М.Юдсон
ЦАРЕВНА ВЕЗУХА, ИЛИ ЗАСЫПАНИЕ
( о рассказе Якова Шехтера "Повелительница ангелов")
Перед нами - современная еврейская сказка, модернистский мидраш. Если у русского фольклориста Афанасьева - "Заветные сказки", то у Шехтера - ветхозаветные. В них напрочь отсутствуют русско-народное озорство и раздолбайство, зато наличествует сурово-иудейское погружение в "талмудическую пучину". Нас волокут по тексту, как в купель, точнее, в микву - и чтоб не меньше 18 раз окунулись, с головкой.
Иной мир предстает нам, несмышленым недоверкам - строго обрядовый, полностью закрытый - аж до второй фаланги пальцев. Какофония внешнего, греховного, с его мечтами и звуками ("эротически выстукивающая ручка") - и вечная тишь Талмуда ("что сказал один рабби и…. глухо ответил ему другой"). Вот и выбирай: каравай или субботняя хала.
Автор, Яков Шехтер, пытается помочь нам сделать правильный выбор - терпеливо разъясняет, просвещает, а порой хватает за шкирку и тычет носом: - Нашкодили, читатели? Смотрите у меня!
Серия последних рассказов-поучений Шехтера вообще выстроена в духе: "И спросила кроха", т.е. ответы рабби, учителя жизни открывшим рты дурашкам-ученикам, "далеким от Учения простакам". Не могу не процитировать кусочек:
- Пространство жизни, заполненное гнилостными испарениями идеологий и вонючими отбросами страстей фасуется на липкие брикеты грязными пальцами журналистов….. На самом деле, движущими пружинами оказываются куда более простые, но несравненно более весомые вещи и действия".
Записали, спрашивает нас автор, усвоили? Идем дальше:
- Хрупкая целостность мира держится на усердии изучающих Талмуд, а спокойствие - на женской скромности.
Ну, о Талмуде не будем - он необъятен, как Вселенная. В нем надо жить по принципу - "есть только один день, один еврей и одна страница". А вот о скромности - га,га,га - поговорим!
В обозреваемом тексте Шехтер в очередной раз пытается внушить взрослым и усталым людям, что по-миссионерски - хорошо, а по-амазонски - плохо. А ракообразно даже безобразно. Что плоть, повторяю - это плохо, бяка, выньте изо рта немедленно!
Вся жизнь его мужских персонажей - гендерное начало, Арье Ор, на иврите - лев света, - есть борьба двух начал: "разума" и "конца", (эвфемизм, естественно, но недаром в русской традиции сей безобидный орган табуировано и трагически обозначают - конец). Разум, духовность, жизнь (Хая) и мерзкая плоть, конец всему, леди удача (Мазаль), оно же творческое начало - "дурное побуждение". Герой, раздираемый страстями, как в истинной сказке, отходит ко сну (утро вечера мудренее!) - и видит о сне гроб на столе. На родном еврейском шульхане стоит кондовый славянский гроб, а в нем лежит женщина, засыпанная песком. Символы ясны, как пень. В русских сказках избушка Бабы-Яги была на ножках, а давно доказано, что имелся в виду раннеславянский гроб.
То есть перед нами у Шехтера вроде простая, родимая Баба-Яга, но тут еще рыжий песок - а это уже Баба Абэ (Кобо Абэ "Женщина в песках"). Возникает мотив засыпания (спячки), а также засыпания нашего существования песком времени, протекание жизни сквозь этот песок, как сквозь пальцы Парок, прядущих полотно судьбы. Причем лицо песочной бабы ( женщины) - "плыло и менялось, словно очертания деревьев в знойный день!. Баба-Яга, видимо, превращалась в спящую в гробу царевну, а та - "выпуклые глаза"- в царевну - лягушку, и глаза теперь -"лучезарные, сияющие, огромные".
Эх, Мазаль, царевна-везуха! Итак, смысл повествования: плотская, здешняя жизнь - это сон, упоительный в дупель, гроб с музыкой.
- А вот поставь на ухо "Мир вам, ангелы", - вкрадчиво убеждает нас автор.- Да послушай! И враз проснешься, и сам воспоешь!
И напевает, насвистывает Шехтер песенку Мазаль-Сольвейг:
- Юбка с блузкой серые, а носочки белые, ушки аккуратные, руки ровно-гладкие….
Концовка рассказа светла и оптимистична. Плотская любовь-вожделение возвращает героя в младенческое состояние, но героиня довольна - агукает, целует, сосет ему соску. Так ей и надо. Знаменитый физик Стивен Хокинг, сидящий в инвалидском кресле скрюченный, искривленный, как Вселенная, когда его спросили, как он смастерил в таком состоянии троих детей, ответил что органы, не контролируемые разумом, работают нормально.
Так выпьем же за то чтобы иудаизм ( читай- "холодный разум") победил во всем мире, но все-таки где-то, немножечко, в отдельных местах, пусть он нас не хватает
 
 
Объявления: