – кардинал Бибиена в алой мантии. Это дивный портрет-характеристика: умное лицо, ироничный и острый  взгляд. Кардинал Бибиена много знал и умел ценить силу искусства. Довици   родился в простой семье. Ум и таланты привели его в покои Джованни Медичи. Принесли должность личного секретаря этого сильного и умного человека, впоследствии папы римского Льва Х. Говорят, что Довици даже был наставником придворных шутов. Учил их непростому искусству развлекать гостей. А развлекать – одна из важных задач искусства. Менторским тоном и назиданиями здесь не обойдешься…

Спектакль по пьесе «Комедия о Каландро»  ( «La Kalandria»)  в Умбрино поставил сам Бальтассаре Кастильоне, автор трактата «О придворном». По описаниям, сцена была украшена столь эффектно, что  все присутствующие будто оказывались в Риме. Это было в 1513 году…

 А теперь  посмотрим, что  нам предлагает «Хан»…

…Режиссер Михаэль Гуревич играет и ворожит. Намекает. Подбрасывает ассоциации.

Женщины и мужчины вращаются в лихой пляске. Сценограф Фрида Клапхольц-Авраам создает на сцене город –феерию. Город- сувенир.Зеленый и  беззаботный. Мы почти слышим шелест листвы и песню фонтанов. Солнце золотом заливает милый и мирный уголок. Не Рим – сказка. Это – поклон мифическому Риму от  мифического Иерусалима. Иерусалима, в котором нет иных забот, кроме как ревновать, придумывать розыгрыши. Шутить и грустить - совсем чуть-чуть…Костюмы Маора Забара – смесь былых  эпох и нынешних модных тенденций. Мини-юбки и шпильки, железные кринолины и нарядные камзолы – все сделано красиво и со вкусом. 

Музыка Йосефа Барданашвили   прекрасна – и придает спектаклю неповторимый шарм.

Она и ясная. И нездешняя. И – волнует душу, как напоминание о чем-то дивном и таинственном.  Актеры – слаженный оркестр солистов. Каландро (серьезный и обстоятельный, тупой до ужаса и все же обаятельный, так его играет блестящий  Эрез Шафрир)  занят построением стратегии своей войны- любви к юной Сантилле, и  все прочее   ему безразлично. Он готов  швыряться деньгами и спать в гробу – такова безмерная сила его чувства.  Жена Каландро, Фульвия (Мейталь Авни)  увлечена юным Лидио. Братом-близнецом Сантиллы. Брат и сестра  были разлучены по воле судьбы, и знать не знают ничего друг  о друге. Лидио переодевается в женское платье, чтобы без проблем встречаться с Фульвией, а Сантилла  носит мужской наряд, чтобы  избежать нежелательных назойливых поклонников. Вот тут  и начинаются прыжки и головоломки. Каландро  - глуповат и упрям. Фульвия  - прелестна, она женственная  и взбалмошная, ненавидит мужа и  страдает от страсти к чуть женоподобному юноше…Лидио-Сантилла (в этих ролях мы видим Ариэля Вольфа, больше женственного, чем мужественного, красивого и балетного, манерного,    чуть формально выдающего историю про своих персонажей).  Я не буду здесь рассуждать о зашифрованных посланиях касательно соединения в  одном существе двух начал, мужского и женского, не буду вспоминать об андрогинах,  тем более, что это можно и рассмотреть в спектакле и не рассматривать вовсе.  Налицо яркая и пестрая комедия о нравах и безнравственности. Об умных слугах. О благородных простолюдинах. И   правит бал слуга Каландро Фессенио, изобретательный и умный, деятельный и по-народному грубоватый, остроумный и дипломатичный, в исполнении всегда изумляющего Виталия   Фридланда. Очень хорош Иеоахим  Фридландер  в роли Фаннио. Он мил и поэтичен. Мудр и очаровательно колоритен. Даже травмы недавней

дорожной аварии  не пригасили его жар…Нир Рон в этом спектакле выступает в ролях  Актера, строгого Стражника и придурковатого Брата Каландро. И все роли – получились! Тамар Алькан в роли служанки Самии рассыпает  трюки и веселит с серьезным и деловитым выражением лица – и совершенно прекрасна в этом стиле. Йоси Эйни играет  Руффо. Лицемера. Ханжу и обманщика. Мракобеса и лукавца. Глядя на него  пугаешься и собственных святош и тартюфов…Дделает это актер Эйни точно, сочно и с роскошным сарказмом. 

 Йонатан Миллер  в ролях Проститутки, Садовника и Брата Фульвии – мастер сольной эстрады.

 Путаница и  набор эффектных положений, тонкие намеки и скабрезные шутки – так выстроена партитура этого спектакля. Зал отдыхает. Смеется. Хихикает.  Замирает в недоумении.  На время спектакля забывает о своих печалях. А если зритель готов взглянуть чуть глубже -  per favore, театр и  Михаэль Гуревич готовы к диспуту. А пока – аплодисменты «Хану», господа!

Нам всем этот спектакль полезен, как свежевыжатый апельсиновый сок. Вкусно и терпко. И от глотков  рыжего напитка  мир ярче.

Даже мне, не  слишком увлеченной проблемами супружеской измены и общего гедонизма, было на спектакле «Хана» радостно и увлекательно.

 …После Урбино  «Комедию  о Каландро» поставили еще и в Ватикане. Кардинал  Бибиена съездил с миссией во Францию.  И – умер. Говорят, от яда. Так иногда выглядит комедии, когда стоишь за кулисами…А вы – «смешно, забавно»...Смешно – да все же не совсем…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 
 
 
 

Оглавление номеров журнала

Тель-Авивский клуб литераторов
    

 


Рейтинг@Mail.ru

Объявления: