Дмитрий Близнюк
***
Пять часов в сонном городе.
Жжёт в брейкдансе метель.
Какой же безумный ангел сжалился
и вытащил этот уездный город из проруби?
Устроил вихрастый ледяной беспредел.
Хищная улица
держит в синих когтях вывеску "Булочная",
а ты зыблешься передо мной
лунной женщиной не вымышленной
из давным-давно облетевших садов.
И бессонница будто служанка -
о, как же прекрасно ее монгольское лицо! -
протягивает мне бокал с желчью
едкой, янтарной, сладостной.
Приносит гарнир со змеиной головой
и оставляет на столике у изголовья.
Пять часов в сонном городе. Ну, а утром вокзал
тускло заиграет всеми пластиковыми плоскостями
в горьком ореоле растворимого кофе.
Как Остап однажды сказал:
это мое аутодафе. Кто же эту память порочными
узелками на горле темной нитью связал?
И першит прошлое. Голова, как чугун, тяжела,
а метель тинейджером вертится,
семирукая пляшет Шивой...
Нет возврата в прошедшее,
в уездные городки,
где остались мои лунные женщины,
и на голые стулья небрежно наброшены
полупрозрачные, чуть шипящие,
змеевидные чулки…
***
Черный кот перебегает поляну,
усеянную ярко рыжими мокрыми листьями,
останавливается на середине,
и внимательно смотрит на меня.
Это у кота крепко желтые глаза
или это сквозь прорези кошачьих глаз
я вижу палую листву за его спиной?
- будто рассматриваю осень
сквозь театральный бинокль черного кота.
И я застываю посреди улицы
с охапкой невыразимого, как выпускница с бантами,
но чудо длится несколько мгновений,
и вот уже истина выскальзывает из рук, как змея,
облитая подсолнечным маслом,
но не чтобы ужалить или сбежать, а что бы снова обвиться
вокруг мыслей, заползти мне на руки.
Тема рук, как звук, продлевает себя:
девушка скучает на скамье - удрученное божество,
и не замечает, как два ее пальца – указательный и большой –
медленно занимаются любовью, целуются,
гладят и ласкают друг друга –
пальцы-любовники с лицами на затылках.
Реальность, прощай!
Как же я оказался на чердаке?
Вот картонный ящик с грецкими орехами -
я зачерпываю пригоршню плодов
и высыпаю их обратно, словно крошечные черепки.
И смотрю сквозь окно на дождливое недружелюбное небо,
небо похоже на мрачного полицейского,
вызывающе жует зубочистки деревьев,
надвинуло козырек горизонта на самые глаза.
Что я здесь делаю?
Прислоняюсь лбом к холодному, точно стетоскоп, стеклу,
и с жадностью созерцаю
кусок еще теплого, еще не отброшенного мира
как ящерица, которая решила оглянуться на свой любимый хвостик,
прежде чем нажать на рычаг,
сократить необходимые мышцы. Реальность, прощай!
Я медленно дотрагиваюсь языком до холодного стекла -
стекло горькое на вкус,
за годы пропиталось лунным светом.
Вот так устроена волшебная лампа Аладдина.
Но что я здесь делаю?
Время снежинками отслаивается от меня,
перхоть судьбы.
Я чувствую, как превращаюсь в воспоминание,
прошедшее застывает, словно холодец.
И бабочка, не испытав свободного полета,
вновь становится беспомощной куколкой,
узор морщится на крыльях и сворачивается, подобно вееру.
Еще мгновение и ничего, ничего не останется,
кроме отпечатка прохлады на лбу.
Лунная горечь во рту и пряный запах орехов...
* * *
Есть сорт темноты,
похожий на шоколадное мороженое.
Ты его жадно глотаешь… Тьма сладко тает в глазах…
А в это время любимая разлеглась на твоей груди –
пантерой на могучей ветке парадиза –
и мурлычет легчайшую чепуху,
переваривает ужин любви при свечах
с красной нежностью задранной косули.
Есть тьма, которая мне интересней света:
в ней плавают образы, словно
эритроциты в тёмной крови Бога.
Вот вальсирует цветная тьма нерождённых образов;
вот они, ещё мягкие скрипки и смычки,
ещё без костного мозга и роговой оправы,
замотаны в коконы сюрреальных нитей.
И под твоими ногами – осторожней! –
бесстрашно гуляют карликовые смерчи фантазии,
каждый размером с детскую юлу.
Будь с ними аккуратней – можно вывихнуть палец
или повредить Пизанскую башенку мозга,
если попробуешь схватить образ
голыми руками-словами.
И ты видишь, что это не горы с белыми вершинами,
а девушка-зима в вязаной шапочке, необъятная,
с заснеженными грудями задумчиво смотрит на солнце,
перебирает альпинистов точно растянутые чётки
и медленно накручивает спускающихся лыжников.
Накручивает их на пряди белых волос,
на длинные чешуйчатые пальцы сосен...
* * *
Кто-то ходит внутри слова «осень»
на высоких красных каблуках
этажом выше, пониманием выше.
Останавливается возле окна, отодвигает штору
и любуется исподтишка, как загорелые всадники листопада
гарцуют и становятся на расклешённые золотые дыбы.
А ива возле фонарного столба совсем потеряла себя
И горюет, свесив безалаберную голову,
пускает зелёные слюни на муравьев.
И так до самого позднего вечера, а потом
появится тонкая, что твоё веко, луна –
учительница с родимым пятном на лице –
ведёт толпу звёзд-второклашек
на экскурсию в город ночной.
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива