Анна Файн
Как писать дрянную прозу.
Пособие для чайников
1. Вместо предисловия
Кое-что
из жизни австралийских аборигенов. Когда старейшины племени желают казнить
рядового охотника за нарушение племенных традиций, на смерть обречены двое: жертва и ритуальный
палач-мулунгнува. Кровники
казненного собираются ночью на его
могиле и просят тотемное животное клана о помощи. Тут же перед ними возникает дух мулунгнувы.
Мстители тычут в духовное тело убийцы
острым копьем. Поутру на плотском теле экзекутора
обнаруживается еле заметная
язвочка. Европейская медицина тут бессильна, бессилльны и колдуны. Несчастный
палач медленно угасает от потери крови.
Старейшины
тель-авивской худлитературы трижды приговаривали меня к роли мулунгнувы. Два раза я счастливо уходила от расплаты, потому что жертв не
защищали их родственники. Сегодня третье, роковое испытание. Я прошу вождя Шехтера и секретаря
Межурицкого считать все сказанное Ф. Гойхманом в мой адрес кровной местью,
выданной авансом.
- Инструкция
по написанию дрянной прозы. Семнадцать золотых правил графомана.
В наш карнегианский
век редкий чайник отправится в путь
без подробной инструкции: как, куда и каким боком. А если и отважится,
непременно носом в лужу плюхнется
на глазах у литературной общественности.
Я взяла на себя труд
составить данное пособие, чтобы оградить юных прозайчиков от возможных
ошибок. Сусанна! Никто тебе этого
не скажет, кроме меня. По бумажному
лесу я прыгаю всего ничего - каких-иибудь четыре года. Борьба с местоимениями еще свежа в
моей памяти, как вчерашний боевик. Но давайте к делу. Мое наставление поможет новым прозайцам быстро лепить по-настоящему серенькие тексты. Фирма гарантирует качество!
Все золотые правила проверены на
собственной шкуре.
- Приступая
к созданию прозаического шедевра, раз и навсегда оставьте глупые мысли о теме,
сюжете и основной идее. Прячьтесь
за широкими спинами
пост-модернистов. Все слова уже сказаны, вся литература давно написана.
Не надо напрягаться. Сочинение не тему «Как я провел лето тридцать лет тому
назад» вполне сойдет, особенно для начала.
- Главное,
не «что», а «как». А если «как» не получается – не горюйте. У других еще хуже.
- Философия
– не прозаячье дело. Упаси Бог делиться
с читателем прозрениями, озарениями и догадками. Все ваши прозрения –
не прозрения, и откровенпя – не откровения, потому что все уже было. Если нет мыслей – считайте, что вам повезло.
Собратья-прозайцы не осудят
за морализаторство и
тенденциозность подачи материала.
- Трюизмы
– лучший друг серого прозайца. Напишите что-нибудь вроде: «В юности
незначительные события кажутся незначительными, но спустя годы они приобретают
значимость». Или: «В юности
скучные дни тянутся долго, но по прошествии лет только и понимаешь, как
здорово тогда было!»
- Составное
прошедшее время – счастье
прозайчика. Пусть в каждом абзаце «был», «была» и «было» встречаются
как минимум три раза. Индюшачье болботанье «бл-бл-бл» погружает в
гипнотеческий транс и хорошо усыпляет бдительность редакторов.
- Артикль
– лучший друг писателя. Нет, не сетевой журнал, куда прозайчики
складывают готовые тексты. Я имею
в виду такие маленькие, миленькие
словечки перед существительными. В русском языке их нет, и
напрасно лингвисты утверждают,
будто вариативный порядок слов и
точные эпитеты заменяют категорию
определенности-неопределенности. Дурачье! Прозайцы не ищут легких
путей. Они уснащают тексты ложными артиклями: «тот», «этот», «какой-то» и «никакой». Ложные артикли
должны лезть кучкообразно и врассыпную, как юношеские угри.
- Дрянная
проза невозможна без повторов.
Нашел хороший эпитет – повтори два раза, неудачный – катай и валяй по
всему тексту.
- Объектами повтора могут быть не только эпитеты, но и вводные
слова, синтаксические конструкции, и особенно флексии. Вывалил фразу –
посмотри на нее беспристрастно, как солдат на вошь. Нет ли слов с приставками? Нашел хоть одно -
сочини еще двадцать с той же
приставкой и нашпигуй ими два абзаца подряд, чтобы у читателя в глазах
зарябило. В двух абзацах Сусанны
я нашла десять слов с приставкой «по», не считая аналогичного предлога. В том
же отрывке трижды встречаются «при» и «пре» и трижды – «у». (Это специалльно для любителей
статистики. А кто у нас статистику любит, угадали? )
- Долой одесский жаргон! Если герои живут
в южной России – тем хуже для них. Пусть говорят на советском канцелярите.
Смело терзайте читателя
бесконечными «таким образом», «в частности», «постольку-поскольку», «само
собой, она сама понимала, что...
» и так далее.
- Орфографические и пунктуационное ошибки
– лучший друг писателя.
- Диалоги - сильное оружие в умелых руках. Они
ведь, проклятые, норовят,
обратить прозу в
драматургию. А уж тут вредный читатель драматизма потребует. Драматизм серой
прозе ни к чему. Поэтому речь персонажей должна быть стилистически однородной,
и ничем не отличаться от авторской. Пусть Галка, Маринка и Шурка сольются в
единый недозрело-женский ком серого цвета.
- Не
стоит слушать идиотов, которые утверждают, будто диалог – запись устной речи. Перегрузите прямую
речь героев сложноподчиненными
предложениями и деепричпастными оборотами. Чтобы говорили, как пишут – на канцелярите!
- Громоздите
слова друг на друга. Никогда не ставьте точку вовремя.
- Избегайте
еврейской темы. А не то страшный Голков прибежит и сравнит с Беловым и
Астафьевым. Упомяните вскользь, что герой-отличник должен поступать в институт
не в Одессе, а на Крайнем Севере, среди белых медведей. И не объясняйте,
почему. Пусть читатель сам додумается. Думать полезно.
- Уконтропупить
народ ненужными и нелепыми деталями и подробностями – святой долг борзописца. Подведите
доверчивых читателей к аквариуму и долго перечисляйте рыбьи породы из
прейскуранта зоомагазина. Не беда, если ихтиологические термины ничего не говорят большинству
людей.
- Кому,
как не нам, с нашим-то талантом, нетленку писать! Болезненные проблемы
сегодняшнего дня оставим журналистам. Будемте говорить о вечном: о рыбках, о
ссоре собачек из-за косточки, о конфликте отцов и детей вокруг недоеденной
манной каши.
- Описания
важны сами по себе, даже если они ничего не дают фабуле и персонажам.
Второстепенных героев следует описывать подробно и тут же бросать, не
пристегнув к развитию событий. Сюжета ведь нет все равно, так зачем
напрягаться? Взять, к
примеру, толстого папашу, который
топчется на месте, прежде чем шаг ступить. Интересный папаша, но вот появился
– и тут же пропал. Второй раз пришел – и опять ничего не совершил. А вот
кузнечик волосатый, что ревет, как лев, и хоботом воздух загребает, как слон.
Интересный персонаж, хотя и противоречивый. Если следовать творческому методу
Сусанны, второй раз кузнечик в тексте уже не появится ( Я одолела только
первую часть повести).
Можно
изгаляться еще долго, но пора ставить точку, хотя хороший дрянной прозаик
никогда не ставит точку вовремя.
Точка
.
Объявления: