НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ

(О конкретных произведениях Василия Солопанова и кое-что вообще...)

Василий Солопанов представил на обсуждение повесть и два рассказа, два других - я прочитал раньше, и один - позже. О последнем (эротическом - скажем условно) - я говорить не уполномочен, хотя он запомнился мне лучше, то ли потому, что в самом деле несколько эротический, то ли потому, что я читал его недавно. От первых двух - здесь не представленных - осталось впечатление легкости, чуть ли не врожденной, написания. Подумалось: “Вот, человек имеет то, за чем многие гонятся, и чаще всего не догоняют”.
А теперь, о сборнике “Разведенные мосты”, включающем (с точки зрения автора) повесть : “Три дня Глеба Сухова” и рассказы: “Замаскированный Робот”, и “Friday, 13th".
Первое ощущение - что перышко бегает - подтвердилось вполне, а вот что-то конкретное - сказать трудно. Просмотрел еще раз - вспомнилось, а не просмотрел бы...
Тут представлены: почти бытописание, почти детектив и почти фантастика (или фантазия) - каждое, из трех повествований, в своем жанре. Все они подзаправлены лирикой (автор, безусловно, лирик), только как в приготовленном из приличных продуктов блюде: сытном, но безвкусном - мне не хватило приправ. Каких? Не знаю. У каждого, по-видимому, должны быть свои. Ох, как не хочется говорить об отсутствии какой-то литературной правды. Да и что это такое? В жизни человеческой, бит Василий Солопанов, вероятно, не меньше других. Да и не обязательно, пускаться во все тяжкие, для этого -литературной правды - осознания. Знал я барышню в Одессе, тридцать лет просидевшую на кухне со стаканом чая в руке и беломориной в зубах, и писавшую при этом столь пронзительные и великолепные стихи, что подобных я не видел с тех пор. Знаю и людей возбуждающих себя всячески - лишь бы написалось, а пишется хреновина. Но, кстати, барышня та, что на кухне, последние десять лет вообще ничего не пишет, а кому-то бурная жизнь, наверняка, помогает творить. Дело в чем-то другом.
Наш автор похож на Буратино, который закапывает свои пять золотых на Поле Чудес, а потом их же, без потерь, выкапывает. То ли дождаться не может - пока дерево вырастет, то ли оно и не должно там расти.
Известное двуногое без перьев - это еще не прозаик и даже не профессия. Что-то там должно произойти. Хочется, что бы это что-то произошло, ведь автор способный и, надеюсь, сумеет еще опериться.
И, все-таки - ближе к тексту:
Найти бы какой-нибудь ляп, для разнообразия, так нету - явных, по крайней мере...
Содержание:
Мальчик девочку любил - как другие мальчики любили других девочек. Кончилось это ничем - как часто бывает. Нормально женился, нормально развелся - нормальный мальчик. Нормально все заверчено, не хуже, чем у многих, только не очень оно интересно, поскольку существует и другое - о том же самом, но написанное нестандартно. Конечно, здесь все вполне узнаваемо, что могло бы и подкупить, но мы - критики взяток не берем! Читали мы про первую любовь, где страсти кипят или не кипят, про тяжелую жизнь с молодыми и старыми женами, про бытовые, материальные и моральные неурядицы, в числе этих тягот; про разводы, про армию - даже про местную... Узнаваемо - а дальше что? Многие прошли через колхозы, коммуналки и армии. Повезло, что ли, герою или автору (или не повезло - в смысле интриги)? За девчонку бороться не надо; хулиганы кругами ходят, и не пристают; сосед-ублюдок всего-то один; в армии - ни зябко, ни жарко и компания сносная. А придумать чего-нибудь? Не о привидениях речь, а о том, чтобы посмотреть направо и налево, что-то усечь и включить воображение основанное на еще чьем-то опыте, или вообще ни на чем не основанное.
Почти детектив - получше. Уже потому, что детектив - нестандартная ситуация изначально, как бы не требующая авторского нестандартного взгляда (повторю - как бы не требующая). Приправа та же - лирически-неоригинальная. Пустоватые трагедии - которые, в самом деле, выглядели бы трагедиями будь иначе поданы, пустоватые личные отношения и полный чемодан денег - решающий, разумеется, все проблемы. А почему бы и нет? Бывало, и еще раз может быть. Но может быть тогда, когда пустоватость эта выпестована - на том стоим, а не  так уж получилось. А получилась даже не пародия на третьесортный видеофильм, каких на телеэкране два десятка в день, потому, что автор не шутит - не смешно и не гротескно - он совершенно серьезен.
Почти фантастика - это красота, то есть, почти красивость: мелочи (те же самые, что всегда и у всех) местного - независимо от местности - колорита; много английского, опять таки для колорита: мы же в Америке; фантастическая интрига ниоткуда и беспричинно - сериалы влезли в кровь и в душу даже тем кто не смотрел, а дух он и есть дух, он и должен появляться ниоткуда и беспричинно - живет он здесь; и - удачно взявшийся на этот случай - супермен. Все остальные претензии, те же что и к лирическо-бытовой повести, и к детективу...
А вот про супермена - любопытно: автор честный человек и, смею утверждать, что из за недостатка профессионального воображения, героя своего   явно ассоциирует с самим собой, но с суперменом уж никак не ассоциирует - стесняется. Отсюда и взялся симпатичный спецназовец с высшим образованием - для объяснения своего присутствия в данной компании - умеющий готовить шашлыки. Не всегда интересно видеть откуда ноги растут.
Общий наш случай - тяжелый: какая там первая любовь после Ромео и Джульетты, какой детектив - психологический, или другой - после Агаты Кристи, какие кошмары после Вия, например... Но ведь случается иногда. Помню, история про гроб на колесиках повергала слушателей в ужас - если случался рассказчик, а другая, про то же самое, вызывала недоумение.
Значит, вопрос - как рассказать? Не новость, конечно, но все равно - как?
Я не против Василия Солопанова, а за. Прочитывается его проза легко и раздражения не вызывает (это - ого-го  уже, как много!); интрига, какая никакая, раскручивается; концовки вполне логичные; возраст самый писательский; потенциал - художественный, разумеется,  налицо; что-то важное и главное достигнуто, очень много важного и главного еще впереди.
То есть, всяческих ему успехов.
02.03.2000 Павел Лукаш - доброжелатель.



 

 


Объявления: