Большая Прогулка
или
Записки после одного отпуска
продолжение

Арье Лесс

Письмо 5
Париж. Продолже...

 

...И не потому красиво, что на Дерибасовскую похоже, а  потому - что КРАСИВО...

    Встретили внезапно русского туриста (не "нового русского", а просто). И вот он и говорит: "Ну у нас в Питере конеш-шно архитектура побогаче ..." (ну-конешШно!.. ).   Дико смеялись  потом!  - вместо того, чтобы радоваться чуду Парижа - это  кондовое:   "А  у нас на деревне - поядренней будет".  Кстати, встречали неожиданно часто (и слава Богу) туристов из России в противовес к Неожиданию встретить людей из  нищей  России,   которым  удалось  съездить  в Париж.   Вообще-то, где-то на периферии сознания постоянно звучала эдакая спиртовая, неслышимая, ультрафиолетовая счастливая нота:

"- Гос-споди... Это ж я по П А Р И Ж У (чудны твои дела) черт-подери Гуляю!"

      Кружат голову сами названия : Пляс дэ ля Конкорд * ,  Нотр Дам де Пари, Мон Мартр, Риволи, Гран Опера ....
    - Гран ...- именно Гран ! - А не какие-нибудь там, прости  господи, Тетюши...! **

... А может для русского уха *** сам французский язык звучит так  инфернально?  Достаточно сравнить тривиальное "дантист" и  Роковое "Дантес"! Так-то..

    Безусловно: гуляя по Парижу, сталкиваешься  с  литературными легендами ****. Ведь  действительно : "Солидный словно баклажан -
там на углу стоит ажан"! Так что Париж (настоящий Париж)  возникает на пересечении Литературы и столицы Франции.

...  Первое более-менее "манифик" впечатление производит  Сена. Увидел Сену (ну там мосты и прочее)  -  и  успокоился.  В   смысле приятно взолновался.  Ну а если еще и Башню углядел (в  смысле  - Эйфелевку) - тут уж начинаешь мысленно скакать на одной ножке, хлопать себя по плечу и называть себя фамильярно: "Ай-да Я! Ай-да сукин сын!". Потому что Тебе, Драгоценному, настоящий Париж показывают!

    ...Дальнейшее напоминает Показ Первоклашке Его  Первого  Портфеля: вот из вкусно воняющего кожзаменителем ПОРТ(!)ФЕ(!!)Ля(!!!) достаем - Тю Иль Ри !!!!

    Ну что ТюИльРи - парк городской - вот что... И газоны - ослепительные, почти что накрахмаленные (со знакомой надписью -  мол "не ходить").  И цветники классные. И белая   парковая  скульптура (причем никаких плебейских девушек с веслом)  -  сплошь   Адонисы, Венеры и Амуры с Амадисами наверное Галльскими...

   Сидят в том ТюИльРи на железных, крашеных зеленым стульчиках - и балдеют на солнышке: где-то за спиной -  золотая  фигура   Жанны
д"Арк на коне (там в Парижской суете, в центре);
   Слева - Королевский Лувр! Перед носом эдакий то ли  фонтан, то ли м-м.. э - водоем.  В сем водоеме детки  кораблики  пускают. Справа - приблизительно у  горизонта -   Парадный  комплекс  скульптур, Большого Фонтана  и  золоченых  Решеток   Главного  входа. Уфф.. (и ощущение скрипящих по песку за  спиной  ботфорт  Д"артаньяна, выгуливающего по Тюильри перед Лувром кружевную Королевскую Кружевницу...)

    За ТюИльРи - Пляс Де ля Конкорд ! Это -   Уже  Наполеон,  Слава  и Гром Победы ! Пляс этот сплошь в  брусчатке  и,   естественно,  в
скульптурами уставленных фонтанах.   Широченный, здоровенный Пляс, между прочим.   Стада машин - ревут и уносятся через Мост - "Понт Конкорд" на правый брег Сены, мимо черного с золотом купола  Инвалидов *****. Стада туристов ревут  и  со  стоном Хасидов-на-молитве бросаются Глазеть и Преисполняться, и покупать сувениры в дешевых лавках. Над всем же этим возносится the Обелиск,-   обелиск, спертый Наполеоном из Египта (ну да, египетский, гранитный,  здоровенный)... И вдали за иглой обелиска просматривается и Эйфелевка, и Триумфальная Арка...

    И тогда тебя просто пот прошибает - Тебе, драгоценнейшему, все это разом: и Лувр, и Тюильри, и сумасшедше красивая эта "Пляс де ля   Конкорд" (5 раз повторишь - будто водки хватил!),
... и ЗНАЧИТ ЭТО ТАМ (то исть здесь(!!)) - ШАНЗ ЕЛИЗЕ   (Елисейские стало быть поля )!!!) и ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА...  И все это - тебе... О Как!


    * - И пусть бросит в меня камнем - кто скажет, что не  слышится  в   этом - "Пляс Де Ля Конкорд" -  грома   копыт  по  булыжнику этакого бронзового зверюги- Эквуса  с  нагроможденным  на нем бронзовым же (Медным) Кондотьером...

    ** - В эту легендарно-семантическую  версию  я   уверовал  почти  на 100%, когда мы случайно забрели на улицу Данте.  И поверил, наверно,от неожиданности встречи с реальной улицей из   нереально-литературной легенды. Было когда -то кино с таким интригующим, красивым названием: "Убийство на улице Данте".

    *** - Таковы уж выверты нашей с вами современности : сам я -  еврей, а ухо у меня - поди ж ты - русское...  И еще на предмет Русского Уха:
                                    Париж! - как много в этом звуке
                                    Для уха русского сошлось!...

    **** - И эти столкновения и создают м-м то - что называют  "Парижский шарм" !

    ***** - Под которым Гроб Этого самого - "В двенадцать часов по  ночам - из гроба вылазит кочан" (ну в смысле Сам Этот..)

 

Письмо 6
Я поведу тебя в музей,-
Сказала мне сестра...
( D'ORCE)


    А Речь, собственно, о страшно богатом самыми крутыми импрессионистами * музее- Д"орсэ. Переходишь от Лувра на другой берег Сены - и вот он - Д_орсэ - как миленький.

... "Не женись Витька быстро..", - Говорит великолепный  Вицин  в великолепном гайдаевском  фильме  по  великолепным   же  рассказам Зощенко. "Не ходи ты, Леня, по тем музеям",- почти в том же философски-горестном ключе советовал мне, от всего сердца,  один  мой друг. А я вам скажу: - "ХОДИТЕ вы по тем музеям, о б я з а т е л ь н о "!.

    Вообще-то, музеи, конечно,- штука специфическая.  Ходит  туда публика хоть и почтенная - но разная.  Да и зачем именно эта публика просто-таки валом валит в те музеи - об  этом  умолчим.  Но иногда...

   Вот однажды видел я  новгородскую   икону  12  века  (или  11?) "Ангел Золотые Волоса" в Архангельском Храме Кремля. Ну и Иконостас там Рублева и Грека...  В общем,- проникся... Причем до  такой степени, что когда вывалился оттуда, то на неосторожный  вопрос некоего взыскующего мужичка - "ну как ?",- прямо затрясся как перегретый чайник и выплеснул - "О...еть !!!!!"

...  Потом -таки было стыдно за смешение несмешиваемых  сих  двух штилей, но в тот момент был я под таким "экспресьоном",   что  не
очень-то и контролировал себя и стилистику своей речи..  Так вот, этот Д"орсе может и не так сильно  действует,  но , что таки-действует,- это точно ! ...

   Большой он (музей) и разный. И разные там вещи **. Например есть там достаточно здоровая (большая) картина Курбэ, на коей  Маститый сей Классик написал просто женские половые органы. Ну, висит там эта пятибуквенная ..кисти классика... и висит себе. Для вдохновения или еще чего - бог весть...

    А ведь там есть и гениальные картины  гениальных  художников. Достали меня,на этот раз, Дэга и Ренуар.  Смотришь и видишь - ЭТО ГЕНИАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ... Причем из-за того, что коллекция - большая, было видно, что, например, "в этой серии картин -  он  таки,   сукин-ссын (в смысле как Пушкин - МОЛОДЕЦ), ДОСТИГ..то есть смог достичь несказанно-прекрасного какого-то уровня.  А вот эта картина послабее, хотя и ПРОСТО прекрасная"... - " А вот Здесь ! А вот Эта !!!!"... Страшно меня достала такая зеленая дама с зонтиком (там два этюда ... "Ветер", "Дама с зонтиком") - класс!

     И цикл "Руанский собор"- класс.  Ренуар достал прям до печенок! А, скажем, Ван-Гог,  оставил совершенно   равнодушным ***  ...  А ведь там, в том Париже - десятки Музеев.  Какие-то частные собрания ( с Ботичелли..  Представляешь сколько   стоит  на  сегодня - Ботичелли?! Да и ведь это - Ботичелли...  Иметь Такое  в  СВОЕЙ частной коллекции - все равно, что иметь ангела.).

   Можно там и походить и посмотреть **** ... А галереи современных художников? Какие -   нибудь  современные  "Невтоны  и Платоны" от живописи ? Я читал, что в  Париже   сейчас  проживают, ПРОЖИВАЮТ (!) (одновременно и сейчас) 50 тысяч (!) художников! Подумать только!...


    * - Ну, моя коллекция, нельзя сказать,чтобы очень уж богатая,   но может вы видели МОЕГО Лотрека? Или может   моих  двух Шагалов, или Рейнолдса? Акак вам этот ранний Малевич? А такую Брюханову-Бузько вы видали ?...

    ** - Настоящий музейный ХОДОК (или там ценитель живописи)  никогда не скажет на картину- картина, мол.  Скажет "Вещь"...  С шипением и закатыванием глаз: ...ВЕЩЩЩЬ...ь  И  не  скажет,что нарисована - написана, скажет (сделана..).  Вообще, побольше междометий - мм- ээ- м-м.. "Эта вещчщщь скорее относится к позднему, мм, ЕГО периоду ...  мм-да   ...эээ  Я склоняюсь, ЭЭ-ммм-ДааСССссссс, к датировке, относящей  ее,  пожалуй что к концу середины начала века, милочка (или   батенька), ээээ,да!"

    *** - Каждый раз в музее или на концерте  (один  меломан  уверял, как-то, что НАДО говорить не "на концерте", а "в концерте"  (Англичане, мол, говорят, мол,- именно В концерте)...
      ...в музее или НА концерте я робею.  Дамы,  понимаешь,  в соболях с бриллиантами...  Хрустальные  люстры,   понимаешь, - Высший свет.. И вдруг - я... Робею. А ведь разговоры вроде:  "ну что вы, ДОРОГАЯ,... На МЕНЯ Этот Ван-Гог НЕ ПРОИЗВОДИТ   впечатления.  Конечно, это -  Любопытная,   скажем,  картина.  Но,Честно говоря, устарелая и не производит.  Вот и на НН, - тоже не производит, и на К. - тоже..."

    **** - ... И до сих пор мне кажется, что где-нибудь в   лабиринте  и переплетении парижских переулков и переулочков можно  набрести (она есть там, я - знаю...) на ТУ Самую  галерею или   даже  просто - антикварную  лавку,  о   которой рассказывал Бальзак. Я имею в виду лавку с шагреневой кожей...

предыдущий лист следующий лист

Оглавление     Солнечный Остров

 

 


Объявления: Все подробности аренда автомобиля с водителем у нас на сайте.