Ирина Грановская
Часть 1
Рисунок по памяти
На столе клеенка в нарядных маках,
В мисочке горох, размокая, бухнет.
Я сижу с тетрадкой, вдыхая запах
Пестрого бытья коммунальной кухни.
Вновь из пункта «А» вышел человечек,
А линейка в комнате – вот растяпа!
Там у мамы гость (говорит – разведчик,
Да хоть генерал, только он – не папа).
Дядя Моня час как пришел со смены,
Пьет грузинский чай из огромной кружки,
Заедая цимесом непременным,
Рыжим, как Мироновы конопушки.
На халате в треск натянув полоски,
Вновь дымит у форточки тетя Фира,
Стряхивая пепел от папироски
На медальку крышечки от кефира.
В ряд на керогазах кастрюль короны:
Хаш, рассольник, щи и супец с колбаской…
Попросить линейку бы у Мирона,
Только он на улице, с нашим Васькой.
Скоро шесть. Михеич придет с работы,
А за ним Армен, хахаль тети Нели,
Сядут отмечать, кто - приход субботы,
Кто - последний день трудовой недели.
Сдвинутся столы, зазвенят рюмашки,
Загремят кастрюли, роняя крышки.
Ну а я, доделав свою домашку,
Посижу с Мироном, листая книжки
В комнатке, где слоники под часами
Будут ждать, как в кухне, цветной и пьяной,
Отзовутся тосты «за тех, кто с нами»
Эхом от войны: «что ж, друзья, помянем…»
А пока спешит человек в тетради,
Скорость в пять кэмэ отмеряют ножки,
В такт его шажкам по бульонной глади
Неля мерно плюхает поварешкой.
И, перхая старчески, бабка Полька
Мозговую кость с упоеньем гложет.
Путь до пункта «Б» – два пи эр, поскольку
В понедельник будет опять всё то же:
Потекут до пятницы дни за днями,
Толкотня на кухне, домашка, споры,
И опять разведчик припрется к маме,
Или капитан, или дворник Боря.
Так же будем с модой сверять подолы,
Медяки считать у окошка кассы,
И взахлеб делиться взращенной в школе
Верой в урожай райских яблок с Марса,
Верой, что вот-вот заживем как люди,
Что преодолеем все-все барьеры.
Главное ведь: верить, что будет, будет,
И воздастся, может быть, нам по вере.
Под окном надсадно скрипят качели,
С них в песок сигают Мирон да Васька…
Принеси-ка, внученька, акварели –
Нарисуем память в прозрачных красках.
I век н. э
Тех, кто стремился к свету,
кого тяготила судьба
твари, амебы, раба,
кто жаждал скользить по нагретой солнцем воде,
любить ли, владеть, раздавать хлеба,
творить, попирая смерть,
а может взлететь незримым над пламенем Рима,
смеясь,
как будто он Марс,
или червь, но с именем Марса -
их славила серая масса...
Но смыло небесную твердь дождями, словами, слезами
в античный поток Геллеспонта;
И образы, став образами, осели на стены.
А тех, разрывающих вены
в паденьи без крыл с высоты,
их всех перекладина горизонта
на миг превращала в кресты, уводя в прошедшее время,
известное тем,
что запанибрата со всеми,
и точно "на ты" с покрытым уже расстояньем,
где, в точке земного касанья,
героев средь пошлой толпы
встречал в черной траурной тоге
паромщик Харон, говоря:
- Под ликами идолов разных
вы часто
искали в бессмертье дорогу,
забыв про исход бытия и неотвратимость порога,
где - триединством Бога -
Стикс, переправа и я.
От и до
Свет ученья
ман'ит, но усилия гаснут вотще,
Все, кто прав на сегодня, назавтра окажутся левыми,
Труден путь прониканья в глубокую сущность вещей –
Лес неявных причин скрыт надёжнейше следствий деревьями.
Все понять невозможно, как выплатить пеню с гроша,
Это может аукнуться шуткой: по рельсам и маслицем.
А незнанье от знанья – сквозь пропасть коротенький шаг,
Фантастический, как размышленья Вачовски о матрице.
Свет любви
искушает и копит коллекцию душ.
У Амура работа простая, не требует меткости.
Ты сдаёшься, пощады не просишь, не вьёшься как уж,
Пополняя собой мировое собранье нередкостей.
Над распластанным чувством трещит погребальный салют,
Хоть душе не впервой – но опять заикается стонами.
От любви к нелюбви расстоянье стремится к нулю,
Прикрываясь надеждой на мудрость кольца Соломонова.
Свет добра
монохромно течёт над рекой передряг
И чумных новостей о поэтах, разорванных пушками.
Хочешь мир возлюбить и спасти всех детей и собак,
Но собаки кусают, а деточки бредят войнушками.
И пускай ты могуч и плюёшь на десятки препон,
Лишь бы имя своё подпереть стометровою стелою,
Между злом и добром невозможно просунуть ладонь,
Потому что они – суть, одно неразрывное целое.
Часть 2
У овсянки запах нищеты...
У овсянки запах нищеты,
на кастрюльке бледные потеки.
Дочь Мариша делает уроки,
пятилетний Димка у плиты держит чашку -
тоненькая нить
режет пополам фарфор и душу.
- Димыч, маргарин принес бы лучше...
- Мам, а дашь бабулю покормить?
Комната три на три, плюс балкон,
на кровати мать лицом в подушки,
стол, сервант, за ним три раскладушки.
Снимками заклеенный картон на стене.
Ведь шел уже отсчет,
мы ж ни сном ни духом, как всё плохо.
Улыбались дочка, Димка-кроха,
и Андрюша, муж... живой еще.
Взгляд скользит, цепляясь за портрет -
черный креп на рамке и на буднях.
За окном февраль белесым студнем
поглощает звук, контраст и цвет.
Строй лекарств на тумбочке. Морфин
мамин, упаковка барбитала...
Я люблю ее.
Но так устала
тыкать клином в предыдущий клин.
Душит вездесущий аммиак
сквозь преграду бесконечных стирок.
Хорошо, что есть пока квартира.
Жаль, сменять на меньшую - никак.
Сто лет до конца моря
По мнению экологов, Мертвое море не доживет до конца столетия
В потоках просолённого тепла,
Шурша многоязычными речами,
Туристы расстилали под лучами
Соловые, вальяжные тела.
Блеск тихих вод был нестерпим для глаз,
И дамы, щурясь чувственно и сладко,
Размазывали по массивным складкам
Лечебную струящуюся грязь.
А поплавки-купальщики в воде,
Густой, как первый отжим из оливок.
Считали островки воздушных сливок,
Плывущих небом к солнечной слюде.
Пьянили, словно легкий алкоголь,
Верёвочки купальников по моде.
Невдалеке, меж гор, белел заводик,
Пакующий целительную соль.
Песок под нежным ветром шелестел,
Похожий на старинную бумагу,
И солнце жадно слизывало влагу
С распластанных вдоль моря потных тел.
Седой уборщик, важный, словно Ной,
Искал в песке обёртки и обломки…
На берегу, у самой водной кромки,
Сидел поэт с беременной женой,
Читая ей с листка последний стих
О вечной тайне глаз оттенка нори…
А Мёртвое живительное море
Тихонько умирало возле них.
Несвободна
Несвободна, словно тень от кошки,
Шла река в наручниках мостов,
У причала строем тётки-ёжки
Продавали трупики цветов,
Предвкушая яблочную мякоть,
Корни яблонь тискала земля…
Что ж теперь, достать чернил и плакать?
Или подождать до февраля?
Подождать, когда замерзнут воды,
Станут сном последние цветы,
И, наевшись досыта свободы,
Может быть, ко мне вернешься ты.
http://moscvichka.ru/tv/topic/160
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива