Яков
Шехтер
ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ или
СУДЬБА КОНФОРМИСТА
повесть
Ишаягу Райсеру сильно не повезло. Во-первых, он родился евреем. Не специально, так получилось. Спроси его сегодня Высшие Силы: " Шая, кем ты хочешь стать?" - он выбрал бы спо- койную участь скандинава. Живи себе в своём фиорде, погляды- вай, как солнце тонет между серых скал, да пей холодную финскую водку. Но кто ж его спрашивал?! Бросили ребёнка в жестокий мир, наградив рыжей шевелюрой, картавым голосом и со- лидным шнобелем. Вдобавок к такому богатству Г-сподь Б-г произвел Шаю на свет с помощью продавщицы овощного магазина и парихмахера. Если этот факт биографии тоже можно назвать счастьем, примем его за во-вторых. А в-третьих, рождение состоялось в Одессе, в самой се- редине пятидесятых годов двадцатого столетия, что говорит о многом, для умеющих понимать с полуслова. Рос Шая не хуже других, шлимазл и горлохват. Достать джинсы, купить пластинки, толкнуть туфли... Окажись родители интеллигентнее или город поцентральней - пустил бы Шая свои способности по более благопристойному руслу научно-техническо- го прогресса, а то и художественного творчества. Но мировые ли- нии пересеклись иначе. Водоворот большой коммерции малого масштаба подхватил тов. Райсера, и, протащив через задние ходы московских магазинов, пролёты Гостиного двора и толчею одесской барахолки, тихо опустил на скамью подсудимых. Обви- нялся он в мелком мошенничестве и срок получил скромный, почти символический. Уже с первых, розовых попыток деловой активности, Шае стало обидно за свою национальность. Ведь скольких бед можно было избежать, родись он простым украинцем с типичным лицом или, не про нас будет сказано, молдаванином. Шая выпирал из любой оче- реди, не мог затеряться в толпе и моментально идентифициро- вался по национальному признаку. Истинный человек бизнеса дол- жен обладать приятной, но не характерной внешностью; разве мо- жет идти речь о серьёзном контакте, если вторая сторона громо- подобно провозглашает "шо?" и топает ногами, словно мясник на Привозе? Но самой большой неудачей своей жизни Шая считал переезд в Израиль. Ай, и зачем ему понадобилась эта болячка, кто теперь может установить? Все поехали, и он поехал. Просто сумасшест- вие какое-то, и больше ничего! В Израиле Шая прошел по всем кругам "олимовского" ада: под- метал улицы, работал на стройке, убирал квартиры - и всегда за гроши, позорные, жалкие копейки. Спасало лишь то, что офици- ально он всегда оставался безработным, и подачка-пособие, сов- мещаясь с жалкими грошами, вместе составляли средний прожиточ- ный уровень. Тем не менее, жизнь пошла насмарку, причём навсегда, окончательно и бесповоротно. Но именно тогда, на глубине нервного срыва, Шая впервые обнаружил, что у него есть душа. Он прочитал про неё в газете. Какой-то религиозный дея- тель, просвещая репатриированную сионизмом публику, длинно разъяснял особенности еврейской души. Духовность у него затей- ливо перетекала из Источника прямо в сосуды, но по невидимым каналам. - О! - подумал Шая, с трудом продравшись через эту сан- технику, - может, и мой нос чего-нибудь да стоит! Подумал и немедленно забыл. В битве за хлеб насущный прошло несколько лет. После многих мытарств и невзгод Райсеру наконец повезло - он купил магазин. Наверное, столь солидное слово не совсем соответствовало небольшой продуктовой лавочке на стыке Бней-Брака с Рамат-Ганом, но Шая величал её только таким образом. " А вот в моём магазине ..." - вставлял он к месту и не к месту, особенно разговаривая с "олим" первого года обучения. Дела в лавочке шли из рук вон плохо, доходы с трудом покрывали расходы, и, если бы Шая не надувал каждый месяц налоговое уп- равление, существенно уменьшая сумму оборота, магазинчик приш- лось бы просто закрыть. Прямо через дорогу от лавки начинался Бней-Брак. Этот го- род никогда не пробуждал тёплых чувств в Шаином сердце. Ему не нравились его жители, одетые в черные одежды странного покроя, раздражали их шляпы, пейсы, парики и косынки. Он бы хотел встречаться с ними только в одном месте - у себя в магазине, и то по разные стороны прилавка. Но вот этого почему-то и не происходило. Просто вообще, никогда, ни разу. Зато их бесчисленные дети как заводные бегали в магазинчик напротив Шаиного. Проведя исследование покупательского спроса, походив по Бней-Браку и побеседовав с владельцами тамошних продуктовых лавок, Шая решил перековаться. - Если искусство требует жертв, то чего можно ждать от торговли?! - объяснил он жене и начал отращивать бороду. Через несколько недель его магазин заполнился товарами с печатями высшей кашерности, а голову Шаи увенчала кипа непри- тязательно чёрного цвета. На входную дверь он прибил мезузу величиной с половину руки, выложив за за неё целую пропасть денег. Теперь в Бней-Браке мезуз такого размера стало две: од- на на двери центральной синагоги, а вторая у входа в Шаину лав- ку. И что вы думаете - сработало! Доверчивые харидеи потяну- лись на приманку, словно мотыльки к свету керосиновой лампы. Сначала по мелочи: то, другое, третье, потом вошли во вкус и добрались до четвёртого, пятого, шестого... Дела стали лучше, куда как лучше, но всё равно были весьма далеки от процвета- ния. И вот тогда-то Шая решился на поступок. Втайне, конечно, под покровом темноты и на другом конце города. Ещё бы, прознай о таком его друзья и знакомые, они бы ... впрочем нет, они бы просто не выдержали. Короче говоря, Шая пошёл к раввину. - Вот вы говорите: Б-г, - сказал он ему. - А где справедли- вость? Ведь я держу такие точно товары, одеваюсь, как все, и даже стал по субботам заглядывать в синагогу. А в результате - пшик, на хлеб не хватает. Где ж правда, ребе, где ж истина? - Скажи мне, - спросил раввин, - что ты делаешь, когда нет покупателей? - Читаю каталоги, изучаю проспекты, заполняю ведомости, - ответил Шая. - Ухо приходится держать востро, иначе недолго и по миру пойти. - А чем занят конкурент? Ты обращал внимание? - Во-первых, у него почти всегда есть покупатели. Во-вторых, в свободные минуты он читает огромную религиозную книгу. Впро- чем, нет, только он успевает её раскрыть, как сразу же кто-то приходит. Есть же мазаль у человека, не то, что у меня. Раввин достал с полки увесистый том и передал его Шае. - Здесь перевод Торы на русский язык и комментарии к нему. Когда в магазине не будет покупателей, открывай и учи. - Ребе! - воскликнул Шая. - Да я ж закончу её за два дня. Вы б лучше дали толковый совет, как торговать в религиозной обстановке. - Это и есть мой совет, - ответил раввин. - Делай, как я сказал, а через месяц приходи снова. " Нет, они тут все ненормальные, - думал Шая по дороге домой. - Наверное, раньше раввины были умнее. Тоже мне, кардинал Ри- шелье: я к нему с просьбой о помощи, а он мне религиозную про- паганду." Однако книжку Шая не выбросил, а принёс в магазин и положил на видное место. Через несколько дней, перелистав все проспекты и заполнив ведомости на две недели вперёд, он достал её и принялся за чтение. Текст был довольно скучным, но вот пояснения к нему оказались лихими. Прямо с первой буквы комментатор заявил, будто мир создан специально и исключительно для евреев. Шая заинтересовался и стал читать повнимательней, но пришла поку- пательница. Вообще, день выдался удачным: посетители шли и шли, и Шая, порядком подустав, не добрался даже до конца страницы. За месяц ему удалось прочитать только первую главу. Удиви- тельное дело - книжка помогла. Покупателей стало гораздо боль- ше, и через месяц Шая отправился на приём к раввину обрадован- ный и удивлённый. - Ребе, - спросил он, - объясните простому еврею, что тво- рится с его торговлей? Ведь не может одна книжка так изменить мазаль человека! - Нет страшней зрелища для Злого начала, чем еврейская душа над раскрытой Торой, - сказал раввин. - Лишь только зави- дит - сразу пытается помешать. А как можно помешать тебе, Шая, ты ведь, наверное, не отрываешься от Книги ? - Конечно, конечно, - с готовностью подтвердил Шая. - Совсем не отрываюсь, только если клиенты приходят. - Вот потому они и приходят, - улыбнулся раввин. Шая застыл. Несколько секунд он сопоставлял долги и месячную выручку с оставшимся количеством страниц Книги. Потом спросил: - Ребе, а у Вас найдётся ещё что-нибудь почитать? - Найдётся - найдётся, - ответил раввин и указал на сте- ну, полностью закрытую книжными полками. - Приходи, когда эту дочитаешь. Шая вышел на улицу Бней-Брака. Мимо спешили по своим де- лам сотни людей, одетых в странного покроя одежды. Оставаясь по-прежнему загадочными и чужими, они уже почти не вызывали раздражения. - Душа, - думал Шая, - душа, и кто бы мог подумать? |