Марина МеламедЛовец отраженийЛетняя песня
После разбежавшихся весенних ночей «Покуда ночка длится…» Б. Окуджава
Я обещаю вам присниться, Сказать, что всё уже в порядке, Что расцветают флоксы в Ницце И помидор растёт на грядке.
Мы не расстанемся вовеки, Покуда сны идут пунктиром, Мы, как французы или греки, Гуляем морем или миром…
О мой сеньор! О, донна Анна! На сей рассохшейся гондоле И на земном воздушном шаре Забудем о сиротской доле.
В конце концов, владеет миром Лишь тот, кто радости подвержен Тогда не будет он повержен Ни сном, ни выстрелом, ни пиром.
Он будет сдержан от природы, Которая всегда летает И ветер бабочкой болтает О чём – не ведают народы.
Так вот: покуда ночка длится Или, возможно, на рассвете – Я обещаю вам присниться, А Вы мне что-нибудь ответьте... Стоянка в пустыне
На восток уходит ветер за пустыней Иудейской,
Это что ли за окошком прямо тут дорога к Храму, ***
Тут приплывала золотая рыбка, ***
Я отпускаю себя на свободу –
И понедельник звенит, уплывая
Художник пишет на просторе Природу в поисках фанданго. Меланхолично у забора, Танцуя, расцветает манго. Взлетает пальма в летнем шарфе, На счёт два-три или четыре, На лютне, может быть – на лире... Там, где Давид играл на арфе. Вечерний танец летних улиц, И человек идёт, сутулясь… Вокруг и фауна, и флора Без разговора или флёра Гуляют хоровод и танго, А нам с тобой играть фанданго.
Мы приближаемся друг к другу, На нас поглядывает небо, Давид насвистывает фугу, А мы наигрываем лето, Ведём движение по кругу, И спотыкаемся нелепо… Надета белая рубаха, Синеет в небесах прореха, А может быть, «Чакона» Баха… И всё больней неразбериха, Хотя мы говорили тихо, Но арфа отозвалась эхом.
Уже спускается суббота И, наконец, жара упала, Мы вечно забываем ноты, А сыграно уже немало. На Яффо словно время стало. Как будто флейта прозвучала… Трамвай идёт тропою торной, А мы-то думали – валторна… У лютни – проигрыш, повторно. Такие бурные маневры, что у гитары сдали нервы И танец кончился упорный.
Художник достаёт галеты, меняет туфли на штиблеты, Предпочитая в этом мире Другие специи в гарнире... И в наслажденье от флюида неспешно говорит: «Планида… Тут даже пальмы – не для вида…» И мы опять идём к Давиду. Сентябрьское
1
Сентябрь. Наверное, осень рядом, но посмотри - вокруг июль. Он брат романсам, серенадам, он отлучает от кастрюль... Все к морю, к морю, прочь сомненья – даёшь не отпуск - так фуршет. Там чайки, солнце, сон, варенье... (вишнёвое, сказал поэт). Нет-нет, я помню время года, зачем-то память нам дана. Чтоб знать, где что у бутерброда, как наливать бокал вина... Вздыхать опять, мечтать о лете, пускать кораблики в июль... Мы всё равно сегодня - дети. Ты посмотри – мы не в раю ль?
2
«Рояль - это арфа в гробу» Народный фольклор
В гробу я видел вашу арфу! – сказал и сел он за рояль. Я вспомнила не к месту Марфу, сирень, кафе на Пляс-Пигаль. Потом кафе уже на Яффо, ещё кафе на Дизенгоф... Мы пели что-то про жирафа и вспоминали город Львов. Стрела Амура вновь летела, опять неведомо, куда... А музыкантам что за дело – рояль да арфа, господа...
3
Сижу, гляжу на пальмы у бассейна, В бокале пунш и в дымке горизонт. Нет, лучше море, песня Джо Дассена, Возможно, чайки. И конечно, зонт. Чтобы и тень, и солнце вперемешку, Эйлат… Вода блестела бы вдали… Мороку, суету, морошку, спешку Отправлю в Бостон или в Сомали…
"Жизнь не игрушка", говорят мне люди. И надо жить немедленно всерьёз. А по пустыне шастают верблюды, А у природы вечные причуды... Пожалуй, да. Я напишу этюды –
Начнётся осень. И анабиоз…
1. Начинаем день хорошей песней, а кому-то – басней. Утренний туман – давай, исчезни, солнце – не погасни. Зажигали свечкой звёзды ночью, отпускали в небо. А наутро постучали срочно, попросили хлеба. Попросили чаю или даже луковые перья. Чайники пока не отключаю, открываю дверь я. Там пришло письмо, и день, и люди, все пришли погреться. За окном вздыхает чьё-то меццо, начинает скерцо. О скворцах, о звёздах, о тумане, что-то о капусте. Сяду и уеду на диване, почитаю Пруста...
2. Что тебе сказать? Вот-вот весна. И март кончается, а всё же как-то зябко. И воробьи летают у окна. А хоть бы голуби... и потерялись тапки. А дверь по-прежнему открыта просто так. Гуляет ветер и чужая кошка. И март наутро надевает фрак – прощается, выходит на дорожку, стоит, молчит и смотрит на восток, на голубя, а вслед за ним – на крышу... я их обоих ясно вижу: на крыше – голубя, венок... Кричит звонок. О том, что полдень подошёл поближе. И шелестит тишайший листьев шёлк. А март – ушёл.
Ловец отражений
Я живу наугад, я живу наудачу,
И по утренним улочкам Иерусалима
Чтобы после искать наяву и повсюду ***
Н. Черняховской
«Человек – это волна в пространстве.» Календарь майа
А начинается волна прозрачным ветром, И укрывается потом беспечным фетром, Так, словно бродят где-то фетровые шляпы – И мирозданье к ним протягивает лапы...
Волна летит, как птица-тройка, наудачу,
А мирозданье пересчитывает сдачу – Что человек суду земному неподсуден,
Что начинается планета с колыбели,
С того, какую колыбельную напели, О том, что каждый человек – волна в пространстве.
Мы перечитываем жизни постепенно,
Но, если всё-таки по-честному признаться,
***
Пора прощаться, но зачем-то всё здоровались, Слова зачёркивали прежние слова… Среда, базар. Такси. В блокноте новый лист. Кружится мир или кружится голова… О чём печаль? Базар шумит как море Чёрное, Звезда вечерняя и дел невпроворот. И разлетается картошечка печёная В другой возможный от сюжета поворот.
А выходя за грани мира ненаглядного, На пять минут, чуть-чуть, "забыться и заснуть"– Мы оставляем пыль и тишину парадного, Салат, гарнир и остальную жизни суть… Вернёшься утром, проявить к судьбе внимание, – И в мироздании как будто бы покой… Ты забываешь лета нежные названия, Не угадать уже, кто тут кому на кой…
Кофейный блюз в Иерусалиме И. Бяльскому
Кофейня, пальмы и звон мобильных на переходе Во двор направо. Ты одеваешься по погоде. Но вырастают – как кипарисы и даже росы – На тему "кто ты?" твои сомнения и вопросы. Ну, натурально, ты бог и царь, и простой садовник, Плати налоги, люби семейство, сажай крыжовник, Смотри на небо, не забывая смотреть под ноги. Хотя убоги, но есть надежда, что мы – как боги.
И зажигаем такое пламя, что ночь бледнеет, Смотри – меняет свои одежды небо над нею. А по субботам, когда звезда за собой поманит, – Задёрни шторы – и лампа светится как в тумане! Кофейня, пальмы, земля, песочница и качели. Весна начнётся как на картине у Боттичелли – В стране, где вечно растут оливы, цветы и цены, Весна приходит в кофейной пене обыкновенно.
Обычно спросит: "Ну что, дружище, сегодня – как ты? Устал, наверно, от бесконечной осенней вахты? Тут и зима превратилась в осень, февраль ноябрьский… Ты завари из кофейных зёрен напиток райский! Кофейной чашечке даже блюдце не помешает И, если ложечка пену нежно перемешает, – Тогда забудешь, что осень ждёт на твоём пороге На красно-жёлтой, на бесконечной своей пироге.
Пока играет вечерним светом весна в бокале, Дорогой этой идти к рассвету мы не устали.
Утренняя молитва
«Прекрасны шатры твои, Яков …» Из молитвы
Прекрасны сады твои, Яков! Красивы, Израиль, твои дома! Твои виноградники, пальмы, оливы, Ну как не сойти с ума?
Я долго блуждал по неясной границе – Позволь мне войти в Твой дом. Ну как догадаться, где нужно родиться, Куда занесёт потом…
Позволь мне склониться, упасть на колени, Молитвою стать Твоей, Легко и свободно, – как мчатся олени, Как горный бежит ручей.
О Боже, как ласковы древние стены – Прижмусь, припаду щекой. Где между камней поселились растенья, – И я обрету покой.
Тель-Авивский клуб литераторов
Объявления: |