Елена Макарова

Новая "старая" книга



      
       Я с удовольствием прочла новые рассказы русско-израильского автора и эссеиста М.Зарецкого. Книга, я считаю, заслуживает самого пристального внимания и признания русскочитающей аудитории.
       В небольшом сборнике - около двадцати рассказов, в большинстве микроновелл. Их характеризуют одновременно и лапидарность стиля, и богатство языка. Наряду с классическим языком автор широко пользуется жаргонизмами: его герои - военные, студенты, даже уголовники и психбольные. Фразы предельно емки, так что на небольшом пространстве текст предельно насыщен.
       Рассказы охватывают разные периоды и аспекты советской и израильской жизни. В большинстве рассказов показана жизнь евреев и диссидентов (нередко это совмещается в одном лице), которые оказываются в критической ситуации. Нередко герои - люди чести, и речь идет о риске жизнью во имя справедливости. Так, в рассказе "Безбожник" Мойше Бухман убивает еврея - председателя колхоза в отместку за линч своего друга, помещика-поляка, а затем погибает сам. Врач из гитлеровской армии, немецкий аристократ, в рассказе "Пули для больного" казнит шефа юденрата за убийство жены-еврейки. В рассказе "Третий брат" Сендер Зарецкий (прототип - дядя автора) расправляется с полицаем-белорусом, мстя за гибель своей семьи. Рассказы М.Зарецкого жестоки, как жестока сама жизнь.
       Рассказы о диссидентах в книге полны острых коллизий. Предательство идеалов демократического движения в рассказе "Внутреннее убеждение" ведет к гибели героя и его семьи.
       Сам Зарецкий, бывший диссидент, остался и на Западе суровым критиком сытого истеблишмента. В многократно публиковавшемся рассказе "Кулинарный рецепт" автор предлагает "борцам за селедочные хвосты" перегрызть друг другу глотки.
       Книга содержит также рассказы модернистской "черной сатиры" из "Курского цикла" (этот цикл был открыт рассказом "Уши", опубликованным впервые в 1996 году в сатирическом сборнике "Райское местечко"). Эти увлекательно написанные новаторские микроновеллы, лежащие на стыке абсурдизма, сатиры и "потока сознания", позволяют поставить писателя в один ряд с такими авторами, как Пеперштейн, Мамлеев и Пелевин.
       В то же время М.Зарецкому чужды нравственный релятивизм и цинизм, зачастую свойственные этим авторам. В этом Зарецкий весьма консервативен, и его стремление сохранить традиционные нравственные ценности можно только приветствовать. Удачи, "Старые книги"!
      
      
       Михаил Зарецкий. Старые книги. СПб, "Алетейя", 2004
      

      
      

 

 


Объявления: