"Иерусалим" - роман удивительный, сотканный, подобно одноименному городу, из древних теней, ностальгии по несбывшемуся, размышлений о жизни и непоправимых поступков. Да, еще из молчанья и темноты, потому что этот город-роман растет и поднимается в темноте и молчании, как невидимо и неслышно приближающаяся волна. То ли это нас уносит история, то ли судьба, - не так уж важно, мы все равно покорно повинуемся загадочному зову. После этого романа становится до ужаса понятно, что нельзя жить нигде, кроме этого города, но и в нем жить, увы, в здравом уме невозможно.
Рафаил Нудельман, писатель, критик и переводчик
заместитель главного редактора журнала "Nota Bene"
Сложная, но мастерски выстроенная литературная конструкция, в которой картины и ситуации реально-вымышленной жизни подсвечены тревожным мерцанием потаенных смыслов и отблесками экзистенциальных драм...
Марк Амусин, критик, литературовед,
главный редактор журнала "Время Искать"
Говоря о прозе Дениса Соболева, я не смог бы обойтись без таких чуть ли не взаимоисключающих определений, как традиционная и современная, интеллектуальная и художественная, иерусалимская и ленинградская, основательная и поэтическая. Редкостный, если не уникальный набор качеств. Что и отличает настоящего писателя.
Игорь Бяльский, поэт,
главный редактор "Иерусалимского журнала"
От издателя
Эта книга написана о современном Иерусалиме (и в ней много чисто иерусалимских деталей), но все же, говоря о Городе, Денис Соболев стремится сказать, в первую очередь, нечто общее о существовании человека в современном мире.
Он часто писал, что истина - любая истина, но, в наибольшей степени, истина существования в его историчности и конечности - невыразима в терминах одной господствующей речи или одного сознания. Скорее она раскрывается, высвечивается, на пересечении между взглядами.
Именно поэтому в романе семь рассказчиков (по числу глав); у них много общего, но много и принципиальных различий. Каждый из них многое понимает, но многое проходит и мимо него, как и мимо любого из нас; от читателя потребуется внимательный и чуть критический взгляд. Стиль их повествований меняется в зависимости от тех форм опыта, о которых идет речь. Символический план имеет не меньшее значение, чем реалистический.
В вертикальном плане смысл книги раскрывается на нескольких уровнях, которые можно определить как психологический, исторический, символический, культурологический и мистический. В этом смысле легко провести параллель между книгой Соболева и традиционной еврейской и христианской герменевтикой.
Первый уровень повествования - его можно было бы назвать психологическим - это уровень личного бытия в его субъективности. Любовь и отчуждение, вера и самообман, одиночество и предстояние языкам власти, опустошенность и полнота мироздания, поиски пространств личной свободы, счастье и смерть - это темы, возвращающиеся раз за разом.
Впрочем, пласт личного существования погружен в контекст коллективного бытия. Это, в первую очередь, Иерусалим на излете второго тысячелетия (и, следует добавить, на излете третьего тысячелетия его истории): мир, где сочленение и противостояние духовного и исторического проявляется с особой рельефностью. Старый город, мрачные ультраортодоксальные кварталы, цветущие холмы на западе от города, Иудейская пустыня на востоке.
В этом городе сложная символика, мистические персонажи и архетипические образы, пришедшие из еврейской истории, соединяющие преходящее с вечным, соседствуют с корыстью и лицемерием, политической демагогией, малолетней проституцией, случайным сексом, наркотиками, ролевыми играми, ночными клубами и, наконец, - а может и в первую очередь - войной. Но именно в своем столкновении они и высвечивают друг друга.
Третий пласт - это пласт комментария к основным литературным и философским темам прошедшего века, основным способам видения и описания мира. Каждый из семи рассказчиков - обычно бессознательно - воспроизводит в своем видении многие мыслительные и стилевые ходы, бывшие столь важными для двадцатого века, и их столкновение с существованием в его данности позволяет лучше увидеть их силу, их ограниченность и их уязвимость.
И последний, и возможно самый важный, смысловой слой - это пласт, который, за неимением лучшего слова, можно было бы назвать мистическим, если бы философский скептицизм не занимал в книге столь центрального места. Это тот уровень, на котором человеческое существование в его ограниченности, конечности и несвободе оказывается перед мерцающей истиной мироздания в ее недостижимости, иллюзорности и ускользании.
Впрочем, смысл романа не находится ни на одном из этих уровней. Этот смысл раскрывается в их диалоге, взаимном противостоянии и неразделимости.
Вот, пожалуй, и все. Остальное - по крайней мере, в принципе - роман должен объяснить сам.
Об авторе
Денис Соболев. Писатель, культуролог; доктор философии. Родился в Ленинграде в 1971 году; с 1991 года живет в Иерусалиме. Автор прозы, стихов и нескольких десятков статей, опубликованных в Израиле, России, США, Англии, Германии и Голландии. Занимается английским модернизмом и общей теорией литературы. Преподает на кафедре ивритской и сравнительной литературы Хайфского университета. Член редколлегии журнала "22".
В настоящий момент книгу можно купить на следующих сайтах: