Римма Глебова. Василий Розен. Н. Э. П. МОЛОДЫЕ; ДЖЕНТЛЬМЕН; КРИК ДУНГЛАСА; ЗАПИСКИ МАНЬЯКА; ПОЦЕЛУЙ СВОЮ МАМУ В ЗАДНИЦУ; ЗА 100 ШЕКЕЛЕЙ; ДО 12О.
    
     Если на предыдущем нашем заседании мы исследовали сексологические аспекты прочитанного господином Левинзоном рассказа, ну так, там и повод к написанию был заранее объявлен – секс-тур, и некоторые обсуждающие нашли, что тема раскрыта недостаточно, то на сей раз они могут быть удовлетворены, с избытком. Поскольку отношения между мужчиной и женщиной описываются Василием исключительно через постель. Постель здесь краеугольный камень, на котором твердо стоит автор и посвящает читателя в занимательные подробности, и через интимные отношения героев раскрывает нам их человеческое убожество. А иногда и полную психическую несостоятельность.
     Как в рассказе «Дженльмен». Описывается в подробностях (предполагается, что именно они читателю жутко интересны), как парень овладевает девушкой (а она к тому моменту еще девушка) нетрадиционным способом, чтобы она не забеременела. Воистину – дженльмен! Но, извините, это хуже обычного изнасилования! А тут всё так хорошо и почти благостно. Мало того, девушка такая наивная, знает обо всем только понаслышке, (посмотрев преварительно порнофильмы), но она даже не понимает, ЧТО именно с ней проделывают, в таком случае она клиентка дурдома, тяжелый психический случай. А заканчивается всё еще и выражением признательности и благодарности (со стороны девушки, разумеется).
     Раз в неделю мой муж покупает газету «Луч», с приложениями. Я начинаю с кроссворда, потом мода, то сё, муж читает про спорт. Но, в конце концов, я добираюсь до страничек «Спид-Инфо». И вот, читая рассказы Василия Розена, у меня создалась полная параллель с этими газетными страницами: дотошное описание постельных сцен, как, куда, зачем, и сколько раз. Конечно, в газете это чистый, вернее, голый секс, у автора этос секс окружен разными перипетиями и попытками очеловечить некоторых своих героев, но, тем не менее, впечаления очень похожие.
     Вот, например, в рассказе «Крик Дунгласа» несчастная женщина не находит в постели с мужем взаимопонимания, ужасно страдает на этой почве и мастурбирует, сначала в одиночку, а потом на его глазах. И подобные описания я читаю в этой газетке, и точно так же бедные дамы страдают и находят точно такой же выход. О, я не обвиняю автора в плагиате, Боже упаси, но то, что я прочитала у Розена – тот же «Спид-Инфо», ну, разумеется, не в таком убогом варианте. Все-таки автор владеет и словом, и слогом, иначе мы бы здесь не сидели, или разбирали по косточкам кого-нибудь другого. Но то, что он нам преподносит сегодня, это не художественная проза в моем понимании, это модное сейчас чтиво, обращенное к постельным сценам и к не слишком взыскательному читателю. Может быть, автор считает, что только такая литература сейчас читаема и популярна.
     Автор выступает знатоком женской физиологии и психологии. Насчет физиологии я уже высказалась. А вот насчет психологии… Вот, читаю рассказ «Молодые». Кстати, когда начинаешь его читать, думаешь: сколько подобного уже перечитано, еще там, в России, и невольно предполагаешь – свадьба закончится дракой, всеобщим мордобитием и, возможно, трупом жениха, или кого-нибудь из гостей. Драма будет налицо. Но автор не пошел по проторенной дорожке, и драма заключалась совсем в другом. Автор совершает отступления во времени, описывая, как всё происходило у молодой пары ДО свадьбы. Какие усилия приложила будущая невеста! Да-а… Чтобы девушка из глубинки, еще не имея прежде никакого опыта, сама расстегнула парню брюки и уселась на него верхом! Да еще и все сумела! Фантастика! Да она же понятия не имеет, как именно должно все происходить, о чем, кстати, несколько выше автором и написано. Она должна тихо лежать и ждать действий от парня. Но видно такова, по пониманию автора, сила стремления у девушки овладеть объектом, чтобы выйти за него замуж, родить ребенка, чтобы как у всех. Или такова сила искусства. Но я усматриваю здесь не силу искусства, а обыкновенный просчет в области женской психологии. А весь этот натурализм и сексологические подробности – это не литература, а крутая порнография в чистом виде, и к литературе отношения не имеет.
     Исключением, на мой взгляд, в этой серии рассказов про постель, как движущую силу отношений, является рассказ «Записки маньяка». Мне вспомнились «Записки Белкинда, или школа выживания для мальчиков», писателя Гольдина. Но там мальчишка боролся, вытягивал сам себя из ситуации, он не желал сдаваться. А тут мальчишка настолько ничтожен по духу и слаб, что порой кажется просто неадеквантным. Он тоже думает, что он не нормален, раз занимается таким ужасным делом как онанизм, хотя всё, что с ним происходит, вполне нормально, только некому ему об этом сказать, поэтому мальчишка вызывает жалость. Но и тут у автора, на мой взгляд, наблюдаются просчеты. Опять чисто психологические. Мальчишка гуляет с девочкой, которая ему очень нравится, и тут его, как всегда, начинают бить. При ней. Если он прежде совсем не сопротивлялся, то здесь, на глазах у девочки, он ведь должен это сделать! Хоть как-то кулаками помахать, пусть опять изобьют, но он защищался! Такова мальчишеская психология. Но нет, он опять как овца на заклании. А девочка? Девчонки в таких случаях сначала визжат, даже иногда пытаются вмешаться. Девочка молча уходит. Хотя он ей нравился, раз она с ним гуляла. В итоге мальчишка вешается. Оттого, что его бьют, что девочка с ним не будет гулять, и от страха стать маньяком. Хотя к последнему особых посылов в рассказе нет. От занятия онанизмом и воображаемых на этой почве последствий очень многие мальчишки могли бы повеситься, если следовать логике автора. В данном мальчишке вообще налицо слабость мышления и даже просматривается полудебильность. Но этот рассказ может быть глубже и сильнее, если автор захочет над ним поработать.
     Пойдем дальше. Рассказ «Поцелуй свою маму в задницу». Название убивает наповал. Даже мой компьютер его с неудовольствием подчеркнул, ну, может у меня компьютер такой нравственный. Конечно, потом выясняется, что это просто ругательство, перевод с арабского. А сам рассказ написан блестяще, фразы все выверены, отточены, ни одного лишнего слова. Рассказ очень человечный, психологичный, читаешь, и видишь дорогу, и этот мусорный бак – «пах», и героя в синих рукавицах, и все про него понимаешь, и, наконец, видишь женщину на обочине… Дальнейшее, конечно, начинает угадываться, и тут уж у автора появлялся явный и излюбленный в прежних рассказах повод – скатиться в порнуху и разные прелестные подробности, тут и «Спид-Инфо» имело шансы померкнуть, но… Бог миловал Василия и читателя. Вот ведь как, если автор захочет, то он напишет так, что всё понятно и без циничных подробностей. Но… Всё-таки находится «но». При всей человечности рассказа в финале не хватило именно этой самой человечности. Ведь герой, ничего никому не объясняя, даже себе, бросается как бы в защиту этой проститутки, ему неприятно, что и другие ею сейчас попользуются. А почему, собственно? Вот тут-то и не хватило связывающего звена. Всего нескольких фраз, простых и человеческих, которыми могли бы обменяться он и эта женщина, когда они… ну, ясно, когда. Вот тогда раскрылся бы полный психологизм и драматизм концовки. Может быть, автор над этим подумает. Тогда этот хороший рассказ был бы вполне завершен.
     Читая насквозь сексуально озабоченный рассказ «За сто шекелей», я думала, что автор кругом не прав. В жизни всякое бывает, но какой нормальный мужчина, застав свою собственную жену в борделе, не потащит ее тут же оттуда за волосы? Это первая и самая оправданная реакция. Так нет, он раздевается и укладывается, он отдает ей деньги, хотя и думает про себя, что он должен избить и выволочь её отсюда, но, тем не менее, продолжает свое дело, с отвращением, но и с мыслишкой получить побольше за свои деньги. А потом уходит и оставляет ее в борделе. Тут, конечно, думается, что он ее простит и не будет больше возражать. Ситуация чудовищная и не менее чудовищен герой. При том он новый репатриант. Если, по мнению автора, новые репатрианты-мужчины так низко падают в этой стране, может, в другом рассказе он их вернет назад?.. (шутка). Конечно, можно сказать, что в художественном рассказе возможен любой поворот, но все же он должен быть оправдан, а на свой женский взгляд мне трудно принять полнейшее нравственное падение мужчины, видимо, это за гранью моего понимания.
     Ну, а последний прочитанный мною рассказ «До 120» - он как раз в сфере полного моего понимания. И поэтому в нем всё неверно. Одинокая женщина МОЖЕТ преподнести самой себе подарок от несуществующего возлюбленного – например, купить себе роскошный букет цветов. Но устраивать вот такую феерию – ну, разве только, если у нее «не все дома». Все описанное в рассказе весьма искусственно, надумано и нелогично, написано с абсолютным незнанием женской психологии. Женская психология гораздо более тонкая вещь и не поддается столь примитивным литературным «изысканиям».
     Резюме:
     Рассматриваемые нами сегодня рассказы написаны человеком пишущим, который не вчера взял в руки перо, по большому счету в них все присутствует – и слог, и язык, и выстроенный сюжет, но: литература не «Спид-Инфо», не желтые страницы. Рассматривать человеческие отношения через призму постели – не самая удачная находка автора. Вернее, это вовсе не находка, а попытка найти психологизм и драматизм среди белых простынь. Наверное, всё это там присутствует, но человеческие отношения гораздо глубже и многоплановее, чем кувыркание автора вместе с его героями в сексологических джунглях.
    ----------------