Ирина Маулер
СТРАННЫЕ МЫСЛИ
ДОЖДЬ В ПАРИЖЕ
Не научили тебя чистописанию –
Одни кляксы от слов твоих, взглядов, дел.
А мне – розовые очки, открытые платья –
Оттого и душа в ссадинах, что раздета.
Не научили тебя песни петь, слушать
Шелест осени, шаги виолончели,
Оттого на твоей земле – засуха слуха,
И соловьи с веток твоих давно улетели.
Не научили тебя прямоте взгляда,
Совесть чистишь утром пастой зубною –
От тебя, как от зимы – бежать надо,
Пока меня не заморозил собою.
ПАРИЖ
Париж накинул плащ,
На босу ногу надел осенние туфли на каблуках
И пошел шляться по широким бульварам без зонтика.
Говорят, от дождика растут быстрее.
***
Город, в котором птицы понимают французский,
Собаки на улицах затевают культурный разговор,
Вежливо и изысканно помахивая хвостами.
Кошки лениво возлегают на ковриках
И, кокетливо опуская глазки,
приглашают дотронуться до их модной французской шерстки,
воробьи подкрашивают перышки в зеленый,
а чайки качаются
на кованых старинных фонарях –
город Сены и шелковых шарфиков,
пожилых женщин в колготках, на высоких каблуках,
стройный и пышный, щебечущий на птичьем языке,
он манит, затягивает в свои нарядные, цветные сети
и уже не отпускает…
***
Не знала и не узнаю,
Не тайна ты, не знаком мне, не знамя,
Которое носишь перед собою –
Не званый, не знаковый и не судьбою
Присланный, брошенный не с неба, с суши –
Не самый серый, не самый лучший –
Сухой и тягучий, как зеленый чай, турецкий кофе –
Не с тобой будущее мое и прошлое,
Не вместе жили, плыли, летали,
Не вместе задачи незадачливо решали,
Не в одной комнате абрисы на потолке наши,
Ты не Андрей, я не Наташа.
Как натощак сигарета у окна –
Ты один, я одна –
грустные жители наших планет,
У которых общего языка нет
И не предвидется по тривиальной причине –
Я женщина, ты мужчина.
А может быть все-таки на эту жизнь – новенькую
Будем держаться друг за дружку, как за соломинку?
***
Разлука – злая метель, мука –
Часы тик-так,
Тесные туфли, шлейф сигаретного дыма,
И нестерпимо
За дверь, в улицу света.
В зазор, просвет – а его все нет и нет –
Нет от него телефона, стука в дверь.
«Кто спрашивает? Его нет дома,
Он еще не пришел, задержался и держится за Олимп».
А сердце тик-так – болит,
А сердце как будто одно на двоих
Было. День затих
И прячется за воротник окна – одна
На диване,
Ноги под одеялом.
Душу не обогреть – жаль.
Во все окно – заката пожар,
Диван – корабль в неизвестные страны,
Глаза закрываются – спать,
Завтра проснешься желанной.
ОХОТА
Охота – кому-то хочется, чтобы ты пропал, сгинул, провалился в тартарары.
Охота кому-то сказать тебе, что светлые эти миры – не твои,
Что случаен здесь и права нет твоего на здесь и сейчас.
Охота – ты должен спасаться минуту каждую, каждый час.
Забиться в норку, в которой нет света и нет воды,
Забыть надежды все и свои былые миры,
Отречься от радости сейчас же и – на тысячи лет,
Признать наконец перед всеми – тебя не было и нет.
Следы не твои и голос не твой, и лик,
Это не ты столько лет не лыком шит.
Это не ты к Б-гу, не ты ответ
С ровной спиной держишь столько прекрасных лет.
Должен сказать – «птицы не мне поют»,
Должен признать, что место твое не в раю,
Должен дрожать ночи и дни напролет –
Это в тебя можно как в птицу стрелять – влет.
Ты не согласен? Школа стрелков ждет!
Будут учить тебя ночь и день напролет
Как догонять, как попадать в цель,
Как выбивать туфелькой каждую дверь,
Как забывать правило правой руки,
Как с врагом переходить на нежное «ты»,
Как просыпаться наутро царицею из цариц,
Как над этим жестоким миром птицей парить.
И быть не сбитой из чьего-то ружья влет.
Так что спеши – школа стрелков ждет!
***
Солнце разглаживает следы лет – этот свет
Нежно ложится на глубину души
И плавит кусочки соли не спеша,
которые нарастают на ней, как грибы после дождя.
Если расплавить все – душа выйдет из берегов.
Наводнение души – вот лучший из миров,
Которые может подарить жизнь.
Лежи на солнце жизни, ходи под ним,
За него держись.
***
Друг – это тот, кто вдруг не закроет глаза на твою беду,
Не скажет – давай руками ее разведу,
Не станет честно смотреть в глаза, зная,
Что ничего не хочет сказать – словом помочь, не то что делом,
Не станет изображать умело, что занят, не знал, думал, не слышал,
Не даст тебе себя чувствовать лишним в час, когда на часах ненастье,
А тебе так необходимо участье.
И все части твоей души так тяжело воедино свести.
Друг – не разнимет рук, когда падаешь на мостовой.
Не скажет в эту минуту, что ты ему чужой,
Что он просто шел мимо расслабиться, а тут ты –
Ну и скорую пришлось вызвать, чтобы избавиться
От неприятного чувства вины, которое пытаешься навязать ты.
«Зачем требовать так много – у каждого своя дорога,
Свои радости, свой крест, свое восхождение на Эверест.
Кому – до первого ларька, а кому жизнь каждый день сначала начать.
Это просто казалось ранее, что у вас общие надежды и желания,
А по мере проблем поступления – ты ему стала никем.
И если твоя фортуна в отпуске – это не повод требовать к чужой фортуне пропуск.
Отдохнет и вернется к твоему зеленому лугу».
Неужели это Его ты называла другом?
***
Можно ли обогнать время?
Крути педали обыкновенно на велике, корабле, самолете,
На дельтаплане, автопилотом
Лети между былью сна и явью,
Тем, что было и сбудется вряд ли,
Между возрастом черемухи и ромашек,
Между удачами и промашками –
Ноги ли замочишь, застрянешь – гляди,
Время ждет впереди.
Шариком елочным, ломтиком перца –
Время детства, время сердца,
Разбитого чьей-то случайной нелепицей.
Не клонируется сердце, не самоизлечивается.
Делится радостью, делится муками –
То стрекозою летит прямо в руки,
То черепахой ползет неумелое
Время – зерно, время – яблоко спелое.
Матерью, дочкой, мачехой, падчерицей
Время кожу сбрасывает ящерицей,
Стелит постель, манит руками,
Неумело путается у тебя под ногами,
Сладко песни поет колыбельные –
Самолетное время, время корабельное –
Белые мачты, влюбленные взгляды,
А взамен просит быть с ним рядом,
Смотреть прямо в глаза – не сквозь,
Всего-то просит – любовь!
И тогда становится податливее пластелина –
Лепи из него дорогу длинную, сажай по дороге сады и розы,
Вышивай на рубашке любимого цветные узоры.
Себя самого отпусти из плена и тогда легко и вдохновенно
Не надо обгонять время,
А только нежить его справа и слева.
И просто быть времени королевой.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Игрушечные домики под крылом самолета –
За штурвалом пилот, ты за спиной пилота
Пишешь стихи о том, что смело
В юность летишь так, как раньше не смела.
Не сходит улыбка с твоего лица –
Ведь ты летишь в страну русского языка,
Где можно его есть как хлеб,
А можно и пить его взахлеб.
Как же тяжел путь эмигранта –
Только глаза открываешь – язык иностранный
Навязчиво лезет во все поры души,
И тебе его не сокрушить –
Он здесь родился, вырос, окреп, живет,
А ты-то всего здесь двадцать третий год.
Юность твоей новой ипостаси,
Которая как кошка, то ластится, то некстати.
С трудом бежишь за этим чужим языком,
С которым раньше ни сном, ни духом не был знаком,
Но делать нечего – хочешь пить и есть –
Волей-неволей станешь его терпеть
и стараться, чтобы он отлетал от языка,
как клавиши мастера – не ученика.
И вроде уже живешь на нем, говоришь от рассвета и до заката,
Но вдруг ложится палец твой на мира карту,
И ты начинаешь новый отсчет –
Садишься в тот самолет, в котором пилот
на чистом русском с тобой говорит –
и вдруг забываешь выученный с таким трудом иврит
и в объятия русского языка бросаешься так, будто всю жизнь молчал
и только сейчас начинаешь снова дышать.
Как рыба выброшенная на сушу – наполняю русским языком легкие и душу –
На будущее.
МАРГАРИТА
В белую снежную шубу одеты дома,
Март на исходе, на ели наряд голубой.
Я – Маргарита, я Мастера встретить должна –
Ведь только с ним я смогу полететь над землей.
Ну а пока называюсь обычно – Ирен.
Дом и работа, годами налаженный быт.
Ну а пока наряжаюсь в шелка я и лен,
И телевизор со мной на одном языке говорит.
Ну а пока я обычно сажусь в самолет,
Виды Москвы из окна бесконечно ловлю,
И год за годом твержу уже множество лет,
Как этот город я верно и нежно люблю.
Просто не встретился Мастер – гуляю одна,
И за двоих я московским настоем дышу.
Кто-то внимательно смотрит за мной из окна,
Только его в свое сердце я не допущу.
Это не Мастер, а мистер – костюмчик и вид,
Это не Мастер совсем, он живет не спеша,
Это не Мастер. Не мастером наскоро сшит
Профиль его и его небольшая душа.
Я за двоих и пишу и дышу наугад,
Правил не зная для жизни и для любви.
Мне нужен Мастер – без Мастера, знаю, никак
Мне не избавиться от притяженья земли.
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива