Поездка в друзские деревни планировалась Марией Элькиной, сотрудником правительственной пресс-службы, отвечающей за работу с русскоязычной прессой, уже давно. Поэтому отменять поездку не стали, хотя пришлась она на самый разгар «Дымового столба». Многие журналисты, записавшиеся в поездку, отменили свое участие. И проиграли. Те двадцать человек, которые, все же отправившись на Север вместе с Марией, выиграли яркий солнечный день, пасторальные пейзажи, тишину сонных улочек Далият Эль-Кармель, не разрываемую воем сирен. Но, главное, они выиграли массу интересной информации о друзской общине Израиля.
Начал ее нам излагать глава поселкового совета Далият эль-Кармель Насраллдин, встретивший журналистов у ворот монастыря кармелитов. Смотровая площадка монастыря открыта на все четыре стороны света и вид с нее такой, что просто дух захватывает. Расположена она на высоте более 300 метров и с нее просматриваются и Йокнеам, и Тивон и военная база Давид, и знаменитый поселок Наалаль – родина многих выдающихся израильских политиков и военных.
Солнце светило ярко, но не жарило, ветерок, наполненный запахами цветущих уж не знаю каких трав и растений, был свеж и приятен, от пейзажа, распростертого у наших ног, веяло спокойствием. И тут Насраллдин вернул нас к действительности.
Большая часть земель, которые вы видите внизу, принадлежит друзской общине,- сказала он,- и именно по этим землям в 1990 и в 2006 годах Хизбалла и Саддам вели усиленный обстрел. Конечно, их вовсе не интересовали поселки, они целили в военную базу Давид и в ее взлетно-посадочные полосы». Сегодня у нас тихо, ракеты из Газы до нас не долетают. Но мы совершенно четко знаем, что во время будущего витка эскалации с Хизбаллой мы вновь окажемся в эпицентре обстрелов.
Друзская община в Израиле насчитывает около 100 тысяч человек, которые проживают в 16 поселках: 14 на горном хребте Кармель и 2 в Галилее. Можно без всякого преувеличения сказать, что из всех национальных меньшинств, живущих в Израиле, друзы – не просто наиболее дружественная по отношению к евреям общины, они в самом прямом смысле являются нашими братьями по оружию. Друзы полностью интегрировалась в израильское общество, став его неотъемлемой и важной частью.
Друзы приветствовали первых еврейских халуцим, появившихся в Эрец исраэль в конце 19 века и оказывали им всестороннюю помощь. А когда началась война за независимость, друзы однозначно приняли сторону евреев. С 1956 года закон о воинской повинности распространен и на друзов и с тех пор все юноши, достигшие призывного возраста, проходят срочную службу, а девушки - национальную службу. Как с гордостью рассказал нам Насралдин, год назад Далият Эль-Кармель посетил министр обороны Эхуд барак, который привел следующую статистику: среди друзской общины в ЦАХАЛ призываются 83% молодых людей, а среди евреев- 72%. Что, естественно, свидетельствует о том, что мотивация друзской молодежи служить в еврейской армии, чрезвычайно высока.
До 1973 года у друзов был сперва отдельный батальон, а затем полк. Меня, репатрианта из СССР, после прохождения в 1990 году курса молодого бойца, приписали именно к этому полку, в котором я десять лет каждый год проходил резервистскую службу. Поэтому могу лично засвидетельствовать, что друзы - прекрасные солдаты и верные друзья. Моим самым отчаянным командиром был друз Мустафа, у которого просто руки чесались врезать арабам. Мустафа преподал мне самы1й важный урок по пониманию арабской ментальности.
В декабре 1991 года я, вместе с еще пятью солдатами, просидел целый месяц на крыше одного из домов в деревне Анабта (сегодня - в автономии). Нашей задачей была демонстрация присутствия и предотвращение швыряния камней в проезжавшие через Анабту еврейские машины. Каждый день мы патрулировали шоссе и несколько прилегающих к ним улиц, ни к кому не приставая. Все было тихо, пока к нам в качестве командира не прислали Мустафу. В первый же день он повел патруль в касбу - старинный центр деревни, где начал останавливать прохожих, обыскивать их, заставляя выворачивать карманы, раскрывать рот для доказательства того, что в нем ничего не запрятано. Минут через 20 вдалеке показалась группа в масках, размахивавшая топорами. Мустафа немедленно открыл по ним огонь. Я, следовавший за ним, присоединился. К счастью, мы ни в кого не попали, но группа немедленно рассеялась.
Когда мы вернулись в свою палатку, я спросил Мустафу - зачем он унижает людей? Мы ведь провели здесь три недели, и у нас не было ни оного подобного случая. «Зачем ты издеваешься над отцом семейства в присутствии его жены и детей?,0- спросил я,- Ты ведь тем самым мы превращаешь его в нашего врага.
- Ты глупый русский репатриант,- ответил мне Мустафа,- и ничего не понимаешь в арабской ментальности. Для них существует только два положения - либо они хозяева, либо они слуги. Третьего не дано. И этими унижениями я демонстрирую им, что здесь хозяин - я. А твои проявления дружелюбия они однозначно воспринимают как слабость».
Чем дольше я живу в Израиле, тем больше понимаю правоту Мустафы. Провал ословского процесса произошел потому, что желание Рабина-Перса достичь мира даже ценой территориальных уступок арабы однозначно восприняли, как проявление слабости. И устроили вторую интифаду с попыткой бунта внутри Израиля.
Именно из-за понимания арабской ментальности друзов с охотой берут в пограничные войска «Мишмар ха-гвуль», всегда находящиеся в самой гуще столкновений с арабскими демонстрантами. Но друзы сегодня служат практически во всех родах войск и делают успешную карьеру в армии. Совсем недавно демобилизовался бригадный генерал, командовавший войсками МАГАВ. А всего в истории общины было уже шесть бригадных генералов. Об этом нам с гордостью сообщили в мемориальном комплексе, посвященном воинам друзам, павшим в рядах ЦАХАЛ. Таких, оказывается, было 389 человек.
Кстати, этот комплекс находится в доимее, когда0-зто принадлежавшем лорду Лоренсу Олифанту. Лорд – писатель и путешественник, христианин и религиозный мистик, был активным сторонником возвращения евреев в Эрец исраэль. ОН написал книгу «Земля Гилад», в которой призывал к скорейшему воссозданию еврейского государства. В 80-е годы 19 века он приехал в Израиль, и поселился в Далият Эль-Кармель. В отличие от нынешнего поселка, с населением в 16 тысяч человек, тогда это была маленькая, пасторальная деревушка, на Кармеле. Видимо, эта тишина и близость к природе и привлекли лорда, уставшего от городской жизни и великосветского общества. Он построил в Далият эль Кармель большой дом, в котором прожил последние годы жизни. Секретарем у лорда служил молодой человек, который потихоньку писал стихи на иврите.
Звали его Нафтали Цви Инбер, и однажды именно в этом доме он написал стихотворение, которому дал название «Наша надежда». Сегодня его знает наизусть большая часть евреев земного шара, поскольку это стихотворение стало гимном сперва сионистского движения, а затем государства Израиль.
Нам показали библиотеку лорда и комнатку, в которой жил Инбер и где, скорей всего, он и написал «ха-Тикву». В ней стоит старинный стол, который, как утверждал наш гид, принадлежал лорду Олифанту и размещался в ком нате Инбера. Я не отказал себе в удовольствии, усесться за этот стол. Раскрыл блокнот, взял ручку …. Но, увы, муза, посетившая здесь Инбера, не одарила меня благословенным вниманием.
Мусбах Халаби, журналист и писатель, выпустивший 14 книг на иврите, бывший нашим гидом, сказал - «Этот дом- символ особых отношений, сложившихся между друзами и евреями”. И, действительно. Чего только нет в этом внушительном по размерам сооружении - в том числе залы имени Рабина и Бегина, зал Моше Даяна. Сегодня часть помещений используется курсом предармейской подготовки для призывников - друзов.
А затем настал самый захватывающий момент нашей поездки. Журналистов привели на встречу с руководителем сионистского друзского движения Йосефом Насраллдином, дальним родственником главы поселкового совета. Не разобравшись, сперва, кого к нему привезли. Он решил, что имеет дело с российской прессой и начал свой разговор с того, что сейчас нас в два счета обучит сионизму. Но мы быстро разъяснили, что нас не надо агитировать, мы израильтяне и хотим послушать, каким образом сионистом может быть не еврей, а друз.
- Все очень просто, - разъяснил Йосеф,- Связь между нашими народами началась не вчера, не позавчера, а более трех тысяч лет назад, когда Моисей женился на Ципоре, дочери нашего пророка Итро. МЫ стали, можно сказать, родственниками. И отношения были соответствующими. В средние века знаменитый путешественник Биньямин из Туделы писал, что в Эрец Исраэль евреи и друзы живут в мире и согласии. Когда евреи начали возвращаться, их лучшими партнерами были друзы. МЫ не хотим собственного государства, но друзы многие века страдали от своих соседей. Поэтому все друзские деревни находится на высотах - чтобы лучше им можно было защищать от арабов.
Мы очень быстро нашли общий язык с евреями, которые также страдали от нападений арабов. Еще до создания Израиля друзы воевали в составе ХАГАНы и ЭЦЕЛь. А после создания государства мы стали пользоваться всеми правами. В отличие от Сирии или Ливан, где друзу зачастую. Приходится скрывать свою веру и национальность, в Израиле мы полноправные граждане, которые свободно живут на своей земле в соответствии со своими традициями и культурой. И никто нас в Израиле не притесняет и не дискриминирует. Израиль дал нам то, что дороже всего на свете – мы ощущаем себя здесь полностью свободными и интегральной частью Израиля. Поэтому 95 % друзов голосуют за сионистские партии, в основном за Ликуд и Аводу.
В 1975 году ООН приняла решение, в котором сионизм приравнивается к расизму. Но мы ведь прекрасно понимаем, что это не соответствует действительности. Поэтому сразу же после этой резолюции ООН, мы создали сове движение, поскольку почувствовали, что обязаны встать плечом к плечу с еврейским сионистским движением. И мы решили определять себя, как гордые друзы- сионисты! Для нас нет никакого противоречия в том, что мы друзы, сохраняющие свою культуру и одновременно, мы патриоты Израиля. Израиль - самое лучшее в мире государство для друзов, и мы чувствуем себя самым близким к евреям народом».
Мне много довелось поездить по Израилю и пообщаться с представителями разных национальных меньшинств - арабами, черкесами, бедуинами. Но такое, признаю, я не ожидал. Услышать подобные слова из уст нееврея в тот момент, когда арабские террористы вели массированный обстрел Израиля - только ради этого стоило приехать в Далият Эль-Кармель!
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива