Отзыв на рассказ Риммы Глебовой "Сосед"
Читать современную прозу я не очень люблю. Когда покупаю новую книгу, обязательно начинаю читать ее тут же в магазине, и если спотыкаюсь в начале -откладываю. Что я ищу?
Конечно же интересующую меня тему и приемлемый язык - гладкий, точный, красивый. Почему не люблю современную прозу (конечно есть исключения : Р. Бах, Т. Толстая, Д. Рубина…) - времени жалко. Тем более не люблю читать маленькие рассказы современников. Как бы места не хватает писателю свою мысль высказать, довести до логического окончания, остается она повисшим полувопросом, то ли спросил сам себя автор, то ли сам себе хотел ответить, но не смог.
Рассказ Риммы Глебовой по-моему грешит теми же проблемами. Язык не совсем точен, а вывод не совсем ясен. Что это - старость прощает все, или старости все прощается? А может что-то другое хотел сказать автор, но не дотянул до своего вопроса? Мне кажется, что короткий рассказ должен быть как пружина:сжат и напряжен, иначе он как бы не раскрыт и не выполняет поставленную задачу.
Теперь немного о языке. В одном предложении почему-то совмещается настоящее и прошедшее время. "И Науму все, или почти все слышно" - (а где "было?"), "А ночью так храпел" вообще никак не связывается с началом предложения. И такие места есть, и их необходимо доработать. Но есть и удачные находки. Образ Яши мне кажется удался, всего лишь"Я один что-то задержался…" характеризует Яшу. В рассказе три героя, но образ Яши проявился ярче всех, и чувствуется, что автор любит его. Яша герой положительный и мне читателю симпатичный, затрагивающий, а значит "живой". А его слова "ТЫ о тюрьме, о лагере скучаешь" от неожиданности даже останавливают и хочется спросить словами Наума "Как это?", и даже поспорить с автором. Хотя автор спорит сам с собой.
Новый сосед Наума, как и положено отрицательному герою (хотя под конец рассказа уже не ясно - а отрицателен ли он), остается сначала без имени. До тех пор, пока Наум не не свыкнется с ним, не найдет немного места и для нового соседа в своем сердце. Хороша и характеристика героя, достаточно одного штриха "красные губы", брошенного слова "богадельня" и зарисовки "спина не держит, гнется вперед" и перед нами возникает образ. Наум, главный герой рассказа , как бы держит на своих плечах всю конструкцию здания и пытается не дать ей рассыпаться. Пытается честно. но до конца не выдерживает, и окончание рассказа рассыпается под неопределенностью самого автора. Что же такое хотел сказать Яша, пришедший к Науму во сне? И что хотела сказать Римма Глебова своим рассказом? Хотя возможно это просто зарисовка. И, несомненно, как зарисовка - удачна.