Из пятой главы книги «Рейшис хохме», написанной 300 лет назад цфатским каббалистом Элиягу ди Вейдш, из школы Моше Кордоверо
Краткое содержание главы
После смерти душа человека облачается в одеяния, сотканные из поступков. Если одежды благоухают, то ангел приходящий взять душу, имеет вид льва. Под этим обликом скрывается Уриель, который отводит душу к воротам Ган-Эдена. Но если одежды исторгают зловоние - огонь, поглощающий душу, имеет вид пса.
Отсюда и далее авторизованный перевод текста:
И если не удостоился, спускается пес. Как имя этого пса? Имя его - Биладен. Он не подобен человеку (словно ангел Уриель), и вместо лица у него – песья морда. И знай, что « одно против другого создал Всевышний», так же, как Уриель олицетворяет Шхину ( Б-жественное присутствие), пробуждающее добро, так собачья морда Биладена порождает зло. И этот пес отождествляется с Лилит, и поэтому его имя Биладен, то есть отрицающий Шхину.
– Нет надо мной господина! (бли (без) адон (господина)), – говорит этот пес, и весь он - олицетворение собачьего бешенства и злобы.
И нет сомнения, что жертва не была бы отдана псу, если бы не скрывался в ней внутренний изъян.
Злое побуждение в человеке кроется справа, подобно Змею, а слева скрывается пес, посланник Геинома. И его желание – сжечь зловонные одежды запятнавшей себя души огнем Геинома и тем самым очистить ее.