Ирина Маулер
"ХАСИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ"
Встречались ли вы когда нибудь с чертом? Нет не с тем, облик которого
известен нам с детсnва - таким мохнатым, рогатым и хвостатым, а человеком,
который, несмотря на свою абсолютную индентичность с данным названием,
пытается вас склонить к чему-то неприличному, недостойному? Наверняка
встречались. Но вот сомневаюсь, что приходил он к вам, официально назвав себя
по имени - черт, дьявол, нечистая сила. Вот представьте - едете вы на машине, а
на обочине стоит женщина пожилая и рукой машет - остановись, друг, подвези. Вы
так мимолетно взгляд бросаете - ничего, здоровая вроде, пусть себе дальше
голосует, и едете дальше. Мысль-то мелькнула - а может ей добраться не на
чем, может денег нет. Кто его знает сколько ей еще вот так, с поднятой рукой, на солнце стоять. Мысль мелькнула, а ей уже навстречу другая спешит -
самому бы не опоздать, дел-то невпроворотПусть другие проезжающие
побеспокоятся...
Вопрос - откуда такие мысли? Думаю, что ответ понятен. Так и
живем - между добром и злом. Но есть люди,
которые не готовы пойти на поводу равнодушия, безразличия, подлости. Не
готовы и все тут. Что-то у них в душе сопротивляется, не дает им шанс быть
малодушными. Верят они в то, что плохо это, нельзя. Верующие они- и не важна
религия, национальность, социальная принадлежность. Это люди верующие в Свет.
А о ком, вернее о чем пишет Яков Шехтер-писатель, вернее еврейский
писатель. Почему еврейский - потому, что о евреях пишет. Вернее о самой
приближенной к Вере части еврейского народа -- о религиозных евреях. Пишет
о том, что к молодому ешивотнику, Ханоху, случайно попавшему в религию,
скорее из любви к языку идиш чем по каким- либо другим возвышенным
причинам, приходит черт и предлагает какой-то "пустяк- пару- тройку
гойских душ"... Конечно, он прилично выглядит- этот секретарь ешивы, этот
"Набоков", нет у него ни рогов, ни копыт, он как верующий бормочет
благословение над стаканом заваренного кофе и при этом открыто заявляет
Ханоху: "Видишь ли, дело в том, что я - черт... а ты думал, что я
появлюсь перед тобой с хвостом навыпуск и рогами наперевес? Мы идем в ногу со
временем и говорим с каждым на понятном ему языке."
Честно, не правда ли? Тут
бы и задуматься юноше, но нет, желание жить не так, как принято в кругу
"профессионально изучающих Тору", где в доме "только книги и
дети, а единственная мебель - длинный обеденный стол и книжные шкафы"
велико. А как это сделать - стать не вечным учащимся, а
преподавателем? Проблема в том, что не так просто попасть на это хлебное
преподавательское, судейское, ну не важно какое - чиновничье место - все уже
заведомо распределено между своими - Ханох ведь чужак - безродный, без
протекции и семейных связей....
Знакомо, правда? И по человечески понятно. Ну
почти то же, что с женщиной на обочине - кто она такая, кто такие эти
гойские незнакомые души? А здесь важные дела, или возможность исполнения
заветного желания...
Но, как известно за все надо платить И в повести Якова
Шехтора "Торквемада из Реховота", Ханох платит. Платит невозможностью
продолжать уже налаженную, сытую жизнь, невозможностью оставаться с любимой
женщиной, невозможностью жить дальше так, как он живет. Ведь этими пятью
гойскими душами оказываются его жена Мирьм, подделававшая свои документы о
еврействе и четверо дочерей.
Раббанит Мирьям - отказавшая своей родной сестре в родстве, чтобы скрыть свою
причастность к другому народу. Ешивотник Ханох, нашедший в ишиве красоту
языка идиш, а также стол и жилье, занимающийся за немалые деньги борьбой
за чисоту еврейской нации-похоже на расисм, не правда ли? - главные
персонажи повести. Что хотел нам сказать автор, Яков Шехтер? Зачем он рисует
изначально запутавшихся людей, почему отправляет их в религиозную
среду?
Может быть для того, чтобы заострить наше внимание- ведь то, что
возможно для светской части еврейства- невозможно для ортодоксальной . Нет у
Ханоха выбора - или религия с ее законами - без жены и детей, или пугающая
неизвестность - вне религии.
Что же выберет Ханох? Яков Шехтер оставляет нам
самим предположить чем закончится эта история. Эта повесть, написанная
красивым, чистым языком, повесть немного пафосная и возможно немного
сериальная. Но под этим словом я не подразумеваю ничего плохого. Сериалов о
религиозной среде я еще не видела, а
прочитав "Торквемаду из Реховота" как будто в эту среду попала. И теперь
я точно знаю, что хасиды тоже плачут, но только "оф идиш".
 
 
Объявления: