Леонид Левинзон

"Новая жизнь" Феликса Гойхмана.


    
    Рассказ Феликса Гойхмана "Новая жизнь" написан от лица женщины. Идёт подробный монолог о её муже, свекрови, о привычной для этой женщины молчаливой послушности мужу. Героиня не представляет себя вне семейных устоявшихся рамок и готова выполнять роль ведомого и спокойного подчинённого. Но в течение монолога акценты в тоне рассказчицы меняются и она начинает обнаруживать в любимом человеке всё новые и новые неприятные черты.
    В конце концов, её муж, желая побыстрее получить вожделенную визу в Израиль, предлагает рассказчице встретиться с бывшим, когда-то бросившим её ухажёром, работающим сейчас во всесильных Органах, и женщина, по привычке слушаясь, договаривается о встрече. Получает массу эмоций и, как бы просыпаясь от долгого сна, принимает решение изменить свою жизнь.
    Рассказ написан, рассказ прочитан, но вот беда, я к нему остался равнодушен. Довольно долго я не понимал, что явилось причиной такого равнодушия, но потом понял: мне не нравится героиня. Да что там не нравится, я к ней просто плохо отношусь. Автор не обрисовал её и я представляю эту женщину некоей серой, в сером платье унылой тёткой очень подробно пережёвывающей свой семейный быт, причём настолько подробно, что хочется заорать: остановись, замолчи! Я понимаю, что вполне возможно я не прав и она милая худенькая женщина, всё время поправляющая чёлку, у неё любопытные карие глаза, а когда ей странно, она смешно выпячивает губы. А то что подробно рассказывает, ну болтушка в самом деле, не страшно.
    Но всего этого в тексте нет, и серое в моём представлении существо медленно талдычит о своих не нужных мне проблемах. Между прочим у Гессе есть такой приём: медленное начало, незаметный человек в плаще молча ходит по неуютному бюргерскому городу, аккуратно здоровается по утрам со своей квартирной хозяйкой, покупает кефир для лучшего пищеварения, но если ты перевалил первые семьдесят страниц, всё меняется - эмоции захлёстывают, в мире возникает новое светило, и ты уже не успеваешь за этим фейерверком. У Феликса тоже есть попытка эмоционального взрыва в конце рассказа. Но к сожалению это только остаётся попыткой, героине не удаётся зажечь себя настолько, чтобы передать нам, чужим и равнодушным людям, толику своего огня.
    Ещё хочу добавить, что сцена с призраком выглядит неубедительно и её стоит продумать заново. Призрак должен не только произносить монологи, но и быть каким-то более видимым что ли... Смешным или жалким, глупым, обидчивым, пусть чай что ли пьёт, проливая на живых коллег неудерживаемую призрачной плотью воду, чтобы например бывший ухажёр героини, а теперь сотрудник Органов всё время отряхивался и с возмущением спрашивал: откуда вода? А на тебя не капает? А на меня всё капает и капает... Ведь если вступаешь в сказку, то она должна задышать, втянуть в себя читателя, читатель должен поверить, что такое возможно.
    На самом деле я думаю, что автор на правильном пути. Главное, Феликс умеет тонко подмечать и рисовать психологические типажи, есть движение характеров, осталось только повернуть угол зрения, сделать героев более живыми, зримыми, более привлекательными, такими, чтобы захотелось им сопереживать.
    
    22.05.07
    г. Иерусалим
    Леонид Левинзон ©
    
    

    
    

 

 


Объявления: