Слово Писателя

Журнал Союза Писателей Израиля

ПИСАТЕЛИ ПРОТИВ ТЕРРОРА

АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО

Власть гражданина и власть

Вообще-то в каждом из нас живут террористы. Как мы терроризируем наших сослуживцев, наших жен, любовниц, друзей, самих себя… Мы нетолерантны в отношении даже собственных детей, а уж если враг или противник по убеждениям, по мыслям, по нравственному уровню восприятия жизни, то… И что уж говорить, если мы объединяемся ради чего-то. Говорят, что "маф" по-итальянски - это мы. Отсюда мафия. Ради чего мы становимся этим пресловутым мы, "маф"? Ради добра или ради зла? Когда как. Смотря кто. Смотря где.

Первым террористом стал Каин, убив Авеля. Туда же можно отнести и Брута. После убийства им Цезаря все в мире стало брутальным, а не убийственным… Но это были почти безыдейные убийства. Нынешние террористы имеют свою идеологию, свои основания, оправдания. Они имеют даже свою философию. Андре Глюксман, крупнейший современный французский философ, даже определил их происхождение и дал точное определение - суперциники современного мира. Они сказали себе, что они выше Бога, потому что он разрешил им все. Многие из нас родом из страны, где терроризм был почти узаконен при советской власти, потому что улицы наших городов назывались именами кропоткиных и каляевых вместе с желябовыми. А ведь это они первыми сказали, что Бог им разрешил все. Цари, думцы, премьер-министры и конечно же простые уличные прохожие гибли от их чудовищной амбициозности, самоуверенности и безнаказанности. Цель оправдывает средства, как это нам знакомо, особенно после крышевания этой идеи самым ужасным террористом всех времен Сосо Джугашвили… А потом мы удивляемся, откуда это у нас в России, стране народа со всемирно отзывчивой душой. Сколько российских бизнесменов разных уровней за последние времена в новой России стали такими же циниками, уничтожая своих экономических оппонентов при помощи киллеров ради денег, ставших единственной новой целью, затмившей все. И это в стране, где тезис о слезе ребенка долгое время останавливал цинизм, пресловутое "маф". Однако и он рухнул, погребя под собой идеи гражданского общества, которое выстрадали еще древние греки… Поэтому с такой легкостью Россия за последние двадцать лет ставилась трижды на попа, вернувшись почти к однопартийной системе, совпадению законодательной и исполнительной власти, к отсутствию конституционного права на референдум и выборы губернаторов. Слабый федерализм приводит к тому, что все стороны устремлены к центру, а люди во Владивостоке, особенно молодые, в жизни не бывали в Москве, а Корея, Япония, Китай для них понятны, они ближе и зажиточней. А до Москвы билета не купишь. Как говорится, с глаз долой - из сердца вон. Нам плохо потому, что мы слишком большая страна для таких нечеловеческих прожектов: построить отечество только на патриотической идее. Слова не успевают воплотиться в дела из-за огромной разности часовых поясов.

Всегда нужно начинать с самого себя. Понять другого, другое. Отступить, когда понятно, что ты причиняешь боль иным… Нужно искоренить корни терроризма в самом себе, в своем обществе, и тогда не будет терроризма. Уверен, что ирландский терроризм не имеет единых корней с терроризмом баскских сепаратистов, точно как терроризм шахидов в Москве с терроризмом на острове Бали.

Примеров привести можно много. Но объединяет их одно - убрать причины, то есть заглушить корни, из которых происходят взрывы домов, гостиниц, школ, автобусов и поездов. Уверен, и терроризм сойдет на нет. Нужно решать проблемы, породившие третью мировую террористическую войну. Как? Больной и большой вопрос. Прежде всего призвать современных циников прислушаться к богу, к его верованиям, в которых нет и капли конфронтации, а есть только мысли о примирении. Что мы можем, гуманитарии филологи, не имеющие ни денег, ни политического влияния, в то время когда целые государства порой бессильны в этой борьбе. При этом надо всегда помнить, что самым главным террористом в отношении своего населения было и есть Само государство. А мы ищем, с кого спросить.

Семьдесят лет советского насилия над обществом и личностью. Семьдесят лет производства оружия и непримиримых идей. Результат - деформация общества, в котором не могло, как у Чехова, в третьем акте не выстрелить ружье. А мы спрашиваем, откуда. Наше общество должно прежде всего демилитаризировать как идейно, так и духовно. Мы до сих пор еще воюем. Гражданская война продолжается, несмотря на то, что закончилась она в начале двадцатых. Мы - люди крайних убеждений и готовы ради своих убеждений пойти на многое. Но где критерий таких убеждений, если они не трансформируются с мировой культурой, Библией, Кораном. Каждый стал сам себе богом и признал свое верховенство над ним. И судит. И еще - гордится этим.

Я хочу призвать тех, кто имеет влияние на миллионы людей: президенты и премьер-министры, политики и популярные личности - не употребляйте в своих речах агрессивных глаголов, не травите души простых, готовых на все бедных и отчаянных людей. Я понимаю, что ничто не заражает так, как страсть, как чувство. Но если в ваших руках микрофоны - будьте сдержанней, на то вы и лидеры, чтобы дать пример сдержанности и терпимости.

Государство и власть всегда и особенно сейчас под любым предлогом хочет забрать часть гарантированных конституцией прав и свобод гражданина. И как всегда, мы не слышим самого гражданина, а слышим такое знакомое: опираясь на волю и мнение миллионов, согласившихся отдать значительную часть своих прав и свобод, чтобы власти было легче бороться с террористами. Так и узнается в этом до боли надоевшее: я Пастернака не читал, но осуждаю.

Граждане не верят государству, скомпрометировавшему себя, и без этого нельзя надеяться на появление здорового гражданского общества. Ибо власть хочет построить гражданское общество, не в смысле создать, а построить в стройные колонны наших-ваших-идущих вместе, а не на основе суверенной сильной личности, имеющей достойную работу, уверенность в своем бизнесе и имеющей свое право высказать без опасения свои мысли о государстве и власти, поскольку по сути государство - это аппарат, нанятый налогоплательщиками для элементарного управления на коммунальном уровне с полномочиями защищать свой сон и внешнюю политику. Однако государство становится при любой авторитарной власти или даже схожей саморазвивающейся и самоспасающейся структурой, в первую очередь забывающей о том народе, который дал ему эту власть. И более того, ее все больше и больше берут, чем положено по Конституции. Я уверен, что у нас есть свобода слова, а вот свободы прессы нет. Говорите что хотите, а вас никто не слушает. Смена политических элит привела к тому, что мы уже не слышим политиков демократического толка. Идет профанация за счет продолжения дискредитации либеральных ценностей господами жириновскими, митрофановыми, рогозиными и т.п. Бесами, убеждающими нас, что они Россию любят больше всех, больше нас с вами. Этакая профессия: родину любить за чиновничьи посты, за места в думе, а взамен так же открыто насиловать ее - ибо все позволили себе сами. Чем не новые циники, воюющие с террористами, являясь нам самыми отъявленными террористами слов, идей, наконец, моральными террористами. Таким я не хочу отдавать ни капли своих гражданских свобод, ибо употребят они ее во зло или себе лично на пользу. Бин Ладен гуляет на свободе, потому что идет борьба не с ним и его разнузданной свободой делать что хочу и с кем хочу, а идет борьба с нашей свободой, желающей получать правдивую информацию, иметь независимые суды, возможность контролировать спецслужбы и МВД, смотреть не оболваненное телевидение, с которого были уволены в последние годы лучшие телеведущие, исповедующие не государственные, а гражданские идеи…

На мой взгляд, гражданское общество - это противостояние власти. Только отразившись в зеркале общественного независимого мнения, власть может хоть что-то узнать о себе и попытаться исправить положение. Как только власть и гражданское общество войдут в состояние химического равновесия - все, привет. Это и будет новый псевдодемократический тоталитаризм, в котором ради согласия пожертвуют личностью, а может, и частью народа, а может, еще чем… Известно, что большинство всегда берет верх, если дело доходит до каких-то решений. И попробуй попереть против этого. И пусть даже классики считали, что именно гарантии прав и свобод меньшинства - это и есть демократия. Мы не сумели, к несчастью, за последние годы изменить знаки у равенств и неравенств. Мнение меньшинства должно быть приравнено к мнению большинства, чтобы о меньшинстве, хотя бы гипотетически, никогда не забывали. С этой точки зрения, на мой взгляд, совершенно неверно, выбрана формула общественной палаты, согласно которой через назначенных президентом сорок членов этой структуры, с последующим присоединением еще сорока, от мнения каждого назначенного и будет контролироваться вся эта ветвистая гроздь. Нет, только общество может создать независимую общественную палату через общественные организации, культуру, бизнес и т.д. - не сверху вниз, а снизу вверх. Довольно нам демократического централизма, который уже сыграл свою роковую роль в истории нашей родины. И именно по его воле мы были лишены возможности в недавние времена свободно выражать свои мысли, противостоять любому засилью - державному, диктаторскому, религиозному, плутократическому, - права на свободное предпринимательство, на получение достоверной информации… И все то, к потере чего мы снова стоим сейчас так близко.



 

 


Объявления: