Виктор Голков
Славянское
1
Парусина листвы шелестит о своём и при штиле.
На оконном стекле отпечаток забвенья и пыли.
Время точность утратило, нет больше тонкости строгой,
Есть лишь чёрный будильник в пространстве каморки убогой.
Вдруг, повисшие в трансе , качнулись вперёд занавески.
И деревья, и город в окне, как старинные древние фрески.
Слышен ложек трезвон и ленивое звяканье блюдца,
И горячие капли в желудок таинственный льются.
Может так же и в прошлом, забытом, ушедшем и старом,
Лился жгучий свинец на загривки свирепым татарам.
Может так же он лился и в глотки, пронзённые болью,
Пополам с кипятком, вперемешку с кровавою солью?
Как понять это время, загнавшее даты и страсти
В перламутровый вечер, разбивший пространство на части?
2
Боже, карающий и всемогущий,
Словно в подарок за грубую лесть,
Дал нам и воздух, и хлеб наш насущный,
Чтобы дышать, любоваться и есть.
Стали иконы от времени чёрными
И золотыми – верхушки церквей.
За облаками и высями горными,
Видно, забыл ты своих сыновей.
Нам и одетыми быть, и обутыми,
В каждой пылинке надёжность любя.
За месяцами, часами, минутами,
Видно и мы позабыли тебя.
Знаю, когда-нибудь выйдет назначенный
Срок, и скорбя мы на землю падём,
Чтобы молить, тыщекратно растраченный,
О милосердье твоём.
Остров сирен
«Я вам повторяю: безумие это заразно,
ладонями уши от всякого звука замкните.
Меня не жалейте, вы к мачте меня привяжите –
хочу испытать я жестокую силу соблазна.
... вот странное чувство меня целиком охватило:
восторг и блаженство, печаль, обречённость, кручина.
Повеяло холодом – словно сырая могила
объятья свои раскрывает морская пучина.
“Морские бродяги! Хочу я продать мою душу!
Бессмертная слизь, на разлуку с тобой уповаю!
Проклятую сказку про всеми забытую сушу,
где так и не умер – про Итаку я забываю».
Он больше не стонет, молчит безучастно и скорбно,
лишь насквозь от пота промокла льняная рубаха.
Хоть солнце в зените, но море по-мёртвому чёрно.
Лети, наше судно, от этого острова страха.
***
Церковь – белая невеста,
Век неведомо какой.
В переулках Бухареста
Время трогаешь рукой.
И когда проходишь мимо
На дряхлеющих домах
Спит оно несоскоблимо,
Как безумие в умах.
Тихо крестятся в трамваях
И в автобусах, – везде.
Там история прямая
Преломилась, как в воде.
В глубине его кварталов,
Где угрюмы этажи,
Длинный свиток распластала
Повесть истины и лжи.
Как под линзой телескопа
Померещилась живьем
Вся восточная Европа
В гордом сумраке своем.
***
Дождь прекратился,
стало светлей.
В плоть воплотился
мокрых полей.
Желтые краны
с лапами вкось,
как истуканы
вместе и врозь.
Черный кустарник,
ржавый песок.
Ветер-напарник
наискосок.
Жили, как крысы,
в тысяче стран.
Здесь кипарисы
и мертвый коран.
***
Там, где пыль на всех предметах
и один большой хамсин,
в черных стоптанных штиблетах
прихожу я в магазин.
И охранник, сгорбив спину,
смотрит в рваный кошелек:
что там – пуля или мина,
или яда пузырек?
Видит желтые монеты,
три ничтожных пятака.
Так чего опять на дне ты
ищешь, жадная рука?
Не араб я, это видно,
и не слишком-то богат.
Потому мне и обидно,
что ты мне не веришь, брат.
***
В этом тихом, непрестанном гуле
Сны твои плывут.
Это значит: спишь на карауле –
Как тебя зовут?
Если враг к тебе подкрался ловко
В пыльных сапогах,
Не услышишь, как вздохнёт винтовка
В четырёх шагах.
Ничего не сделать, не исправить,
Смыслу вопреки.
А письмо домой к тебе отправить –
Это пустяки.
***
Бессмысленно, пожалуй,
судьбу без толку клясть.
Как лист несешься палый,
но разве это страсть?
И это вряд ли мука,
знакомая вполне.
Скорей всего, лишь скука,
осевшая на дне.
И нет опорных точек,
лишь темная вода,
да пара тонких строчек,
такая ерунда.
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива