Большая
Прогулка
или
Записки после одного отпуска
продолжение
Арье Лесс
Письмо 18 |
Единственным
"неблестящим" обстоятельством посещения
Руана была погода.
Впечатление от остального было что
называется "колдовское". Кроме Храма
(совершенно великолепного) французы сохранили в
Руане целые кварталы старинных, средневековых
зданий (по путеводителю около 600 зданий!). Так что
мы увидели бывшую столицу Нормандии во всем ее
былом величии. Средневековый Руан буквально
обнимал нас "до души моея" со всех сторон! Мы
просто купались в этом внезапно разверстом и
обрушившемся на нас средневековье. Если Шартр,
можно сказать, пронизан духом средевековья и как
бы просто дает ОЩУТИТЬ аромат его, то Руан -
буквально обрушивает на тебя это самое
средневековье и оно - великолепно! Люди, не
избалованные "доброй, старой Европой" (Мы) -
должны буквально испытывать эдакий радостный
шок, попадая в Руан или в подобное ему место (и мы
испытывали!). Встреча с Руаном напомнила каким-то
образом "среднешкольный" урок о
потенциальной и кинетической энергии - помните (?)
.. Потенциальная не исчезает, а переходит в
кинетическую.. Так вот и здесь было что-то такое
же... Все те ХОРОШИЕ(!) иллюстрации всех классных <средневековых>
сказок и <рассказок>, начиная с <ослиной шкуры> Пьерро; все удачные <Жизели> и <Спящие красавицы>
(начиная с балета и включая в себя роскошные
картинки на крышках богатых коробок со <взяточными конфетами> (они же <даточные>*.. ) Все те, впитанные в кровь и подкорку,
Робин Гуды и Капитан Блады (Конечно же с
Лейтенантом Де Тревилем!), все они, ПОТЕНЦИАЛЬНО
бродившие в подсознании (а-ля дорогой коньяк) - не
пропали, а прорвались КИНЕТИЧЕСКИ в эту чудную
поездку в Руан!
... И мы долго ходили по сказочным улицам старого Руана, как бы смакуя этот <старый коньяк> ...И до чего же приятно было впитывать-рассматривать все те родные (из подкорки) и удивительные старые дома Руана, которые окружали нас буквально на каждом шагу!
Эти средневековые дома, во-первых, сразу же уничтожили (для меня) легенду о <мрачном средневековье>. Ничего себе <мрачное средневековье>! Если даже под этим унылым, сереньким, оросящим как бы нищенской слезой небом, буквально хотелось петь или ли там кричать от ощущения сказки, ощущения какого-то детского праздника, буквально лившегося от окружавших нас ярких,цветных, словно смеющихся стен! Все эти Старые Дома украшены совершенно индивидуально и причем очень ярко! Тут и деревянная резьба, и лепнина, и резьба по камню да и раскрашены они очень здорово!
Даже <Дворец правосудия>! Ну казалось бы, не
должен ТАКОЙ ДВОРЕЦ
Во-вторых (и не в первый раз), - все это <мрачное> средневековье заставило <зауважать> создателей его <с их темным и диким> прошлым. И в который раз заставило задуматься - так ли уж далеко мы ушли от них по <дороге прогресса>? И как-то засомневаться в очевидности этого самого прогресса... Нет - сейчас, в прогрессивное наше времечко - так, пожалуй, дом построить не смогут! Сейчас все слишком утилитарно, все к чему-то предназначено, для чего-то там приспособлено (как скелет). Нет той несколько наивной доли <излишества>, с которой раньше украшали буквально все!
Например - паровозы!... Не
очень-то и древние создания (маневровые <кукушки> наверно
и сейчас еще не редкость..) - даже они украшались
такими чугунными вензелями - завитушками,
цветочками... Без всякой там функции - просто так...
А вот, допустим, самолет на завитушках или там
чугунных цветочках вы себе представляете?!! Или
простые городские часы. Ах, какие чудные <простые>
городские часы видели мы в Руане! Позолоченные,
фигурные и поддерживают их этакие мраморные боги
с богинями! Не часы, а настоящее произведение
искусства! Элементарно узнать по этим ЧАСАМ,
сколько минут осталось до третьей стражи - прям
какой-то катарсис, ей-бо!
Ну что тут скажешь - Бель-Франс - одним словом! Понятно, что такой сказочный антураж грешно не использовать. Устраивают, например, там в Руане настоящие средневековые шествия-карнавалы (это уж вообще должно быть что-то запредельное!), устраивают там фестивали средневековой музыки... К сожалению мы не спосодобились видеть такое (ну не такие уж мы везунчики!). Но вот что мы там случайно увидели... - А видели мы, очевидно заурядную на фоне всего этого роскошества работу уличного актера. И уж так нам повезло в тот день (наверное мы - везунчики), что все, что мы видели - было НЕзаурядно. Вот и этот уличный актер... Интересная Франция, интересная...
Не знаю, ходят ли там по улицам
шарманщики или там скажем Точильщики (<..точу ножжи- ножж-ницы...> я еще
помню уличных точильщиков и эту их звуковую
визитку...)
... А этот наш руанский изображал из
себя средневековую куклу-автомат. Вот
представьте себе как стоит на сказочной улице
древнего сказочного Руана такой как бы
фарфоровый негр... И выряжен он в эдакий черный с
золотом средневековый камзол, и лицо он себе
выкрасил черным - стоит Черный Принц..
Колллоритно!... Если бросишь франк в жестянку - <фарфоровый>
Черный принц, совершенно неподвижный (между
прочим, я специально приглядывался - он за десять
минут даже и не моргнул ни разу -
Профессионал)...как бы включается и отвешивает
тебе такой церемонный фарфоровый поклон...
..И вот франк нашему Отелло
бросила в жестянку какая-то маленькая девочка .. И
тут началось волшебство - фарфоровый истукан
внезапно ожил! Ох, как и поклонился он ей! Как Он
преклонил перед ней колено! Как поцеловал край ее
одежды!.. Вся пантомима была разыграна с таким
совершенно неподдельным мастерством, с таким
подлинным чувством, что девочка буквально
засветилась от счастья! Было очевидно, что теперь
она на всю жизнь сохранит воспоминание о том, как
она оживила принца (и как была КОРОЛЕВОЙ!)
...Часто ли вам приходилось ощущать себя
королевами, мои милые женщины?...
И после всех сказочных приключений
улица средневекового Руана привела нас к
Руанскому Собору!
* -
Конфет с так никогда и не изведанным вкусом! Т.к.
Доставались они только для взяток.
... Добывались они из подземных течений бывшей
совковой торговли только на крайний и жуткий
случай каких нибудь тяжелых обстоятельств: если
злая судьба столкнет тебя с совковым аппаратом и
ты (наивняк) - все-таки попытаешься выйти из этого
столкновения с наименьшими потерями... Но нюхать -
Та и разглядывать - Та их было можно !
Так что были они и Раз - нюханы и Два -
глянуты !
** - Да,..Дворец
Правосудия ...По-сути своей, место если не
страшное .., - то <опасное>. В любом случае - ОТ ХОРОШЕЙ жизни
во ДВОРЕЦ ПРАВОсудия - вряд ли <заглянешь>!
Или там - любоваться им.. Не то - что
новое здание КГБ На Лубянке в Москве !....
Помню - Была дичайшая летняя жара,
Абсолютно не ожидаемая мною от Нашей Средне
Русской - Белокаменной! Плавясь в 30-градусном
московском бредовом Аду, плелся я в столичный <Детский Мир> (а
он по соседству от гнезда ЭТОГО..) . Тлела в моем
уже полувареном мозгу мысль о бесконечной
правоте Михаила Афанасьевича Булгакова, который
развернул основные действия своего романа не в
декабре каком - нибудь с МЕТЕЛЯМИ, а в таком же
летнем - адско-сковородочном августе (что прежде,
не прочувствовав, было мне непонятно вовсе. И
было мне Загадкой...) И вот, вжимаясь в Горячую
Сиреневую тень (чтобы, не дай Бог, не очутиться на
совсем уже ядерном добела раскаленном
солнцепеке) влачился я к <Детскому миру>. Вдруг возник передо
мной Некто . И был Некто облачен в серый,
застегнутый на все пуговицы костюм... И был он еще
в Галстуке ...эдаком ...номенклатурном..
И Стоял он на СОЛНЦЕ, и серая морда его
с зеркально-серыми полубараньими глазами
буквально дымилась от жары.. Но стойкий Некто
только сделал слабое движение к галстуку - и все!
Уж такой Хладнокровный, видать попался. Обалдев
от этого всего, огляделся я в ужасе и вдруг
заметил, что Некто стоял на серых Ступенях
Некоего Серого Здания...
*** - Неудобно, знаете ли, грабить запоздалого горожанина в присутствии этих зверообразных городских стражников с их алебардами!...
**** - Ну что поделаешь
- можно сказать, что я Уже человек прошлого века,
или тысчелетия, что ли...
Письмо 19 |
...А хотелось назвать -
Руанский храм .Этюд.
Но - не решился. Как бы поставить
подпись самого Монэ... Нет, не решился. Попробую
без помощи Монэ.
Итак... Во-первых, здорово, что при
заданной архитектурной стилистике отличается он
от других храмов. Ну, как один сонет отличается от
другого. При всей жесткой заданности формы (или
как один человек - ЛИЧНОСТЬ - отличен от другого).
Храм Руана прежде всего отличается тем, что с
какой-то невероятной силой буквально Поднимает
всю свою Архитектуру - совершенно великолепную
систему вертикалей - всю эту систему высоченных
стен, башен, башенок, скульптур, размещенных как
бы поднимающимися уступами...
Все выше,выше и выше...
Кружится голова, сердце стучит - еще выше...
Розетки окон, контрфорсы, кровля, скульптуры на
ней - выше, выше... Уносящийся шпиль срединной
башни - выше, еще и еще... Выше... выше... (ну нет
слов... можно конечно <накидать> еще десяток эпитетов
превосходной степени... Эх,.. да уж не стану..) * Интересно что потом, глядя на
безусловно более высокие современные наши
ДОМИНЫ (ну небоскребцы наши этажей эдак за сорок),
никаких подобных чувств - Восхитительного
вознесения - я не испытывал или как говорил поэт - <И Чувств никаких не изведав...>
не изведывал... Нет, мне нравятся, конечно,
современные наши... Но тут никакого сравнения с
Руанским храмом быть не может - НЕ ТО!
Какой-нибудь восточный мудрец
сказал бы, пожалуй, что Храм Руана (весь храм) - это
просто ТАКОЙ ИЕРОГЛИФ Вознесения...
А может быть - Восходящая Музыкальная
Фраза...
Кстати, внутри Храма мне
казалось что меня просто уносит сквозняком - до
того эта Вертикальная тяга загипнотизировала
меня, что ли! Казалось, что ты идешь как бы внутри
некой невесомости... Интересно было сравнивать
Шартрский и Руанский Храмы изнутри. Если Шартр
отличается, по-моему, своей гениальной
скульптурой и витражами, то Храм Руана <достает> своей
Архитектурой, Конструктивностью... Господи, до
чего же прекрасны все эти колонны, арки, <паруса> и
нервюры сводов... Вся эта торжественная
архитектура, буквально всплывающая ввысь...
... В полумраке алтаря следуют там один за одним
гранитные (кажется) надгробья Герцогов
Нормандии. В ногах у каждого как бы спит
гранитный же лев...
<Теряя последние силы почил у хозяйской могилы>...
( Лев - геральдический знак Нормандии
)...
Гулкое кафедральное пространство
времени.....
..Ну что-то такое...
Потом мы погуляли еще немного по
старинному Руану и поехали чуть позже на ЗАПАД, к
Атлантике! Страшно хотелось <испить шеломом> из не то что там
речки какой-нибудь - ИЗ ОКЕАНА!...
* -
Помните, как восхищаются авторы <Золотого Теленка> описанием этюда
Листа? ( ну там указания к темпу игры : <быстро..Еще быстрее..как ТОЛЬКО возможно быстро, и чуть ниже ЕЩЕ быстрее..>) ..
Вот-вот..Тут тоже что-то подобное - Партитура
Листа...
** - ... Как было говорено в одной
полунеприличной эпиграмме на классика советских
детских стишков - Агнию Барто... (не в обиду
классика) - а именно: <Имел вчера Барто Не то!>