Три лицевых и две
изнаночных или уроки метафизики
( Рене Маори рассказы
"Параллельные", "Голод" )
Кто? Где? Когда ? Именно этот
вопросный триптих возникает у чтеца, когда начинают вырисовываться первые
движения соединений слов в предложения, образы формы и события
И здесь, в первых строчках
ориентирах, уже происходит интригующая на дальнейшее прочтение некоторая
интересность, необычность
Анна-Луиза вернулась домой…
Анна-Луиза … В этом имени
скрыт перелом пространства
Т.е ,привычной ассоциацией
ареал обитания здесь перемещен смещен в иные широты, параллели-меридианы:
Анна-Луиза открывающая холодильник, где-нибудь в знойном Мадриде или аскетичном
Уэльсе . Ан нет, все проще, все гораздо проще.
И нет в этом холодильнике
острых как рога быка или пика матадора кулинарных испанских изысков, или
традиционных овсянок и английских пирогов . Пельмени, пельмени и еще
раз пельмени.
И, опустившись на несколько строчек, мы таки у себя
дома, на своей параллели
и хозяйкой его Нюрка Пупырева,
она же Анна-Луиза, она же Нюрка-Истукан
с о-ва Пасхи, она же
Андромеда, она же….об это далее
Никакая ни испанка, а самая
обыкновенная Нюрка …
Самая обыкновенная, внушает
автор - но нет, на самом деле, в каком- то смысле, очень даже неординарная -
как объект с признаками личностно-именного раздвоения, "
узколобая…
но умеющая красиво высказаться", " истукан но… с нежной душой"
Анна-Луиза как
метаморфоза-параллель удачна ,на мой взгляд, интересна -
можно обозначить белым
камушком
Итак, сказка сказывается, лепится
замысловатая конструкция ,клубочек разматывается раскручивается, интересно
витиевато ползет Ниточка…
Спотыкание 1
Возникает странность
некоторая в поведении умудренных многомерно-параллельным опытом и обладающих
неограниченными уникальными возможностями (единственно финансово ограниченных)
старушек (Дам ) Почему или зачем в подобных животрепещущих обстоятельствах
рискнули рискнуть и поставить на голубой идиосинкразический табурет ни Венеру
острогрудую пышнобедро-похотливую или там миссс-вселенную длинноного-шее-рукую,
а Какую-то стародевую плюшку о прелестях коей автор нам вот так: "
напоминающую
в профиль истукана с о-ва Пасхи", "облик которой навевает
нестерпимую скуку", "узколобое обыкновеннейшее по своей сути
существо", в конце концов, "
дама не первой молодости",
"
престарелая девица… с заурядной физиономией" - сам автор ее
так отпараллелил .
Спотыкание 2
"
Дабы избежать
ненужных лит.ассоциаций " предупредительствует автор… Дабы избежать
ненужных лит. ассоциаций можно их просто избегать или напротив прибегать и
жирно, и со вкусом пользовать создавая параллели и этим насыщая текст, создавая
густоту повествования и некоторую взъерошенность Единственно, и это уже суть
мастерства, не утопить, не придушить свой собственный мотивчик - чтец несется
опережая события вызывая своих сюжетных призраков, иногда просто трудно
выскочить из магии плена
лит. ассоциаций… не путается
ли под ногами, не теряется ли ваш герой при этом.
Спотыкание 3
"
А-Л лишилась на
минуточку дара речи (…)поэтому все трудности описания этого эпизода я возьму на
себя а если вас не устроит такая подмена то обязуюсь написать по данным
отрывком "прим.автора" и здесь тяжеловесно, и не вдруг возникает
вопрос
А кто собственно, до этого
сакраментального момента, брал на себя ? и тогда кто такой Этот на себя, если
не сам автор.
Спотыкание 4
Легкой касательной по образу
"вдруг из-за угла" романтика драгоценного старичка Дракона.
Здесь, вероятно, открывается
возможность или допускается полная самостоятельность фантазийных проекций
чтеца, т.е. сам себе режиссер, актер и монтер.
В мире, где пельмени
превращаются в летающие тарелки, т.е. в параллельном, где и происходит
заключительное действо, появление Его - старенького драгоценного сундука вполне
естественно. Но просто не любопытства ради, а волею фабулы, возникает железный
вопрос А чаво энто он тут делает сердешный ?
Как он докатился до жизни
такой и что или кем-чем его занесло, какой непогодой, каким собственно,
ветром в этот дамовский пансионат, в эту разлюли малину, в этот дурдом
ужасов с голубым табуретом.
Имеется, т.е. некоторый
интерес к его судьбинной нити. Можно, конечно, пользуясь полной свободой от
автора, предположить: либо такой же интерес - обычнейшее любопытство как у
девы Нюрки, либо извращенец за что, вероятно, и дух его вон….
Итак, дух его вон и далее
события как бы должны круто и пышно развернуться веером …
Но нет
Этим "вдруг из-за
угла" клубочек икнул и отдал концы. Еще недавно звенящая нить-струна
рвется . Все. Точка. Занавес. Finita la comedia.
И в этом пробеле реверансом торчит вопрос А ради чего собственно этот
"концерт для монтировки с барабаном ". Как-то все
преувеличенно-пельменно-меркантильно, а чтец уже настроился на нечто такое, то
самое, которое должно вот-вот потрясти мир или хотя бы частично ему поддать.
И здесь выползает ощущение,
что автор вдруг отинтересовался , устал, все свернул и завернув за угол
выпустил галантную рептилию дивной красоты… и иссяк .
Короче, свистнула и улетела
квинтэссенция, а проще загнулась, рассыпалась зеленым горошком и остался я на
кухне, среди старых кастрюль и обугленных сковородок, слушать жидкое писклявое
мерканто торжествующего бухучета.
Нить Ариадны ускользнула в
туманность Андромеды
Полный Занавес.
О" Голоде"как сытый, едавший виды подобных территориалов
многообразно, могу сказать
Да, интересно… как состояние
Реально и пульсирующе-живо
выстроено, вылеплено жесткое перемалывающее ощущение многосложной печали, пропущенной
через кофемолку, круто сваренное и испитое в белом гладком фарфоре измученного
мозга, сдвинутого на край стола объективной реальности. Тело текста держит не
отпуская, втягивает, вшивает в себя, наполняет собой параллельно дробя и
прибивая живым гвоздем.
Будучи пленником литературной
ассоциации можно раздраженно возразить зачем это близнецовство -
одноименность
Но можно и учесть легко и
непринужденно психологию момента, в коем можно узреть простой рекламный трюк,
что совсем и неплохо и не лишено некоторой, правда подслеповатой, но
оригинальности.
Фаццолетто от Анны Файн
(Анна Файн "Слушай песню
неба")
того, как в салоне самолета
возникает сладкоприталенная, вкусносшитая и шовноизысканная стюардесса, сюжет,
за которым я следуя наблюдаю, проявляется мне в образе манекена. Манекена,
который в своей обычности нам или не улыбается или просто никак на нас с
витрин. Что касается последнего Он отвечает всем standArtam
красоты, высоты, широты, долготы, упругости симметрии и стилевых
гравитаций.
Манекен - хороший, добротнотелый,
симпатичный и …обычный.
Но… Но облачение, одеяние, одежды
то во что и то как он одет - покров-покрой, ткань,
аксесуарики и прочие милые безделушки - восхищает.
Кутюрье безспорно Мастер. Он знает
что и кому, как и куда и главное с чем и зачем, и сколько
Где перламутровую пуговицу
пришить, где вставить молнию или китовый ус, а где клепануть, стебануть и
приутюжить строгим кантом.
Строчный магнетизм увлекает, затягивает,
пристегивает
Связь слова с вещью настолько
выразительна и многомерна…
У скучного костюма
повседневности - рукав и хвост фрака , огнедышащая ткань лоснящегося халата
материализуется в розановый куст в окне сложно-осеннего сада
Простая деталь
разворачивается, выпархивает, окрашивается, ораторит -
Карманы. Просто карманы, накладные
и потайные - здесь зависаешь и начинаешь пускать пузыри удовольствия
Там-прибывания, нащюпывания, перебирания знакомых и милых вещичек, штучек из
твоей многосерийнострочной памяти -Памяти твоих карманов, Правого и Левого
Расстегиваешь пуговочку за
пуговкой, страничькуку за страничищей, слово за… обнажая Нечто до самой(го)…
То судорожно-навзрыд вырывая с телом и местом, то
медлительно-тая в, должно быть, предвосхищении…
Смотришь и любуешься, выскальзываешь
из ушка сюжета и замираешь в кружевах флердоранжевых панталончиков втягивая
аромат фаццолетто
И все это можно трогать
руками…
Изобразить выкроить
словострочно - механика колдовства - иголки, булавки, шпильки, рекламного
декора флора …бретелька… выточки,
колечки, нитки… вышит
газетной бязью,то ли крестиком, то ли
гладью…наждачно-драповый - муарово-тюлевый…сорно-туфтовый -
гашишуйно-моралевый…
Все это проходит тангенсом по
бедру и спадает в узористый всевозможно-красивый шлейф в уютное
чувствилище….
И наступает То Вдруг, когда
ощущаешь как теплеет пластик манекеновой кожи под жаром шелка и вуалетки -
Метаморфоза - fabulissima!!!
Еще - нитяное бельканто
белошвейки
Булавочный флирт познанный
пятым чувством - зрения и выкроенный ванильно-виртуозно
Еще - провести ногтем по
фельдеперсу и гофрирнуть сленгуйным матюгарем и атрибут уходит с молотка
Можно уракать! Интересно !
P.S. А может быть, иногда и Главное чтобы костюмчик
сидел….
А костюмчик сидит
отлично.
_________
Фаццолетто - элегантный украшенный
кружевом платочек.
Тангенс - лат. касающийся.
100 г дивертисмента
(Григорий Розенберг рассказ "Куда-куда?")
Часть1.
Так Много пишется всего
Я все читал
И Ничего
Хоккнув
в пространство,
в вибрирующее многосложное писательское
пространство,
Смотрю
на расходящиеся круги впечатлений
И
ловлю себя за мысль,
которая раскручивается задумчивым эпиграфом
Я
здесь был
Был я здесь
И здесь я был
Что? заставляет гнать карандаш
по плоскости листа оставляя глубокий, рваный след или легким касанием, едва
заметным, медленно и степенно отслеживать шаг за шагом…
Что заставляет? - желание
сотворить жажда рассказать или выдать, отдать,самопонять или
проще - войти в состояние катарсиса.
Т.е. можно просто
рассказывать и можно рассказывать, совершая некий исповедальный освобождающий
катарсический обряд.
Что касается антонимов
тяжелый - легкий, гнать - медлить - сие суть писательский темперамент - и
здесь это можно отпустить.
Автор представляет вариант катарсиса, в коем он нам - рассказчиком.
Все, что возникает на
бумажном Теле, имеет в том необходимости разного рода, на самом деле.
Запятая, Точка правильно и
вовремя поставленная над или под, хорошо и выпукло затянутое Многоточие, Слово
выпавшее или пойманное из какого-нибудь бульдозерного романа,
может отслужить образным
толчком рулем, рельсом, педалькой, окошком - открытием для чтеца…
Тамбур с куревом, как
стаканчик абсента, между игрой кратких впечатлений, наполненный желатиновой
меланхолией…
Тамбур с архивным охрипшим
шелестом, шепотом, молью аханного Глагола, который заставляет, но не в силах,
в силу охриплости архивности…
Эхом ему конструистика, описуистика
- гладко выбритая, накрахмаленная, блюдущая традиционные лингвистические
ритуалы, орнаменты и рисунки, застегнутая на все пуговицы плюс слегка
придушенная галстуком…
И, вероятно, опять же, как
дань той же катарсиальной колыбельной физиологии трогательные трели и пассажи в
писуарных аппартаментах - и этот акцент привлекателен, привлекателен как
глубокая ассоциация как сюровый суровый или попартовый рисунок на случайной
стене в неслучайном месте, и еще потому, что Нет
Нет того искривления
пространства, того самого крещендо, "вдруг", "из-за угла",
которое так жаждет нащупать чтец
То …точие за которым
неизвестно или известно что последует, но которое автор уже предусмотрительно
начинил тем самым образным откровением, провидением, приведением ….даже если за
ним ничего и не…
Никаких сложных инструментов
- манометр поезда и песочные часы размышлений.
И Нет никаких задач, плавно
раскачиваясь поезд едет, автор катарсирует, открывая периодически окошко -
нажав на педаль… а дождь смывает все следы.
Иду след в след за автором…
легко и свободно… не отставая, не опережая… и не оглядываясь.
Эпилог
Куда-куда? Вопрошает у Поезда
Автор
Куда? Известное дело, маршрут
древнее ,чем самая древняя - из пункта А в пункт Б.
Зачем-зачем? Загибается
вопросом Автор.
Зачем? Уравновешивать Ваш не
уравновешенный мир, милейший и дражайший. Cтучит колесами
зубов Поезд.
Как-Как? Автор эхом обгоняет
Поезд.
Как? Вжик…каварствует Поезд…
Упс… и Автор изысканным
сюрнатюрмортом останков оседает на невозмутимые, видавшие и ни такие сервировки,
рельсы…
Можно так…
Или вот Так…Швапс… клацнула гигантская
ржавая пасть Левиафана ..и Автор блуждает по утробным лабиринтам в поисках
окошка с педалькой…
Вот так… Икает
колесами Поезд
А можно и … но об этом в
Часть 2.
Куд-куда или Поезд который …Я
Это Я
А это тамбур в котором я с-тою и курю-ю-ю…
А это поезд который шпарит по рельсам
В котором есть тамбур отличный и прочный
В котором стою и курю-ю-ю …и дождик идет
А вот Куд-куда в чем-то синяя птица
Которая тоже в том поезде мчится
В поезде тамбур в котором практичный
Где я и стою и курю-ю-ю …и дождик слепой
Вот груша висит незаметно-боксерская
Которая просто висит в этом поезде а почему б не висеть?
Я ведь стою и курю-ю-ю ….а дождик косой
А это уборная солнцем облитая
Пахнет зубным порошком и….дай на педаль-ка нажму
Чу ! И окном открывает свой анус поезд в котором есть что-то… и
Тамбур с картинкой где груша висит
И я все стою и курю-ю-ю … и дождик все льет
А вот и инакоэтажная Динка
Которая где-то и как-то прозрачной картинкой
Которую я танцевать целовать обнимать
В том самом поезде где куд-кудовая птица по рельсам босая
За поездом мчится в котором есть тамбур удобный этично
Где стоя я просто курю-ю-ю …и дождь холостой
Вот водка и рюмка которую я… и вагон так качнуло боксерскою грушею
Что кккуд-кудкудакнул Лукич пенопластовый
Профилем пьющий коньяк алебастровый
В поезде в тамбуре где как положено
Я все стою и ершу-у-у-у а дождик все ё-ё-ё-ё
А вот и Евгения синечулочная изумительно строгая удивительно прочная Грудь
Та что смолой карамельно-заочною
Перечным пластырем доктором пастырем голою граммами… ту
Если б не мощная гру…сть ее в тамбуре
Поезда где куд-куда я за Динкою
Рюмкоглотатель бежал за картинкою весел легок и смел…не разглядел бы …
Так вот стою и курю-ю-ю…и дождь как пила
А вот и Тамбов под этюдником ширится
Саня с быками в томате все узится
В поезде где абсолютно не русский я
Пью под гремучий заслон
Пью и гусары рихтуют коней своих
И туалет монохромно-попартовый в тамбуре том
Кремово-розовом тамбуре где я стою и блю-ю-ю-ю … и дождь молотком
Вот и спеленан
В руках погремушка
Динка - баласт Женевьева с кукушкой
Лесохалтура и Лета вонючка
И куд-кудахчет фольговая тучная в поезде том
Там где термосом тамбур
Я черно-бело курю-ю-ю-ю ….и дождь разливной
Вот куд-куда куд-кудаТы ? В Куд-кудыкино….
Свистнула Синяя
И сварила вкрутую яйцо в том самом поезде
Где формалиновый тамбур пружинит
Не-у-ровно-вешанно-свин-говый мир
Там и стою… и курю ….и
Дождь
Аритмично
брансбойтом
смывает лицо
_____________
Вот я в Куд-кудыкино….
Поезд хамсинит по рельсам гофрируя и
Куд-кударит пернатая синяя мне свой потрепанный хвост кружевной
В нем тот же тамбур в котором все дальше я
Или наверное все-таки ближе Я…
Вот и щетину царапает соль..
Но я все
стттою
и курррю…а дождь…под ребро
Вот наконец и матрас поролоновый с минусом в банке плюс экстрасистола
И Тель-Авивский курзал с однолицыми
Где эфиоп алкодав…
Тамбур задыркан откурен раздолбан
Дождь перестал
И углем растушеван в тамбуре Я-ктопопало-кудаковый
Шпарю ершу в этом поезде хреновом
И бесконечно курю непременно я…
В окнах Ночь Улица пьяная Курица
… ну и Аптека Фонарь.