Александр Мошинский
ПАМЯТНИК
Большие поэты на Тверском бульваре
С детских лет нам всем известно стихотворение «Необычайное происшествие,
произошедшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Оно зализано в школе
до «хрестоматийного глянца». Но до конца ли мы его понимаем? Да,
Маяковский, с присущей ему скромностью, сравнивает себя с солнцем. Ни
больше, ни меньше! «Ты да я, нас, товарищ, двое». Но, если вдуматься, кого
из русских поэтов сравнивали с солнцем? Да никого, кроме как Пушкина.
Впервые это сравнение прозвучало в извещении о смерти поэта, написанным
Одоевским: «Солнце русской поэзии закатилось»… А тут: «за деревнею дыра, а
в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз…» Да еще за «пригорком
Пушкино». Конечно, Маяковский реально жил летом в Пушкино, но совсем
необязательно выносить этот факт в первую строчку, выставляя этим некий
знак. Не так уж часто слово «Пушкин» появляется в поэзии Маяковского.
Собственно, кроме «Юбилейного» с ходу ничего и не вспомнишь. А в
посвященном Пушкину «Юбилейном» то же сравнение, то же подчеркнутое
равенство двух поэтов. «Кто меж нами, с кем велите знаться?» Что
Маяковскому Солнце? Равняться – так с Пушкиным!
Внутри самого стихотворения сидит уже не намек, не знак, а целый сюжетный
ход, отсылающий нас к Александру Сергеевичу. Вспомним дона Гуана, дерзко
предлагающего статуе Командора «стать на стороже в дверях». У Маяковского,
естественно, нарочито приземленное приглашение зайти на чай и – как
следствие – смертельный испуг: «Что я наделал, я погиб…» Слова статуи
Командора у Пушкина: «Я на зов явился», звучат в этом контексте как
продолжение реплики Солнца у Маяковского: «Ты звал меня?» Солнце при
этом не катится, как шарик, а именно приходит: "само, раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле". Такие вот – "Шаги Командора" (по Блоку). Что же
получается? Солнце уподобляется статуе, а, иначе говоря, памятнику. Так с
памятником общается Маяковский и в «Юбилейном». Выходит, что сюжет обоих
стихотворений, в общем-то, одинаков. Да и перекликаются они даже в мелочах
не случайно: «Не знай ни зим, ни лет, сиди, пиши плакаты» – «Я теперь
свободен от любви и от плакатов».
А не случайно ли, что оба они написаны в июне? К Пушкинским дням?
Собственно, в связи с «Юбилейным» этот вопрос не стоит. Мало того, что
понятие «юбилей» заложено в названии, само стихотворение является своего
рода ответом на есенинские стихи – «Пушкину», прочитанные у памятника
Пушкину в 1924 году в день рождения поэта со строчкой «Стою я на Тверском
бульваре». («Юбилейное» со строчкой «На Тверском бульваре очень к Вам
привыкли» было опубликовано в том же году но несколько позже).
Уничижительные строки («коровою в перчатках лаечных», «балалаечник») в
адрес Есенина не случайны. Интересно в этом контексте, слегка
закамуфлированное, но тем не менее прямое противопоставление Есенина
Некрасову. Барин Некрасов – «мужик хороший», а крестьянин Есенин –
«мужиковствующих свора». Никого из других своих современников Маяковский с
такой силой не припечатал. Так он мог бороться только с тем, кого считал
достойным соперником и конкурентом в борьбе за «общую курицу славы».
Естественно, если «Юбилейное» включало в себя полемику с Есениным (и
момент соревнования), то прямой выпад был практически неизбежен.
Для современников сомасштабность Маяковского и Есенина была очевидна.
Вспомним хотя бы катаевский «Алмазный мой венец», в котором рядом стоят
Командор (Маяковский) и Королевич (Есенин). Кстати, появление прозвища
«Командор», которое дает Катаев Маяковскому, достаточно характерно.
Фактически поэт здесь уподобляется памятнику. Но тема-то из того же
«Каменного гостя»! «Командор» с большой буквы появляется в русской
литературе достаточно редко. Первое, что приходит в голову – это Остап
Бендер. Если не забывать, что Ильф и Петров были Другом и Братом Катаева,
то «медальный профиль» Командора в "Золотом теленке" еще теснее сближается
с темой Памятника и Маяковского.
Тема «Королевича» у Катаева тоже отнюдь не случайна.
Королевич-то имеется в виду не какой-нибудь европейский королевский сын
(по европейски – принц), а скорее пушкинский королевич Елисей, иначе
говоря, все-таки царевич. Те же ассоциации были у Маяковского, только он
их весьма тщательно зашифровал. Вспомним его реалистически кошмарную
строчку из "На смерть Есенина": «взрезанной рукой помешкав». А ведь это
прямая переделка с сохранением лексики из волошинского "Дмитрий император"
про царевича Димитрия: «В Угличе, сжимая горсть орешков Детской
окровавленной рукой, Я лежал, а мать, в сенцах замешкав, Голосила, плача
надо мной." Так они и воспринимались: «Командор» с царственным
медальным профилем и «забулдыга-подмастерье» – «Королевич». И им обоим не
давал покоя Пушкин и его Памятник, как нерукотворный, так и бронзовый на
Тверском бульваре.
Тема памятника для Маяковского была животрепещущей всегда. Даже в самом
раннем «А для себя не важно и то, что бронзовый…», «Из костей и мяса
памятник». А в том же «Юбилейном» – «Памятник при жизни полагается по
чину». Здесь очень важно именно это «по чину». Мотив сравнения и
соревнования присутствует у Владимира Владимировича постоянно. Собственные
представления о ПАМЯТНИКЕ при этом экстраполируются на того, с кем
хотелось бы «состязаться». В том же "Юбилейном": «А состязается с
Державиным». Спрашивается, где же это Пушкин состязался с Державиным? Уж
никак не в юношеских прочитанных Державину «Воспоминаниях в Царском Селе».
Единственное стихотворение, которое может попасть под разряд «состязания»
– это «Памятник» Пушкина, написанный вслед державинскому "Памятнику".
Такая вот получается «картинка в картинке». Поэт обращается к памятнику и
напоминает ему о его стихотворении «Памятник». При этом явно звучит намек
о том, что ему, Маяковскому, могут ставить в упрек состязание с Пушкиным,
как Пушкину с Державиным. Но Пушкин, Державин, Ломоносов, Гораций писали о
памятнике нерукотворном… Маяковский о нерукотворном тоже помнит, но
никогда не забывает и о бронзовом, хоть и бравирует: «заложил бы
динамиту…»
Откуда же это стремление к бронзе? Почему не мечтал
о «рукотворном памятнике» Пушкин? И уж, во всяком случае, не писал об
этом! Но на Тверском бульваре не стоял памятник Державину… Памятник же
Пушкину притягивал поэтов как магнитом во все времена, заслоняя порой
памятник нерукотворный.
Разговоры с памятником дали повод для блестящей сатиры язвительного
Булгакова, объединившего в своем Рюхине и Маяковского, и Есенина.
Вспомним: у Есенина: «Эти милые забавы не затемнили образ твой», у Рюхина:
«Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему
на пользу…» А происхождение Рюхинского «белогвардейца»! "Стрелял, стрелял
в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие". Первая
и естественная ассоциация – «великосветский шкода» в "Юбилейном" у
Маяковского. Но «великосветский шкода» очень недалек от «повесы» и
«хулигана» у Есенина в "Пушкину": "О Александр! Ты был повеса, Как я
сегодня хулиган". Только относится это не к Дантесу, а к самому Пушкину и
самому Есенину. Но Маяковский с легкостью создает гибрид из повесы XIX
века и хулигана XX века, получает соответствующее словосочетание и
переадресовывает его туда, куда ему надо, поставив заодно Есенина на одну
доску с Дантесом. А уж все прекрасно понимающий Булгаков завершает
логическую цепочку и завязывает ее на главную тему романа – «Бессмертие!»
Да, конечно, речь о бессмертии: и у Есенина, и у Маяковского. Только
бессмертие это овеществлено, отлито в бронзе. А потому для Рюхина реально
его «обеспечить».
Да, конечно, Маяковский рекламировал свою практичность: «в жизни …
мастак», «спирт в полтавском штофе». Даже предполагаемое бессмертие
овеществлено: «все сто томов…» Только вот насчет «мастака» в реальной
жизни «обеспечить» получалось плоховато… Тем более, что «большевистского
партбилета» нет и не было. И мечта о памятнике – закамуфлированная и
несбыточная. А ведь большим поэтам свойственно мечтать о бессмертии,
видеть свой памятник. Даже затравленный Мандельштам на краю гибели пишет о
«мастере пушечного цеха», «швеце кузнечных памятников», и ему грезится
«меди нищенская цвель». Кажется, что это грустнее, чем "Вам и памятник еще
не слит, – где он, бронзы звон или гранита грань?" у Маяковского, в
стихах, написанных на смерть Есенина, но грустнее ли?
Большие поэты, создавшие себе «памятник нерукотворный», осознавшие это и
хотя бы раз прошедшие по Тверскому бульвару, никогда уже не могли
полностью отрешиться от магии памятника Пушкину…
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива
Объявления: