Большая
Прогулка или Записки после одного отпуска продолжение
Арье Лесс
Письмо 21 Реймс, Париж, Расставание
Поездка в Реймс пришлась на один из последних дней нашей "большой прогулки" и как бы стала уводить нас в расставание с Францией. Время словно бы сжалось. Все закружилось и понеслось в каком-то слегка ускоренном темпе как в вальсе, как после стаканчика коньяка, как поля за окном экспресса, возвращающего тебя домой в конце особенно удачного отпуска, уже после…
После поездки в Реймс нам посчастливилось еще погулять по Парижу.
Ну например : пошли мы к Гранд Опера. Здание оперы действительно и "гранд" - (oгромное!) и "опера" - то есть именно что певучее! ММ-мм … что - то роскошное, блистательное, именно что в "oперном" стиле - в мощном стиле полного звучание большого оркестра. Огромное. с огромными классическими колоннами, с ниспадающими маршами гранитной, парадной лестницы, плавно ведущей к главному входу. "под сень" великолепных скульптур и классического же фронтона… Даже фoнари по периметру Гранд Опера поддерживают не какие-нибудь там столбы, а бесконечно изящные, черно - чугунные наяды и дриады!
А "просто " парижские улицы?! - Буквально невозможно "глаз отвесть" от этих великолепных "простых" парижских домов с великолепной лепниной наверший окон и эркеров, с потрясающими коваными решетками подоконников и балконов. длящимися километрами вдоль почти каждого дома! … Длинное черное кружево этих оград сквозь прозрачную, как бы летящую тень платанов почему-то неуловимо ассоциировалось с длинной, кружевной, надушенной перчаткой и Серым Шелком некоего немыслимого Туалета, некой совершенно Немыслимой Парижской Дамы, - ПАРИЖАНКИ…*1
Ненасильственный серый колорит этих улиц, залитый курчавой сиреневой тенью листвы
и удачно озвученный красно-белыми полосатыми навесами бистро, внезапно расступается перед огромной каменной свечой колонны, увенчанной Горящим Золотом Гения Свободы! (колонна на площади Бастилии)…
Еще одна небольшая площадь перед Пале-Роялем (буквально - Королевским Дворцом).
По ней с сумасшедшей скоростью летят на роликовых коньках вереницы пацанов,
подростков и ДЯДЕК! Носятся он там не просто так: выставляется с десяток пустых банок из-под пива, после чего надо прокатиться мимо них в ФИГУРЕ (например,
спиной вперед на одном коньке!) естественно не зацепив ни одной жестянки…
Внутрь в Пале-Рояль входишь с Риволи. По сути, очень странно: сворачиваешь
на пару шагов в сторону с одной из центральной улиц современного города и попадаешь во Дворец Короля… (кстати, Резиденция Кардинала Ришелье).
Двор Пале-Рояля - это вытянутый более чем на двести метров "правильный" прямоугольник. Его пространство рассечено несколькими маршами колоннад.
Отчего Пале-Рояль словно выбегает тебе навстречу. распахиваясь вглубь эдакими упругими, раскрывающимися прыжками. Причем "прыжки" эти выстланы замечательными, буквально сияющими красотой цветниками. При том красота эта какая-то спокойная, незапруженная, располагающая к эдакой отрешенно-золотой дреме. Само на язык
просится: волшебная, медовая, янтарная…
- В сотне метров "кипит" Риволи. а здесь в золотой тиши солнечнного луча
нежатся боскеты знаменитого французского регулярного цветника…
И другой Парижский дворец с другим садом. Речь идет о "Люксембурге". Почему-то хочется называть его именно так - "Люксембург" вместо общепринятого . . Люксембургский Дворец и Парк. И ведь еще до того, как мы пришли туда, какие-то "паутинки" информации уже тянулись от "Люксембурга" к нам: Дворец Екатерины Медичи. парк Королевы из "3х-мушкетеров", Пластинка Джо Дасэна и какие-то обрывки фраз Хемингуэя.
Проходишь сквозь старинный, ухоженный парк, входишь в "Люксембург" - вокруг огромный цветник с роскошными прудами и фонтанами. И… и с дворцом. И... и с белыми фигурами мраморных королев и мраморных богинь на мраморных террасах… Темная зелень дубов королевского парка и белый мрамор скульптур. Великолепие дворца - хоть и в центре, да чуть поодаль… Даже небо. там как будто " Аа-ах- какое Архи-тектурное"! И если облака над "Люксембургом". то и они не просто себе плывут, а эдак м-мм, "люксембуржатся" - громоздятся классическими, лебедиными глыбами, как бы высеченными из мрамора неким Выдающимся Мэтром.
Если бы чудо обладало геометрией! Можно было бы сказать, что Люксембург - это чудо горизонталей, чудо простора! (*3)
В наш последний парижский день мы не успели прогуляться на прощание по "Люксембургу", зато успели устроить себе прогулку на речном трамвайчике по Сене. День и сам по себе тогда задался - был какой-то необыкновенно ясный, насыщенный густыми чистыми тонами. Незабвенное нежаркое сияние золотого полудня над Сеной. …
И небо Парижа примеряло кружевной чулок Эйфелевки… Да…
Река разворачивала перед нами роскошества Парижа как бы в прощальном парад-але некого волшебного цирка. И так,
Сена. Париж. Парад-Але.
Консьержери . Нечто средневековое. Замок пожалуй. Нечто в стиле Тауэра, только чуть более светлое (менее "тауэрное") … С золотыми старинными башенными часами. Рядом средневековый Дворец Правосудия. Соседство не случайное. Например Конвент во Дворце Правосудия судил. а в Консъержери заточал …(тоже "оптимизировали") .
Знаменитый Новый Мост. Мост Генриха IV(кажется самый старый мост Парижа). Красивый. Плыли мы там да вдруг вспомнили : " Батюшки! Именно здесь поил винь-шампанем парижских гаменов гениальный, Булгаковский -Ульяновский генерал Чернота!! ! " *4
Ситэ. Потрясающий вид на западный фасад "Нотр Дам". Огромная кружевная "Роза" собора как бы плыла мимо нас над платанами острова. И было чуть страшновато осознавать размеры этого кружевного, каменного чуда!
Потом темная громада какого-то дико знаменитого парижского универмага "Самаритэн". Потом Лувр. . . Лувр справа, а Д'орсэ слева (прямо чемпионат по боксу! …)
Затем Понт Александер - Александров Мост. Понт Александер, наверно, - самый красивый мост Парижа. Тоже невероятно парадный, со сдвоенной колонной тяжелых, "конно-гвардейских" черных с золотом фанарей как бы идущих на рысях к черному с золотом Инвалидам - дворцу усыпальнице Наполеона….
А можно ли забыть великолепие яхт. катеров и барж самой Сены ? - Они медленно скользили мимо нас в каком-то собственном бальном, плавном параде.
Прогулочные баржи, странные и притягательные, как китайская игрушка. Одна была крыта сплошь стеклом - и представляла собой плавучую оранжерею. Сквозь ее прозрачные, пыльные и блестящие под солнцем, стеклянные арки просвечивал тропический сад. . Может быть, даже можно было разглядеть смугло-золотые шары мандаринов в темной листве за ее стеклянным небом. . . Вдруг за пыльными оранжерейными стеклами, развернулся какой-то совершенно невероятный, огромный, зеленый. с венецианской лазурью и золотом веер - через мгновенье все стало ясно: там ПРОСТО ГУЛЯЛ ПАВЛИН!. .
. . А потом проплыл ярко размалеванный малюсенький катерок "ТайТеник" - "Титаник". . (такой катерок с манией величия…, "маленький, но симпатишный").
. . . Или яхта полированного орехового дерева. С палубой, уставленной маленькими накрахмаленными столиками ресторации. С роялем и парой стульев на крошечной как блюдце эстраде. Очевидно ночью эта ореховая яхта скользит по черной Сене. разрезая дрожащую сетку расплавленной золотой стружки отраженных огней. Яхта плывет по черному с золотом джазу, который льется с этой ее ореховой эстрадки, от ее рояля, от золотого альт-сакса, от приникшего к нему фрачного черного негра с ореховыми. блюзовыми глазами, выдувающего черный с золотом блюз ночной Сены. . . .
Мы расставались с Парижем. С тем, что мы видели и что не видели. С тем, что смогли взять с собой, и что не смогли. И с этой яхтой. и с двадцатифранковой последней обмененной купюрой, с напечатанным портретом Экзюпери (не смогли взять)… И с опаловым шампанским, так и не купленном в Реймсе (тоже не. . ). И с немудрящими "мгновенными" портретами, которые намалюют для вас на площади Мон-Мартра уличные парижские художники. . (тоже). . И с несостоявшимися устрицами, улитками. лягушками или с более основательным. "нормальным парижским" ужином . например. в "Ротонде" или в каком-нибудь ресторане попроще впрочем, тоже несостоявшимся. Мы расставались с улочками и пассажами Мон-Мартра, к которым даже и не приблизились ни разу, и расставались с Нотр-дам ("да"! Видели, приближались, были и не забудем). . . ! Расставались с Риволи и расставались с Лувром (ДА!). . С Д-Орсэ… С видом на Город и Реку с его крыши, над бронзовыми плечами его статуй…
С Бульварами. . . . . . . . Храмами, с Башней . с Улицами и Крышами. . . , …. с Триумфальной Аркой. . . . . . . . . . … . С …
И было не важно : что мы " возьмем с собой", а что - нет! Вся эта роскошная необязательность. которая, наверное, и означает истинную СВОБОДУ - ВОЛЬНОСТЬ, улыбалась нам тогда грешною розовой улыбкой юной богини. И очарованные ею мы забыли ревностно -унизительную, протокольную жажду все утащить, захлестнуть деревенеющими петлями дырявой памяти или плохих "фоток". . . И что с того, что мы что-то запомнили, а что-то нет?
Ведь мы были Там!
* * * * *
(1*) Да. именно Парижанки! Какой-то совершенно сногсшибательной!! " Дыша шелками и туманами "! - что-то такое … Пользуясь средствами синтаксиса, можно было бы сказать - the Парижанки . или даже ha Парижанки (ивритское "хэй"…)!
(*2) … (*3) Примерно так: ". . Его уже не втянешь в спор и не заластишь оно распахнуто как бор - все вширь и настежь. "
(*4) В бессмертном фильме Алова и Наумова "Бег" по пьесе Булгакова.