Григорий Марговский

 

 

К ВАМ С ИГРОЙ – ИГРОЙ ИГР

 

 

1982 – 2004

 

 

Правила этой игры игр нельзя выучить иначе, чем обычным, предписанным путем, на который уходят годы, да ведь никто из посвященных и не заинтересован в том, чтобы правила эти можно было выучить с большей легкостью.

Герман Гессе

 

 

I . АНТОЛОГИЯ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

 

 

* * *

 

Как распознать – когда они уж немы

И обернулись перстию земли –

Ту лепту, что в Гомеровы поэмы

Аэды эолийские внесли?

Созвучия в дому странноприимном

Столь жалобно просились на постой,

Что вещий слух к заимствованным гимнам

С беспечною отнесся теплотой.

Покойся, Памф, и не кручинься, Олен, –

Пускай цикады сладостно поют;

Да будет провозвестникам раздолен

Поросший асфоделями приют!

 

* * *

 

С каждым днем длиннее ночи,

С каждой ночью дни короче.

Жизнь моя – как многоточье

После слова «закричать»…

Круг затей моих порочен,

Круг друзей моих непрочен.

Просыпаюсь от пощечин –

Губы склеила печать.

Жить невмолчь . И речь скупая –

Желчной пеною вскипая,

Мерно зыблется, скрывая

Вечность музыки во мне:

Вечность рокота морского

В хрупкой раковине слова

Из груди жемчуголова

И мгновение – вовне.

 

В ДОРОГЕ

 

Как жалобщик в кочующем рыдване,

Ворочаюсь на верхнем боковом,

Калачиком свернувшись и рыданье

Линялым прикрывая рукавом.

Едва улягусь – снова тянет в тамбур:

Выкуривать хандру на пятачке,

Где тамбуринами бряцает табор

И вспыхивают звезды на смычке.

В колесной свистопляске несусветной,

В чудной разноголосице дорог

Мне различим псалом ветхозаветный:

Вот отчего мне дорог каждый слог.

Спит проводница. Нет бумаги писчей,

Одни салфетки… И – не оскудей

Фонарный свет – я вас иной бы пищей

Попотчевал на мягком лоскуте.

Случайные попутчики, не ввергнем

В изгнанничество больше никого!

На боковом, я повторяю, верхнем

Прописан я с печалью вековой.

Визг тормозов. Перрона панцирь клетчат,

Расчерчен чемоданной беготней.

Две станционных яблони лепечут

На языке праматери одной.

Шов занавески на щеке оттисну,

К стеклу прильнув на вечных полчаса,

Разглядывая дальнюю отчизну –

Грустящие по сыну небеса.

 

* * *

Как слову «мать» – родительный падеж,

Глаголу «жить» – несовершенство вида,

Ты мне сродни, сладчайшая обида:

В единственном числе меня утешь!

Я был рожден на русском языке –

На русском и умру. Пенять не стану,

Что формы грамматической по сану

Мне не нашлось на гробовой доске.

 

 

ДАНТЕ

 

О, звездочет, скажи: ужель

За пеленою слезной дыма

Солнцестояния модель

К изгнанникам неприменима?

И разве точность нам дана

Трагическая – не в награду

За отлученье от вина,

Доставшееся вертограду?

Чем отдаленнее приют –

Тем прорицанье сокровенней,

И флорентийцы свято чтут

Запечатленное в Равенне.

Так на лугу друидов знак

Выводится писцом взошедшим

Полуденных июньских саг,

Витающих над Стоунхеджем.

 

 

* * *

 

Ревнив к своим каракулям,

Как подобает отроку,

Я в рот смотрел оракулам

И попадался под руку.

Блестя пером отточенным

Средь местечковых светочей,

Я привыкал к пощечинам

Судьбы, в стихах не сведущей.

Стезей своей утонченной

Я брел и вброд, и посуху,

И порывал с поденщиной,

И доверялся посоху.

Одни честили умником,

Другие – неумехою…

Да я и впрямь не уникум,

Хоть кое в чем кумекаю.

А именно: в молитвенном

Про подлинные светочи

Шептании по рытвинам

Иль в электричке едучи –

Тягучими перронами

По отроческой роздыми,

Когда с неоперенными

Еще я знался звездами…

 

 

ПРИСУТСТВИЕ ЕЕ ЗРАЧКОВ

 

В самом себе – как в планетарии.

Ладонью стылых звезд коснусь –

И вмиг зрачки всплывают карие,

Которым сам, быть может, снюсь.

И сквозь кулисное навершие –

Сквозь мглистый купольный покров –

Я чую сумерки умершие

Черемуховых вечеров.

Мне чудится под аркой стрельчатой

Дроздовых рощ осенний звук,

Что утонул тогда, при встрече той,

В речной излучине разлук.

И говорю себе я: сколько мы

Ни жили врозь – а ведь никак

Немолчный взор ее осколками

Не гаснет в темных цветниках!

Она – как вечная паломница

В моем космическом углу –

От света не дает опомниться

И не дает рассеять мглу.

Прозренье иль затменье карее?

Но стоит лишь забыться мне –

И два янтарных полушария

Колеблются на звездном дне.

 

 

МАРГАРИТА, МУЗЫКА ПОДМОСТКОВ

 

Маргарите Новиковой

 

Да приидет царствие твое,
Маргарита, музыка подмостков! –
Вниз по лестнице: балкон, партер, фойе –
Путаница мокрых перекрестков... Есть у музыки твоей закон:
Путь ее в спектакле не закончен.
Вверх по лестнице: фойе, партер, балкон –
К звуковым вершинам беззаконщин! И уже премьеры глубина
Различима в омуте аншлага,
И шампанское зачем-то пьют до дна,
Словно там, на дне – Париж и Прага... Полночь – маска на лице небес,
Город – маска на лице пустыни,
Под бессонницу рядится бес,
И без грима лишь театру быть отныне. А провинции цветы, цветы
Так нужны: их вечно не хватает...
О, во имя всех святых, святых! –
Маргарита!.. Музыка. Светает.

 

* * *

С полстакана жажды нацедив,

Приючусь – как пращур Псалмопевец –

В зацветающей тени деревьиц,

Ливневый накликав рецидив

И глотая душное предгрозье

Исподволь, под вретищем листвы,

Изумляясь: до чего черствы

Дни, погрязшие в презренной прозе…

Вылиняли небеса; перо

В них обмакиваю, как в чернила.

Маковые всхолмья притемнило

Тучи животворное тавро.

Немота проникла вглубь скворешен,

Засуха легла на дно лагун…

Мчит Перунов племенной табун –

На густых слезах моих замешен.

Застревает первородный страх

Комом в горле, – только пересилив

Бремя плача, горлицыных крыльев

За плечами обретешь размах.

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

Он поземкой конверт подписал

С сургучовой печатью проталин –

Но по-прежнему неофициален

Нецелованный инициал.

Если вы семи пядей во лбу,

Уголок этот не надрезайте:

О почтовом смолчать адресате –

Означает провидеть судьбу!

Пусть инкогнито дышит земля,

Кое-где становясь ноздреватей.

Есть прочтенья пора – назревать ей

Помогают зимы вензеля.

 

 

 

ПОВТОРИТСЯ

 

Вновь прикинуться, что ли, тихоней –

И растратить годины вечерние

На сверчковой пластинки верчение

Под усталой иглой патефонной?

Там, в окне – точно в зеркальце крохотном –

Облаков завиваются букли.

А внизу уже почки набухли

И трамваи проносятся с грохотом.

У того старика киоскера

Ты пивал газировку с сиропчиком.

Этой кошке ты был дрессировщиком.

Что прошло – повторится не скоро.

Но отрадно одно: обязательно

Все, что было хоть раз, повторится,

Возвратится, вернется сторицей,

Постучится в сознание затемно:

И тогда я молчанье нарушу,

Все мечты твои заново выгрущу –

И к иному, недетскому игрищу

Приобщу твою зоркую душу!

 

* * *

 

Деревянной цифирью на нитях стальных

Шашлыки на шампурах напомнили счеты.

Их трещотка ласкала твой слух, а еще ты

Обожал в малолетстве кататься на них.

Инвалидной тележкой кряхтели они.

Обдиралась коричневая половица.

Подмывало с разгону в дверях появиться –

Вызывая внезапный восторг у родни.

Арифметику ты переделал в игру,

От уроков шарахался, точно от пугал…

Головою качали и ставили в угол,

Чтоб не скучно, на пару – тебя и сестру.

Громоздились какие заботы у тех

Позвонков желто-черных, драконьих костяшек:

То ли был им кредит холодильника тяжек,

То ли дорого стоил искусственный мех?..

В перестуке бухгалтерских тех кастаньет

Нам уже не послышатся ритмы считалок.

Даже грубый подсчет предстоящего жалок,

А расходам числа подходящего нет.

 

 

 

 

* * *

 

Избранничество, как записку, скомкав,

Где почерк анонимный неразборчив,

Или, напротив, нарочито скорчив

Посмертную гримасу для потомков, –

Каким бы твой герой ни получался, –

Едины место действия и время:

На полустанке, наравне со всеми,

Он счастья ждал в теченье получаса.

 

 

* * *

Угреватое небо коричнево,

И зачерчен прожилками месяц:

Будто кисть живописца вторичного

Архаичный отвергла мимезис;

Будто начал мерцанье пейзаж его

Из дрожащей светильником лужи –

Погребенный зарницами заживо,

Воскрешенный гнилушками вчуже.

Не из вязкой ли глины он вымесил

Кучевые свои эмпиреи?

Пусть плачевен болезненный вымысел

И случаен – как ландыш в пырее;

Пусть природа темна сверху донизу,

Но, в холсте его правду зачуяв,

И ему – как Венера Адонису –

Принесет она горсть поцелуев.

 

* * *

Аркадию Эберу

 

Я Рембрандта по косточкам собрал,

По ребрышкам, и света не прибавил:

Довольно и того, что он оставил –

Осколочья серебряных зеркал.

Сын лейденского мельника, он знал,

Как жернов перемалывает зерна:

И эта россыпь грез не иллюзорна –

Оправленная рамником в овал.

Портретных бликов зыблется хорал

На паперти бесчувственного мира:

Донесся с Валтасарова он пира –

Театр анатомический объял.

МЕТАМОРФОЗЫ

 

Перепутав кентавра с ликорном,

Мифологии все переврав,

Я люблю над лиманом ликерным

Дожидаться ночных переправ.

«Старым Таллином» или «Шартрезом»

Затуманив свои берега,

Постигаю я в друге нетрезвом

Превращенье его во врага.

Я вопросом готов огорошить

Шантрапу заводных дискотек:

Где получеловек-полулошадь –

Полулошадь-получеловек?..

А в каком-нибудь затхлом шантане

Незнакомая музыка вдруг

Мне напомнит родное шатанье

По асфальту пустынных излук.

И, причалив к замшелым ступеням

В притомленном ковчеге тоски,

Та обида, что стала прощеньем,

Приоткроет мне дверцу такси.

 

 

МИФЫ ГОРОДА НИМФСКА

 

«Геннадий Федорович?» – «Вы ко мне? Прошу!

Одну минуточку, я чуть задерну шторку…

Итак, пожалуйста». – «Я вкратце изложу

Души бессмертие, противящейся торгу

С лотков безвкусицы на ярмарке словес,

Где, выдав гусенницам за азы огрызки,

Барышник хмыкает и, славя недовес,

Из-под ножа пускает приторные брызги

Подобострастья обожравшимся властям

И метит коркой в голоштанного воришку

С губою заячьей, что слюнки тут и там

Глотает, вылупясь на сытую отрыжку –

В лице блюстителя порядочности той,

Которой шкурничество имя, а призванье –

Сопя разделаться с пугливой красотой,

Врасплох застигнутой на вяленом майдане,

Кулак сивушный над беглянкой занести,

Похабным брюхом оттеснить ее к забору…

Но у Вс-вышнего расправа не в чести!» –

«Прошу прощения, но мне б заметить впору…» –

«Ах, нет, дослушайте! На выдохе одном

Смешная исповедь духовного калеки,

В ком красоты уже не сыщешь днем с огнем,

Лишь изувеченность – отныне и вовеки!..

Душа растоптана – повержена во прах;

Ее чистилище – редакторские нети,

А кущи райские – в посмертных номерах

Журнала модного спустя десятилетья…

Геннадий Федорович, в этот кабинет

Не я, но тень моя…» – «Простите, не расслышал.

Геннадий Федорыч? – Его покамест нет.

Он скоро будет. По делам куда-то вышел.

Я глуховат и перепутал: ибо звать

Игнатий Сидорыч меня… И впрямь досада!

Куда же вы? Не откажитесь подождать!

Что передать-то хоть?..» – «Да ничего не надо».

 

ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

 

…А внешне попугай напоминал щелчок

Кому-то по носу: и хохолок в три пальца –

Над указательным с прицелом… «Цыц, молчок!» –

Я говорил ему. Но ветреник трепался.

В дверной глазок любил подглядывать, когда

На кухне стряпали по-праздничному шустро.

Рельеф стола разнообразила еда,

И пела под воздухоплавателем люстра.

Перемывая всем нам косточки, он знал,

Чем голова, а чем «шарлоттка» начинялась.

Когда ж соседи приводили под финал

Мурлыку цапкую – такое начиналось!

Он сверху кумушку подзуживал: «Кис-кис!» –

Он кочевряжился, набрасывая сходу

Своей пернатой эволюции эскиз,

Преодолевшей трусоватую природу.

Еще был с мочками ушными не в ладах,

Тянулся к Полному собранью сочинений

Луки Сивушникова: словом, не из птах –

Из птеродактилей. А, может быть, и гений!..

 

Про все упомнишь ли?.. Но вот, придвинув стул,

Племянник форточку открыл прохлады ради, –

И чтоб вы думали? Представьте – упорхнул:

Презрев качалки и мучнистые оладьи!

Как видно, мало начитался он статей

По экологии, – решил семейный форум, –

Он подсознательно тянулся к простоте

Того, что Дарвин звал естественным отбором.

По Юнгу, он впитал наш коллективный бред;

По Фрейду, он любил хозяйку больше киски.

Ну, что ж, давайте спать, – постановил совет, –

Да будет он воспет в фамильной переписке!

Давайте спать, от недосыпа – только вред.

А все же треп его мерещится, нет мочи…

Пусть утро выправит – искусный логапед –

Картавость вечера и шепелявость ночи!..

 

 

ПЕРЕРОСТКИ

 

На мартовском приволье широченном

Еще морозцем хватким распушен

Запахнутый с особенным раченьем

Застуженного сада капюшон.

Но чудится, как солнце, отутюжив

Снегов апокрифический покров,

Расправится с узорчатостью кружев

И рукодельной толщею ковров.

Скворечника младенческое соло

Колышут ветви, по ветру треплясь.

И, певчего предвидя новосела,

Вороны совещаются вприпляс.

Скачите в развеселом променаде,

Прикаркивая что-то на ходу,

Пуховые сугробы проминайте –

Дошкольную затеяв чехарду!..

 

* * *

 

Прыг да скок – воробьиная прихоть:

Как затейнику не надоест

По карнизам нахохлившись прыгать,

Лапкой шаркая в каждый присест!

Что за штуку опять отчебучив –

Поперхнулся и ввысь упорхнул:

Может быть, ему вспомнился Тютчев,

Да не вовремя кто-то спугнул?..

А быть может, чужой вечеринкой

Исподлобья любуясь, он так

Помышлял: с кем ты, брат, ни чирикай,

Все одно наше дело табак!..

* * *

 

В ночного ливня мятном снадобье

Проулок надолбов захлюпал…

Хмельного сна добыть нам надо бы

Из талой звонницы – хоть скрупул.

К нам ластится весна-завистница,

Что в гущу наших спальных будней

Всегда без приглашенья втиснется –

И делает их беспробудней.

«А ну, и я удостоверюсь-ка, –

Мечтает сплетница украдкой, –

Что в их постелях запах вереска,

Предвестье оттепели краткой!»

Но что ей в том дремотном зрелище,

В подсматриванье сновидений,

Когда приход ее незрел еще

В забвенья ледяные сени!..

 

 

* * *

 

Звезда обозначает стигму

На теле Девы иль Стрельца, –

Сдается мне, что не постигну

Я казни этой до конца.

Безмолвного молю витию:

Хворобы духа обреки

На точечную терапию,

Целительную для строки.

Словами однокоренными

«Палач» и «плаха» свет пролей

На то единственное имя

Для жизни и любви моей!

 

 

ПУТНИК

 

Граница мира теневая

Стезю прочертит поперек –

И никнет, окостеневая,

Кто юных сил не поберег.

Ту незапамятную росстань,

Проталин мятную траву,

Как незапятнанную простынь,

Не перестелишь наяву.

Пласталась меловая пустошь,

Гадало воронье вразлад.

Но только голову опустишь –

Над пеплом ангелы кружат…

И кто до темного предела

Беспечен был и незлобив –

Уперся в посох помертвело,

Все звезды разом невзлюбив.

И, поиграв его вихрами,

Притихнет ветер, уловив

Гул сердца в узкоплечем храме –

Глухой ко всенощной призыв.

 

ВЗАИМОПОДОБЬЕ

Как бражники, переплетясь ветвями,

Деревья пьют лазурь на брудершафт:

И множество уединенных правд

Рождает истину в чащобном храме.

«In vino veritas!» – поют стволы ,

И вы доверитесь легко их кругу,

Когда протянете к бокалу руку

С набухшей веной – ручейком смолы.

 

НЕВЫНОСИМОСТЬ ПАУЗ

 

Дивлюсь я вкрадчивости большеротых пауз:

Как страус, голову я прячу и таюсь,

От их натянутых улыбок просыпаюсь, –

И кратче сны мои, и призрачней на вкус.

Так переливчаты безмолвия дифтонги:

Во тьме аукаясь и заглянуть в глаза

Стремясь назойливо, они, как бисер тонкий,

В ушко игольное продели голоса.

Шуршать ли письмами шельмовок принимаюсь,

Иль фотохронику безумья ворошу:

Заминка чья-то уж витает – Микки-Маус

Над целым полчищем мышиного «шу-шу»…

Букварь всамделишный ли мною перелистнут

С лиловой кляксою давнишней на боку –

Все те же звуки созерцания повиснут,

Подобно свившему колечки табаку.

В мозгу накурено. И небо крупной вязки

Меня измучило: я вырос из него!

Я земно кланяюсь молчальниковой ласке,

Моля тягучее ослабить колдовство.

Чьему сочувствию я обречен? Чьей метой

Зазор залатан в перебранке двух натур,

Меня кромсающих? – Мне чудится, что это

Дымится памяти моей бекфордов шнур.

 

* * *

На нёбе тают всплески тишины,

И поступь разверзается под нами.

Смычковое взметнется кверху пламя –

И льдом безлюдья мы обожжены.

Ужели нам из оркестровой пади

Залетной искрой души просквозит?

Безмолвен театральный реквизит –

И в ножнах меч, и Библия в окладе.

Как зябко в зале зрительном пустом!

Созвездье наше снова на гастролях.

Нам годы жизни предсказал астролог –

Мы годы смерти вызнаем потом.

* * *

 

Алгебраический сюжет

Расчислен мытарями слова:

Со смертью сходится ответ

В конце задачника земного.

 

Неуспевающий школяр

И тот успению подвержен –

Расходуя душевный жар,

Как синий шариковый стержень.

 

Назначен цифровой предел

Долготерпенью, и при этом

Руины человечьих тел

Подобны каменным скелетам.

 

Мы помним, сколько было лет

Творенью Ромула и Рема.

Но от подсказок проку нет

Пока учительствует время.

 

 

* * *

 

Запечатлевший в певческой истоме

Само стремленье все запечатлеть,

Я становлюсь на четверть невесомей

И независимей почти на треть.

Граненое перо с отливом ртути

Затачиваю, по сердцу скребя.

Третируйте меня иль четвертуйте –

Я верен избавленью от себя!..

Даль окоема – черточка от дроби:

Наш общий знаменатель так убог…

Зато числитель – славное надгробье

Не знавшим раздвоения дорог.

 

 

* * *

 

И яблоком хрустит саней морозный звук.

О. Мандельштам.

 

Кузнечик нам сыграет на расческе –

Со стрекотом зубцы пересчитав.

Ему дано пространство в отголоске,

Как раковине – гул морских октав.

Коленчатые стебли травостоя,

Свирели тоньше, ветер теребит.

Кто знал повиновенье звуковое,

Тот выкликал былое, как спирит.

Нашептана прибоем прибаутка

О плодоносном ските Гесперид:

И коркою сугробной первопутка

Надкушенное яблоко хрустит.

 

 

ДИОГЕН ЛАЭРЦИЙ

 

О чем печется Диоген Лаэрций?

В ларце его – сокровища имен,

Эпох и школ… А знать бы, что на сердце –

Своей ли ношей он обременен?

Он летаргией схож с Эпименидом,

Иль сна поглубже чает, как Спевсипп?

А что как в Эпикуром именитым

Он заодно прожорлив и спесив?..

Так неохотно восстают провидцы –

Зиждители непримиримых вер –

Из перечня медлительных провинций,

Гонителей, любовников, гетер…

От каждого учения – с наперсток

Деяний, афоризмов и чудес:

Но гордостью за цену этих горсток

Переполнялся весь Пелопоннес!

По чем теперь фракийская цевница,

Парфянский шелк, дельфийская пыльца?

Не время ли оболу прицениться

К дырявому подолу мудреца? –

В ларце его, в полуотверстом сердце,

Утяжелялся весом золотым

И римского историка сестерций,

И галльского философа сантим.

 

 

ТАВРИДА

…и в черной чаше небосвода,

как золотая капля меда…

В. Набоков

 

Повествовательное море

Созвучьями не соблазнить.

Суровая сучится нить

При свете эпоса в каморе.

Хоть к этой пристани пристань,

А хоть причаль к тому причалу –

Морщинится спервоначалу

Неотутюженная ткань.

Но бьется, бьется от напева

Волнисто вытянутых строк

Таврида – небный язычок

Понтийского густого зева.

 

 

ГАМЛЕТ

 

Сосудистая Дания поверит –

И сердцем опрокинутым простит.

Как жалки мы – поставленные перед

Слепой необходимостью обид!

Обит порог ходатаями: дескать,

О милосердье молим палачей…

Я жизнь отдам за искренность и детскость,

За родинку у нимфы на плече!..

О, родина! Погосты усевая

Своими сыновьями, дочерьми,

Ты тех, в ком боль земная, осевая, –

Отверженных детей не очерни!

О том, что ты тюрьма, давно изустно

Известно всем, скорбящим взаперти.

Не выдавай безумье за безумство

И ближнего любить не запрети!

 

 

ОФЕЛИЯ

 

Офелия! Имя из тонкой фольги…

Попросишь: хоть малость согрей! –

Ладонью затеплит, не видя ни зги,

Загривки ночных фонарей.

Под бременем снега созрев, розмарин

Сорвется в метель, в забытье…

И вот уже августа зной разморил

Остывшее тело твое.

И ты – с головой, под одной простыней,

Цветочной теплицей дремля,

Теперь о прохладе мечтаешь речной,

И плоть обжигает земля…

И, солнце вкушая, как белый налив,

Зовет Эльсинорский пролив –

Чьи чуткие воды легко переплыв,

Касаешься струйчатых ив.

А в небе ни облачка. Лишь голубок

С последнего – как с облучка –

Воркуя соскочит. И ты, полубог,

Почуешь ли хруст каблучка?..

И, вновь погружаясь в метель, в забытье,

Ты вдруг понимаешь: дано

Тебе безымянное тело твое,

Офелии – имя одно.

 

 

ЗАВЬЮЖЬЕ

 

Завьюжье – как зеркала тыльная суть

С царапиной на амальгаме.

Торопятся в темную прорубь нырнуть

Озябшие звезды мальками.

Но чье там сердчишко, светясь глубиной,

Скользит плавниками по льдистым

Бревенчатым срубам избы лубяной,

Где месяц – залетным альтистом?

И кто там – с певучим застольем снегов

Печалясь о жизни истекшей,

В толпе подмигнет: я, мол, тоже таков, –

Мол, Брамс, мол, скрипач, мол, из тех же?..

Быть может, и нам полегчает на дне

Ночной близорукой метели:

Суметь бы в гостях задержаться на две,

А то и четыре недели!

Сумерничать – плакать, сумерничать – петь

С виоловой той круговертью

И в нетях завьюжья хотя бы на треть

Сродниться с предвечною твердью!

А после очнешься в такой синеве –

Себя не узнаешь спросонья,

И – точно кузнечика в летней траве –

Накроешь будильник ладонью…

 

 

КИЕВ

 

Запрись на засовы – и мчись так,

Вращая весь мир на оси,

Проулками мимо химчисток

И бранных стоянок такси.

Так вот он какой, город Киев –

Тот самый, где, зарясь на храм,

Языческий ратник Батыев

Печерским грозил чернецам!..

Ты прожил здесь целое детство,

И здесь – его можно понять –

Летехой влюбился отец твой

В твою раскрасавицу мать.

По этим картавым кварталам

Сновал ты и прежде: во снах…

А ныне – туристом усталым

Кемарь на ходу, вертопрах.

Холмов карусель на трезубце

Днепровских широт Нептуна…

И так, безо всяких презумпций,

Твоя невиновность ясна.

Кто умер, кто просто уехал…

Куранты с Крещатика бьют:

Шелковиц русановских эхо

Коснется – и ухнется в пруд.

Пионов и дынь в изобилье.

Черникой торгуют с лотка…

Тебя эти люди забыли.

Тебе эта мука сладка.

 

 

* * *

 

По привычке, короткий задрав подбородок,

Я поправить хотел островков перекос.

Но на лодочной станции не было лодок,

И тогда я прочел расписанье стрекоз.

Камыши прошуршали немедленный вылет,

Стручковатые крылья издали щелчок…

Но привиделось мне, что они не осилят

Переноса души через тридевять строк.

И открылось чутью, как, детей своих прокляв,

Расплеснется лагуна, праматерь письмен:

Чтобы каждый ее водяной иероглиф

Был заоблачной просеребью прояснен.

И побрел я пристыженно, Б-жьих отметин

Не расчерчивать заново давши зарок:

Ибо гений природы не столь безответен,

А его прорицатель не столь одинок.

И стрекозы враздробь – как велит им обычай –

Пучеглазо мелькали над рябью строки.

И за тайну возвышенных косноязычий

Отвечали взлохмаченные островки.

 

* * *

 

Газировки глотну с папиросным сиропом

И в спеленутой плотным сияньем ночи

Подпалю, удрученный приятельским трепом,

Черенковый фитиль грушевидной свечи.

Небылица с одышкой, нелепица с кашлем:

Так от жужелиц-слов раззудится в башке –

Что ни счет им вести, как шабашники башлям,

Ни отхватывать куш, как торгаш на торжке.

Губошлепу знакомцу кивками, кивками –

Не трясучка ль напала? – поддакивать вслед:

Видно, мало ему, что язык мой как камень, –

Так еще и оконный застрял шпингалет!..

А совсем ведь недавно горело все нёбо

От виол альвеольных, челест челюстных:

Оркестровым ораторством жаждал до гроба

Купола сотрясать, зарабатывать жмых…

Да, видать, не судьба, укротился мой норов,

Что-то стал уставать от хапуг, простофиль,

От ночных посиделок, мужских разговоров…

Помолчать бы – послушать, как пышет фитиль.

Наблюдать бы, как этот шептальщик все прытче

Изгаляется перед окном нараспах…

Да сгорит ведь, иссякнет – и давешней притчи

Ни один светлячок не припомнит впотьмах!

 

 

* * *

 

Гаммой чугунных оград

Чиж зазевавшийся спугнут.

Детские пальцы распухнут,

Мерно луща звукоряд.

Битый будильник пузат,

Галстук мальца звеньевого –

Стрелки висят: полседьмого…

Снова за стенкой бузят.

Сны мое сердце взрослят,

Ритмы его размагнитит

Первый случайный эпитет

К страшному слову «разлад»…

Длится житье невпопад.

Это сольфеджио – время –

Не затвердить мне со всеми

И в одиночку навряд.

 

* * *

 

Не тот счастливец, кто среди невзгод

С теодицеей Лейбницевой свыкся:

«Все благо» – для кого и плески Стикса

Живительны, и милостив вестгот;

Кто в потаскухе пьяной признает

Сикстинскую мадонну – материнских

Лишенную, однако ж, прав – и с финских

Толчков любвеобильно привстает…

 

Но счастлив тот, кто с фресками треченто

До самоотречения альбом

Листает, и на лоне голубом

Трехнефный храм ему напомнит чем-то

Кладбищенской каплицы средокрестье

На Сретенье: потрескивал фитиль,

Кокошник нимба косу осветил

Ей, поселковой плотницкой невесте.

 

 

* * *

 

Две пары фар на перекрестке

Срезают ножницами мрак –

И выхолащивают блесткий

Сон разума под хрип собак.

Но сколь в окно глаза ни пяльте –

Не видно шелудивых злюк,

Лишь круглым штампом на асфальте –

Канализационный люк…

И сей повестки предъявитель

Привнес казенщины в пейзаж:

Застегнутый на звезды китель –

Законченный порядка страж.

 

* * *

 

Не грех ли так печалиться о плебсе –

Историю творя или роман, –

Чтоб трепетал потомок, обуян

Припадками великих эпиллепсий? –

Конечно, грех! И хрипло ропщет стая,

Как будто в глотках галочьих першит, –

И к Федору Михалычу спешит,

Со Всадника надменного слетая…

 

 

* * *

Здесь создает и разрушает

Он сладострастные миры…

В. Ходасевич

 

В земного шара батискаф

Заточены тела людские –

И нежатся, ключи стихии

На дне вселенском отыскав.

Материковый звездопад

И перистость огнистых зыбей

Воспламенивший плеск амфибий

На искры пращуром разъят.

С прищуром тайным изнутри

На блесткий мир взирают мощи:

Оттуда различать им проще

И лунный диск, и луч зари.

Одни живые этот прах

Порою попирают, застя

Ему то вёдро, то ненастье, –

Фосфоресцируя впотьмах .

 

 

 

* * *

 

Как западают клавиши на старом

Фортепиано – честь моя, запав

Под шалым, неразборчивым ударом,

Предназначалась, верно, для забав.

И злость моя, и нежность, и отвага –

Все выщерблено фальшью озорной.

Высокий лоб, как нотная бумага,

Корявой разлинован пятерней.

Я посрамлен ребячливостью строчек,

Но косточкой меж ребер или струн

Застрявший попрыгунчик, молоточек –

Он сам себе настройщик и колдун.

Да и неужто от иных настроек

Мученья меньше, чем от тишины?..

А диссонанс невырыданный стоек –

Лишь отзвуки его приглушены.

Истома, разорительница клавиш,

Ты уповала на глухих тетерь,

И как свою сиюту озаглавишь –

Не так уж это важно мне теперь!

* * *

 

Сумрак лиственный, оставь нам

Вензель зелени ленивой

На окне, что голой ивой

Прикрывается, как ставнем!

Пенье иволог и груду

Оперного оперенья

Ветер выволок для пренья

На аллею отовсюду.

Сжалься – на стеклянной створке

Выведи автограф охрой,

Не гневясь на ветер мокрый,

Освиставший сад с галерки!

Сумрак лиственный, отчайся

На гастрольный круг повторный,

Вскинь смычки, нацель валторны

В синь полуденного часа,

В тишь продленных шелестений,

Не разметанных дыханьем

Непогоди – по лоханям

Мертвенной осенней тени!

 

* * *

 

На подоконнике сиял

Графин с речной водой,

И был он – как простой фиал

С простой водой святой.

Там цвел тростник береговой,

Шуршавший наравне

С обыкновенной сон-травой

В обыкновенном сне.

И Б-жий купол так же прост

И неразгадан был,

Как алфавит начальных звезд

В учебнике светил.

 

 

ОСЕНЬ

 

В самоубийстве долгожданном

Осенний лес благословен:

Застыла кровяным фонтаном

Листва на взрезе ствольных вен.

Зрачком набатно приударив

В колокола усталых век –

Я вижу, что багровых зарев

Последний стебель не избег.

Простите мне глаза, и губы,

И призвук сердца неживой,

Рубец мучительный и грубый

От каждой раны ножевой.

За то, что так преступно смею

Превозмогать чужую боль, –

Природа, с гибелью твоею

Мне слиться заживо позволь!

"ЖИТИЕ"

 

Невемо кем беда накликана,

Но хоры ангельские смолкли:

Под клобуком – с бровями Никона –

Бледнеет патриарх ли, волк ли?

Покуда мерку снять торопятся

Аршином с Иерусалима –

За протопопом протопопица

Хромает средь огня и дыма.

Угрюм невытравленный мученик,

Он хвор, и голоден, и грязен, –

А сколько с неба рук и рученек

Протянуто к измятой рясе!..

 

Не так ли пепелищем Сталина

Россия стала на полвека, –

И, судной думой опечалена,

Брела согбенная калека;

И шепот был: «Святая Троица,

Спаси нагие эти нивы!

Земному раю не построиться –

Так хоть миряне были б живы!..»

Но вновь начетчик в книгу тычется,

Мороча зрение холопье:

Мол, то не по Руси владычица –

То призрак бродит по Европе.

 

 

РЕМБО

 

О, как томительно сверленье

Зрачков у полога! Артюр,

Всплакни о призраке-Верлене

Смычком посмертных увертюр!

Давно ль туманнее, чем Лондон,

Ты изъяснялся с ним живым?

Блохастой пошлостью обглодан,

Теперь он еле уловим.

На присных струнах запиликав –

Он знал, что тайны не сгорят

Капризных призвуков и ликов,

Заполонивших маскарад.

В клубок свиваются потемки.

Зарницы носятся, дробясь.

Но альтов слезные потеки

Лишь оттеняют контрабас.

На оркестровые остроги

Виол немало обреклось,

Но восходящий на отроги –

Срывает солнца абрикос!

Уже похищена Европа,

Разрушен Рим и взят Версаль.

А ты – с оскалом эфиопа –

Ласкаешь пальмовую даль.

Сияя сорванцом задорным,

Надкусываешь терпкий плод…

И здесь мы занавес задернем,

Захлопнем ветхий переплет.

 

* * *

 

Я всю ночь прожду на морозе трескучем.

Но терпимость ко лжи – всего бесчестней.

Если мы однажды друг другу прискучим –

Я исчезну, и ты исчезни!

Не хочу позевывать на диване,

Запивая вермутом сулугуни,

Наблюдать с бесстрастием раздеванье

Говорливой крашеной лгуньи.

Разве травы выросли для аптечек,

С неба луч сучится для грубых рубищ?

Разве вправе сюсюкнуть: «До завтра, птенчик!» –

Кто по чести любим и любящ?!

Я мещанской мглой природы спеленут.

Небосвод на манер обоев клеенчат.

Если эти слова никого не тронут –

Самых чутких они прикончат.

 

 

ГРОЗА

 

Уже поставлен ливень на колени.

Замах сплеча – и ухает палач.

А ведь недавно полдень был палящ

И о небесном волеизъявленье

Не помышлял природный самосуд.

Но что там листья шепчут о казненном –

И дышат искупительным озоном

Со слов того, чей шепот не спасут?

 

(дальше)


    
    

 

 


Объявления: