Ривка о прозе Елены Винокур.

    
    

АЛЕКС - ЮСТАСУ или ФРЕЙД В ОСАДКЕ


    
    "Затянувшиеся каникулы Зигмунда"
    Фрейд не занимался разгадыванием снов. Это, скорее, разгадывание душевного состояния спящего, если вообще допустить в этом контексте глагол "разгадывать", да и душа для материалиста (ой, кажется я вслух выругалась) - это, в его понимании, частица работы головного мозга, физическая частица. Берем ее пинцетом, делим на составляющие и кладем под микроскоп... неплохо бы еще подсчитать из души квадратный корень... корни всех интересуют: и математиков, и историков, и садоводов, и главного героя ("кто отец", - вопрошает он и мать начинает нервно искать пробирку. М-да, это раньше прокатывал вариант с погибшим летчиком-испытателем, аистом и капустой. Спасибо, что пробирка. А ведь мог клоном оказаться, ну, допустим, того же Фрейда). Можно еще провести над душой физический или химический опыт и взвесить все, что выпадет в осадок. Взвесить? Да-да... опять эти цифири... разделить, умножить... числа навязывают какую-то зависимость (прогрессию?). Елена Винокур погружает меня в загадочную математику, что-то пытается сказать, предлагая шифр:
    ...три с половиной...
    ...около двух лет...
    ...к трем годам...
    ...десятки разных блюд...
    ...в четыре года...
    ...единственное, что вызвало затруднение...
    ...в шесть лет...
    ...через три дня...
    ...двенадцать лет...
    ...в первые два дня...
    ...на третий день...
    ...за два дня...
    ...около сотни разных книг...
    ...только одно "но"...
    ...три партии подряд...
    ...во-первых пожалуйста...
    ...во-вторых ты можешь...
    ...однажды ему приснился...
    ...в другом сне...

    После взрыва автор прячет шифр - неизвестные годы жизни на черной гранитной плите... А может быть нумерология мне что-то подсказажет? Суммирую и получаю семь с половиной. Возможно семерка означает защиту, ангела-хранителя, спасает то-ли героя, то-ли рассказ, то-ли самого автора. Но половина? Но одна вторая? Продолжаю суммировать и получаю на выходе единицу. Автор действительно пытается что-то дать читателю. Единица означает желание давать, делиться. Но... не могу взять. Не получается. Четко вижу: вот, дают... а что дают - не понимаю... Это как в мультике, когда обезьянке передают привет, а она все никак не может его взять. Но обезьянка - материалистка (ну вот, опять выругалась), а я - не очень и, потому, должна бы понять, но нить ускользает, прячется (и не под оплошностями авторскими, не они мне мешают). Что-то в сюжете заставляет почувствовать, что автор и сама до конца не понимает как привести читателя к сути, к открытию и, поэтому, спускается для конкретного объяснения: кто виноват и что делать (сесть и ждать облака). Отсутствие действия - это тоже действие, поступок. Хотя здесь, наверное, состояние ребенка, такого талантливого (и шнурки сам завязывает, и телевизор сам включает), но не бегущего изобретать ни машину времени, ни новую молитву, подсказывает, что что-то не то, что-то неправильно в датском королевстве. Но не спрошу у автора "а был ли мальчик?". Спрошу: кто мыл пробирки? Хотя, какая тебе (мне) разница теперь, когда ты (я) сидишь и ждешь облако...
    
    "Тысячи жизней"
    И пришло облако и, вместе с ним, вернулись цифры, но пропало желание подсчитывать. Прочитала от начала до конца, потом выборочно, потом в обратном порядке и в обычном. И поняла. Поняла, что не могу писать на этот рассказ рецензию или критический разбор, и не только потому, что не умею это делать. Ну как можно объяснить любовь? На мой вкус, рассказ "Тысяча жизней" настолько хорош, что любая попытка разбора с моей стороны будет выглядеть глупо. Пусть на него критически смотрят другие, а я поняла одну грустную вещь: с этой минуты, читая любую прозу Елены Винокур, буду ждать не меньшего качества. Понимала ли сама Елена, что создает для своих текстов меру, единицу измерения? ...Но подходит очаровательная девочка Аленка лет пяти, берет за руки писателя Елену Винокур и спрашивает, цитируя рекламу, кажется, пива: "Хочешь я угадаю как тебя зовут?". Имя. Эта тема возникает в начале рассказа "Затянушвиеся каникулы Зигмунда" и в конце "Тысячи жизней"... Да, в общем-то, результат не важен. Имеет значение, но не важен. Важно не как зовут или кто зовет или куда зовет. Важно чтоб звали, процесс необходим, а завязывать шнурки необязательно.
    

    
    

 

 


Объявления: