Римма Глебова

Елена Винокур. Два рассказа.


    

1. Затянувшиеся каникулы Зигмунда


    или фантастический рассказ о фантастическом ребенке, точнее о том, как простая молитва может привести к уничтожению человечества.
    
    Сначала хочется сказать об имени. Истоки или происхождение имени Зигмунд мне не ясны. Когда произносят или пишут имя "Зигмунд", автоматически в уме выскакивает "Зигмунд Фрейд" - это сочетание уже вбито в мозги. Но никакого намека на фрейдисткие изыски или хотя бы намеки в тексте я не нахожу, есть только фраза о самом Фрейде. И то, что ребенок "из пробирки" тоже ни в коем случае на фрейдизм не намекает даже отдаленно.
    Как мне представляется, рассказ содержит в себе несколько смыслов.
    Первый смысл - что "дети из пробирки" гениальные. Так, видимо, полагает автор. У меня по этому вопросу пока мнения нет, есть только большие сомнения на этот счет. Из рассказа видно только, чем оборачивается в итоге эта гениальность, то есть простенькая молитва гения может привести к необратимым последствиям. И тут, мне кажется, автор несколько не доработал свою идею о связи гениальности с последствиями. И связь эту должен улавливать и додумывать читатель. И идея о гениальности в совокупности с возможностями Бога автоматически переходит ко второму смыслу. А он заключается в том, что (по автору) Бог понимает молитвы буквально, и каникулы школьные переходят в вечные каникулы для человечества, которые неминуемо принесет облако после взрыва. Хотя вопрос о Боге и о молитве всегда есть и будет спорный, так как давно уже понятно, что никакие молитвы не могут отменить или остановить войну, даже атомную. А если бы Зигмунд не попросил бы у Бога вечных каникул? Учился бы себе и терпел, и ничего бы не случилось. Но тогда Елена не написала бы этот рассказ.
    Еще хотелось бы хоть что-то узнать о дедушке, а определение его на фотографии на могиле "молодой и красивый мужчина" - слишком общо и маловыразительно, к тому же весьма стандартно, а причина смерти "молодого и красивого" не указывается даже намеком. Но коль каждое висящее ружье должно стрелять, то здесь даже маленького выстрела не прослеживается.
    "Выстрел" в другом месте, в самом конце рассказа.
    "И тогда он произнес мысленно свою молитву о бесконечности каникул. Потом раскрыл глаза и стал смотреть туда,откуда должно было появиться облако". Тут автор напрямую стреляет в читателя. Хотя тот не совсем понимает, почему Зигмунд повторяет свою прежнюю молитву. Не думает ли он, что теперь действительно наступят каникулы только школьные? Что Бог на этот раз его поймет?.. И облако само собой рассеется?
    
    

2. Тысяча жизней


    
     Привычка помечтать о перемене участи присуща, как мне кажется, женщинам, сетующим частенько на свою скучную и тягостную долю. Ибо мужчины обычно более удовлетворены тем, что имеют. Или полета фантазии у них недостаточно. А у женщин фантазий и мечт порой в избытке. Вот Елена и выступила в своем рассказе от имени всех мечтающих женщин. Воплотила их фантазии в явь, причем в разных ипостасях и вариациях. Прочитав до конца, каждая мечтающая о несбыточных перевоплощениях и других необыкновенных, могущих с нею случиться, жизнях, поняла: лучше того, что она в действительности имеет, нет и быть не может, и надо этим имеющимся в наличии довольствоваться и беречь его, чтобы не дай Бог и этого маленького счастья не потерять. И вообще, вопреки известной пословице, на самом деле - там лучше, где мы есть. Что и с успехом доказала автор, написав этот блестящий рассказ-утопию. Точнее - о множестве разных несчастливых утопий.
    
     Конец очень милый и трогательный, но мне кажется, что, уж раз героиня ощутила на губах вновь вкус гранатового зернышка, то не логичнее ли было бы ей возвратиться туда, в ту точку, откуда всё началось. Чтобы понять цену тому, что она имеет, и учиться быть счастливой в предлагаемых обстоятельствах.
    
    --------
    

    
    

 

 


Объявления: