Борис Херсонский
***
Я был гражданином Кощеева царства. Я видел издалека
дворец Поганого Идолища. Ближе не подпускали.
Я оставлял на черной школьной доске прерывистый след мелка.
Знал, что в горах вместо пельменей люди едят хинкали.
Знал, что там, далеко, пограничники стерегут рубежи.
Фильмы в летнем кинотеатре, одни и те же - годами.
В кустах у стены водились хозяйственные ежи -
под стрекот пленки они топотали между рядами.
Голова болела. Я пил таблетки, но это не помогло.
Болит до сих пор, набита дурными вестями.
Я чувствовал чей-то глаз глядит на меня сквозь стекло,
как сам я - на муравья с изогнутыми челюстями.
Я видел солдат, превращенных в гипс, гранит или металл,
я знал, что на могилах растут цветы из плотной бумаги.
Ветер в фартуке белом в воздух пыль возметал.
Я тоже хотел быть пылью, но не хватило отваги.
Оставалось идти восвояси, держась поближе к стенам,
в надежде - что-то на голову может с крыши свалиться.
Перебегать проезжую часть, не оглядываясь по сторонам.
Помнил, что время - это свойство материи длиться.
И материя длилась и длилась, и разрасталась вширь,
а дух сжимался комочком, ему не нужны размеры.
Старый идол разваливался, и молодой упырь
шел со свечкой в храм и разучивал Символ Веры.
***
не иди кругом пустая голова
не ходи земля под ногами ходуном
не гони облака густая синева
не зови меня хозяйка не пои вином
что мне песня твоя что мне вишни в цвету
что мне мальва роза у калитки с двух сторон
что мне крест на куполе рекрут на посту
что мне государь и его высокий трон
что мне эта земля где шагу не ступить
что мне ветер такой не расправить грудь
ни краюху погрызть ни воды испить
ключевой болотной хоть какой нибудь
только слышно песню тянут за селом
медленно и верно как скотину на убой
только девица в окошке кукла за стеклом
смотрит в кругло зеркальце любуется собой
Рассказывают о Беште
Говорят, что прозрения его посещали в отхожем месте.
Сидит, трубкой дымит, оправляется. Но мысленный взор
постигает истину о чьем-то сыне, пропавшем без вести,
о загулявшем в городе чьем-то беспутном тесте,
о женихе-талмудисте, и о его невесте,
о соседском коте, перепрыгнувшем через забор,
Он видит ярмарку и знает: сейчас заключает сделку
пропавший сынок мясника, и, хоть прибыль невелика,
на обратном пути он купит бычка и телку
и своим возвращением обрадует мясника.
А вот жених-талмудист, даром что носит ермолку,
знает книгу "Зогар" не лучше пьяного мужика.
И дочке цадика идти за невежду негоже,
она, смиренная девственница, достойна иной судьбы.
И Единый, Благословенный ей готовит брачное ложе
со старым плотником - лучшим во всем Меджибоже,
что ни сделает - заглядение, что столы, что гробы.
А соседский кот гуляет с блудливой улыбкой на роже,
покрытой рубцами - следами любви и борьбы.
А вот тесть беспутный всю ночь шатался без цели,
знать не знал, что с зятем приключилась беда...
..........................................................................
Благословен Господь, сотворивший отверстия в теле!
Закройся одно из них, и какая же жизнь тогда?
***
Жил на свете богатый многодетный еврей.
Его жена рожала исключительно дочерей.
Рассердился Бешт, дал жене еврея пинка,
и в ту же минуту она родила сынка.
Сынок всем хорош, на отца похож.
Едет богатый еврей к Бешту в городок Меджибож.
Везет в благодарность праведнику ломаный медный грош.
И сказал ему Бешт:" Расщедрился, молодец!
Знай же, друг, твоему богатству пришел конец.
В вышних чертогах ангельских дело твое решено:
сын или деньги, нужно выбрать из двух одно!
Я посоветовал ангелам: пусть провалится в тартарары
все его богатство, но пожалуйста, будьте добры,
сделайте так, чтоб из сына его вырос ученнейший рав.
И никто из совета ангелов не сказал мне, что я неправ.
И поскольку отныне - ты последний бедняк,
забирай обратно ломаный свой медяк!"
***
Говорят, что для ребе Юдла поймали щуку, крупную, на живца.
В этой щуке ребе узнал воплощенье родного отца.
Что сказать? Покойный и впрямь был не в меру зубаст.
Должнику ни дня отсрочки при жизни, бывало, не даст..
Вот, лежит он на блюде, большая, кошерная фиш.
На еврейской посуде душою не покривишь.
Для бывшего ростовщика огромная честь,
если собственный сын, раввин, его согласится съесть.
Стать субботней трапезой праведника - грешнику - благодать.
Потому что негоже в субботу праведнику голодать.
Став фаршированной рыбой, свой грех отец искупил.
И ребе Юдл со вкусом поел и вволю испил.
А ночью ему приснился отец, старый, тучный еврей.
Он сказал: ребе Юдл! Плоть моя в утробе твоей,
и за то, что в субботу тебя я насытить смог,
мне отныне открыта дорога в райский чертог.
За услугу - услуга, ты сыт, а отец твой - спасен.
Ребе Юдл проснувшись подумал: какой замечательный сон!
***
Как послушать этих, в черном, в широкополых шляпах-
чертоги небесные подобны русским имперским конторам.
Керубы держат перья в когтистых лапах,
скребут бумагу и Господа славят хором.
А в коридорах толпятся земные посланцы,
Спящие праведники ходатайствуют за грешных.
Во дворе пиликают скрипки. Там - хасидские танцы.
Всех-то райских растений - яблоня, вишня. орешник.
Всех-то райских зверей - кошки, собаки и козы,
всех то райских птиц -, гуси, куры индейки.
У девушек на головах тяжелые темные косы,
Дорожки присыпаны гравием. Вдоль дорожек - скамейки.
А в чертогах, в каждой комнате - разбираются чьи-то тяжбы,
чернокрылые обвинители требуют чьей-то казни.
И души трепещут, и спящие думают - лишь бы
Мошиах, оправдание наше, сокрушил эти темные козни.
И подписывают бумаги, и ставят большие печати,
и с посыльными отправляют в отдел приговоров.
Там никто не торопится. Потому, что в конечном счете,
каждому лечь придется в землю, смиряя норов.
Потому, что судьям небесным не нужны земные подачки,
приговор подписан и не подлежит отмене, но все же,
если долго молиться - то можно добиться отсрочки,
и то, что должно случиться - случится немного позже.
Оглавление журнала "Артикль"
Клуб
литераторов Тель-Авива
Объявления: